Автор: Чистякова Марина Андреевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 11.10.2016

Статья просмотрена: 373 раза

Библиографическое описание:

Чистякова М. А. Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 750-752.



В настоящее время значительно возросло внимание к проблеме общения со стороны философов, социологов, психологов и других специалистов. Общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности.

Важно отметить роль речевой коммуникации в условиях обучения для детей дошкольного возраста.

Проблема коммуникативного развития в дошкольном возрасте широко представлена в современных образовательных стандартах.

Многочисленными исследованиями доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития. Современное общество предъявляет строгие и многочисленные требования к коммуникативной сфере человека. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должны стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога.

Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что сфера коммуникации чаще всего находится в области стихийной социализации и редко — в фокусе внимания педагогов. При этом нужно отметить, что во многом благополучная социализация ребенка определяется его успешностью в сфере общения со взрослыми и сверстниками.

Поэтому для получения ребёнком навыков, которые необходимы для полноценной жизни в обществе, необходимо включать ребенка в процесс социализации [2]. Осуществляется социализация, главным образом, через общение.

Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка и в его социализации (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А, В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др.) [3].

Проблема общения является одной из наиболее глобальных проблем психологии, поскольку само общение выступает в качестве основного условия развития человека, формирования его личности. Сфера общения привлекает пристальное внимание исследователей. Его природа, индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения являются предметом изучения философов, социологов, психолингвистов, специалистов по социальной, детской и возрастной психологии.

Принципиальный подход к изучению социализации аномального ребенка предложен Л. С. Выготским. Он считал, что первичные нарушения создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения детей и отношений с окружающими, в установлении широких социальных связей. Все это в свою очередь оказывает отрицательное влияние на формирование основных психических процессов, которые при нормальном ходе развития возникают и преобразуются непосредственно в общении ребенка с окружающими

Не менее важно включать в процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, потому что общение является одним из факторов коррекции их недостатков.

В настоящее время экспериментальных исследований коммуникативной деятельности детей с ЗПР, к сожалению, немного. Вместе с тем все эти работы имеют коррекционно-педагогическую и дифференциально-диагностическую направленность.

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Дети с задержкой психического развития составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психического развития началось сравнительно недавно — около 15 лет назад.

У детей с ЗПР имеются трудности в формирования коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Большинство детей с ЗПР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

Развитие общения — необходимое условие для формирования готовности к школьному обучению. Дети с ЗПР оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков.

Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляются ослабленным, функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости.

Проблема общения детей с ЗПР со взрослыми не была частым предметом специального исследования. Вместе с тем клинические и психолого-педагогические работы показывают, что к школьному возрасту дети с ЗПР не достигают определенной зрелости: им не хватает знаний и умений, у них не сформирован необходимый для обучения уровень развития умственных операций, произвольной регуляции, мотивационной готовности.

При изучении особенностей формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР было установлено, что коммуникативные навыки у данной категории детей недостаточно сформированы. Это проявляется в том, что у детей снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения [5].

Таким образом, нужно отметить, что общей характеристикой коммуникативного развития детей является незрелость мотивационно-потребностной сферы. Только целенаправленная коррекционная работа с детьми, имеющими ЗПР, оптимизирует взаимоотношения ребенка со взрослым, позволяет успешно решать проблемы включения ребенка в общество.

Для практического изучения коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР было проведено исследование, которое проводилось на базе МДОУ № 480 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 5 детей 6–7 лет.

В ходе исследования были определены критерии и уровни сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Для изучения коммуникативных навыков использовались: методика по определению ведущей формы общения ребенка со взрослым, разработанная М. И. Лисиной, методика «Рукавички» для изучения коммуникативных умений и навыков детей в процессе общения со сверстниками в совместной деятельности.

Для изучения уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР был использован комплекс диагностический методик:

– Методика по определению ведущей формы общения ребенка со взрослым, разработанная М. И. Лисиной [4],

После проведения методики по определению ведущей формы общения ребенка со взрослым, автором которой является М. И. Лисина, было определено, что низкий уровень наблюдается у 2 детей, что составляет 40 % от общего количества, средний уровень — у 2 детей (40 %), а высокий уровень наблюдается у 1 ребенка (20 %), что является самым малочисленным показателем.

– Методика «Рукавички» для изучения коммуникативных умений и навыков в процессе общения со сверстниками и совместной деятельности [6].

После проведения методики «Рукавички» для изучения коммуникативных навыков у детей в процессе общения со сверстниками в совместной деятельности, было определено, что чаще всего наблюдаются высокий и средний уровни, а низкий уровень встречается реже.

Обобщив результаты исследования можно сказать, что для старших дошкольников с ЗПР характерен средний и низкий уровень владения коммуникативными навыками. Т. е. у большинства детей не сформированы основные коммуникативные навыки, которыми они должны овладеть к старшему дошкольному возрасту.

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР — сложная задача, которая требует от педагога правильного выбора методического обеспечения и дидактического материала. Все это должно быть подобрано в соответствии с возрастом и особенностями данной категории детей.

Как правило, формирование коммуникативных навыков происходит в ходе создания педагогом игровой ситуации, которая специально моделируется и используется для установления контакта с ребенком и сотрудничества с ним. Педагог в игровой ситуации должен быть ориентирован на положительные качества ребенка, успешность выполнения задач, независимо от сделанного выбора, варианта решения ситуации.

Помочь педагогу исправить недостатки общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР могут игры и упражнения, предложенные А. Г. Арушановой, М. И. Лисиной, Т. А. Сидорчук, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой и др.

Для развития у дошкольников с ЗПР коммуникативных навыков педагог должен подобрать комплекс тех игр и заданий [1], которые будут направлены на общение, умение ладить с людьми, установление контакта, сочувствие, доверие.

Таким образом, изучив специфику детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, можно сделать вывод, что вследствие органических нарушений и функциональной недостаточности, у них наблюдаются нарушение познавательной деятельности, которое приводит к недостаткам в эмоциональной и коммуникативной сфере.

В процессе проведения исследования было доказано, что коммуникативные навыки у старших дошкольников в ЗПР недостаточно сформированы, но при организации соответствующей коррекционной работы и создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого, участия семьи в образовательном процессе можно добиться положительного результата в его развитии.

Литература:

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое развитие детей. Развитие диалогического общения Методическое пособие для воспитателей [Текст] /А. Г. Арушанова. -2-е изд. испр. и доп. — М.: «Мозаика — Синтез», 2005. — 128 с.
  2. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / С. С. Бычкова. — М.: АРКТИ, 2002. — 95 с., с. 36–41.
  3. Запорожец, А. В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец. — Дошкольное воспитание. — 1972. — № 4. — С. 37–42., с. 41.
  4. Лисина, М. И. Потребность в общении [Текст] // Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. С.31–57 (с сокращ.)
  5. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. — М.: Просвещение, 2000. 294 с.
  6. Цукерман, Г. А. Роль сверстников в психическом развитии ребенка [Текст] / Г. А. Цукерман. — Москва, 2001 // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — Москва: Академия, 2001. — С. 122–124.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативных навыков, детей старшего дошкольного, старшего дошкольного возраста, формы общения ребенка, ведущей формы общения, изучения коммуникативных, детей дошкольного возраста, формирования коммуникативных навыков, общения детей, сформированности коммуникативных навыков, изучения коммуникативных навыков, процессе общения, задержкой психического развития, старших дошкольников, изучения коммуникативных умений, сфере общения, определению ведущей формы, Проблема общения, развитии общения детей, Проблема общения детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос