Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Красовская, Е. В. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. В. Красовская, А. Н. Данилова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5948/ (дата обращения: 27.04.2024).

Проблема компетентности и ее формирования стало актуальной в последние годы в связи с введением в теорию и практику образования компетентного подхода. Большой вклад в разработку проблем компетентности в целом внесли отечественные исследователи: Л. П. Алексеева, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.

Термин «компетентность» означает разный смысл и понятие «компетентность» этимологически связано с понятием «компетенция». Втолковом словаре под редакцией Д. И. Ушакова видны различия между понятиями компетентность и компетенция:

-       «компетентность» — осведомленность, авторитетность;

-       «компетенция» — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий [7].

В последнее время, как в зарубежной, так и в отечественной психологии достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативной компетентности».

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова) [2, с.5].

Коммуникативнаякомпетенция является сложным, многокомпонентным образованием, которая начинает свое развитие в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте приобретает большое значение развитие личности в системе образования, ее базисных черт: детской компетентности, креативности, инициативности, активности, самостоятельности, коммуникабельности.

Коммуникабельность — это [лат. communicatio — общаться] — готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими [7].

Термин «коммуникация» многозначен и определяется в исследованиях по-разному. В работах С. Л. Рубинштейна под коммуникацией понимается сообщение или передача при помощи языка некоторого мысленного содержания [6]. И. А. Зимняя считает, что коммуникация — процесс двухстороннего обмена информации, ведущей к взаимному пониманию [4].

По мнению М. И. Лисиной [5], развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов, качественно преобразуясь на каждом из них: первый этап — эмоционально-практическая форма общения (2–4 года жизни); второй — ситуативно-деловая форма общения (4–6 год жизни); третий — внеситуативно-деловая форма общения (6–7 лет). В основе этого преобразования лежит изменение содержания коммуникативной потребности.

Коммуникация может быть речевой и неречевой. Речевая коммуникация происходит в рамках коммуникативной ситуации (Арушанова А. Г.). Коммуникативная ситуация — это ситуация речевого общения двух и более людей. Речевое общение происходит по законам того или иного языка, который представляет собой целостную систему фонетических (графических), лексических, грамматических и синтаксических средств и соответствующих им правил речевого общения (правил речевой коммуникации). Именно формирование функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению форм речи — диалога и монолога [1].

Коммуникативная компетенция включает в себя следующие компоненты:

-        коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);

-        способность к эмпатии (умение сопереживать, чувствовать другого);

-        способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);

-        культура вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, техникой аргументации и введение спора, соблюдение речевой дисциплины, использование невербальных средств).

Особого внимания заслуживает особенности формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Дети данной категории даже в большой степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, т. к. нарушения речевой функции приводят к нарушению процесса коммуникаций, что в свою очередь ведет к недоразвитию коммуникативной компетентности в целом. Проблемой общего недоразвития речи занимались многие исследователи, среди них Л. С. Волкова, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина и др. [3].

Л. С. Волкова, Н. С. Жукова в своих исследованиях показали, что под общим недоразвитием речи понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При общем недоразвитии речи наблюдается позднее проявление речи, скудный запас слов, дефекты произношения и фонемообразования.

Р. Е. Левина отмечает, что речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя языка) у детей с нормальным слухом и относительно сохраненным интеллектом. В группу с ОНР объединяются дети с различными формами речевых нарушений (дизартрия, алалии, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по указанным компонентам. Отметим, что недостатки речевого развития (фонематического и словарного) детей с ОНР поддаются коррекции и развитию, но это происходит более медленными темпами, чем развитие других коммуникативных навыков, таких как — контактность в общении, инициативность, доброжелательность, взаимодействие, использование невербальных средств общения.

К особенностям коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР относятся:

-        наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики, фразеологии;

-        характерно меточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактно — обобщенным значением;

-        словарный запас ниже, чем у детей без речевой патологии;

-        трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;

-        недостаточная дифференциация звуков на слух;

-        низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту.

-        нарушение фонематического восприятия;

-        снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи) незаинтересованность в контактах и т. д.

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников является: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослым и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Свою работу мы строим в соответствии со следующими задачами:

-        формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;

-        усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств её выражения;

-        обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.

Система развития коммуникативной компетенции дошкольников с ОНР включает в себя: диагностический материал по развитию связной речи, формированию коммуникативных навыков, формированию языковой и речевой компетентности старших дошкольников; план логопеда и воспитателя по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР. В планах описывается включение дошкольников с ОНР в различные формы ознакомления с коммуникативными навыками, повышение коммуникативной культуры. Одним из разделов плана является раздел, посвященный работе с родителями.

В процессе работы с детьми создается коммуникативно-игровая среда, воздействующая на личность ребенка. Коммуникативно-игровая среда представляет собой игровое пространство, смоделированное таким образом, что дети были вынуждены вступать в общение. Сначала педагоги учат ребенка использовать материалы коммуникативно-игровой среды, обучают их определенным совместным действиям, что способствует активизации общения.

Перечислим методы и формы работы с дошкольниками с ОНР, которые активно используются в работе: игры — соревнования, игры — драматизации, подвижные игры, творческие игры, игры — инсценировки, сюжетно — ролевые игры, беседы, инсценировки, свободное и тематическое рисование, чтение художественных произведений и обсуждение стихов; импровизация; рассказы детей; мини-конкурсы, литературные викторины и др.

Дети имеют возможность заниматься какой-либо деятельностью в присутствии сверстника. Опыт такого свободного контактирования способствует взаимодействию в ситуации, когда несколько детей выполняют одну и ту же работу (рисуют, делают поделки, играют). Более тесный физический контакт побуждает к возникновению разговоров, а нередко к согласованию замыслов, действий.

Следует отметить, что наибольшую ценность представляет, прежде всего, игра- импровизация по мотивам сказки. Именно в ней дети проявляют самостоятельность в наибольшей мере. Детям нравится многократно возвращаться к одним и тем же текстам, особенно если появляются новые элементы костюма, декорации, игрушки. Это способствует хорошему запоминанию диалога. Также используются задания по составлению рассказов. Педагоги побуждают детей к высказываниям из личного опыта. Это разнообразные вопросы: «У кого зайчик просил помощи?», «Кто повстречался с зайчиком?», «А если ты повстречаешься с зайчиком, что ты скажешь?» (инсценирование русской народной сказки «Лубяная избушка»).

Детям старшего дошкольного возраста очень нравится сочинять истории по типу народных сказок, где главный персонаж по очереди встречает разных зверей и разговаривает с ними: «Как медвежонок искал друга», «Чья мама?» и др. Здесь возникают повторяющиеся диалоги персонажи, которые помогают детям импровизировать на заданную тему.

Таким образом, предпочитаемым видом коммуникативной деятельности для дошкольников с общим недоразвитием речи является ежедневное общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности. Коммуникативная активность дошкольников с ОНР представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения.

Литература:

1.      Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Метод. пособие для воспитателя.- 2-е изд., испр. и доп.- М.,2005.- 128 с.

2.      Детский сад: теория и практика № 3/2013 (журнал). Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

3.      Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: «Просвещение», 1990. — 239 с.

4.      Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. — 384 с.

5.      Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997.- с.291–300.

6.      Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие / С. Л. Рубинштейн — СПб.: Питер Ком, 1999. — 418 с.

7.      Толковый словарь Дмитрия Ушакова [Электронный ресурс]. URL: http://ushakova-slovar.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, ребенок, дошкольный возраст, речевое общение, коммуникативно-игровая среда, грамматический строй, коммуникативная деятельность, коммуникативная компетенция, коммуникативная ситуация, нормальный слух.

Похожие статьи

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

ребенок, общее недоразвитие речи, речевое общение, дошкольный возраст, коммуникативно-игровая среда, коммуникативная ситуация, нормальный слух, коммуникативная компетенция, коммуникативная деятельность...

Модель формирования у дошкольников коммуникативной...

коммуникативная компетентность, ребенок, ранний возраст, общение, дошкольный возраст, навык коммуникации, модель формирования, освоенная способность ребенка, ранняя социализация, динамический характер.

Диагностические особенности выявления уровня...

речевой этикет, речевое общение, ребенок, культура общения, семейное воспитание, высокий уровень, неэтичное выражение собеседника, дошкольный возраст, коммуникативная компетентность, телефонный разговор.

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного...

Формирование коммуникативных компетенций у детей... Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. ребенок, общее недоразвитие речи, речевое общение...

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции...

социально- коммуникативное развитие , ребенок , дошкольный возраст , совместная деятельность , сверстник , развитие , отношение, чувство, старший дошкольный возраст , уважительное отношение.

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной...

Все это: снижение уровня коммуникативных умений, навыков, затрудненная социальная адаптация в обществе, тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста определяет необходимость тесного сотрудничества и взаимодействия психолога и логопеда в...

Формирование коммуникативных компетенций детей...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития воспитания Российской Федерации. Автор: Богуславец Ирина Александровна.

Особенности общения со сверстниками детей старшего...

ребенок, дошкольный возраст, психическое развитие, сверстник, речевое общение, большинство детей, коммуникативная деятельность детей, дошкольное образование, деятельность детей, совместная деятельность.

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР...

Несформированность лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обусловлена следующими особенностями: – бедность активного словаря

Похожие статьи

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

ребенок, общее недоразвитие речи, речевое общение, дошкольный возраст, коммуникативно-игровая среда, коммуникативная ситуация, нормальный слух, коммуникативная компетенция, коммуникативная деятельность...

Модель формирования у дошкольников коммуникативной...

коммуникативная компетентность, ребенок, ранний возраст, общение, дошкольный возраст, навык коммуникации, модель формирования, освоенная способность ребенка, ранняя социализация, динамический характер.

Диагностические особенности выявления уровня...

речевой этикет, речевое общение, ребенок, культура общения, семейное воспитание, высокий уровень, неэтичное выражение собеседника, дошкольный возраст, коммуникативная компетентность, телефонный разговор.

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного...

Формирование коммуникативных компетенций у детей... Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. ребенок, общее недоразвитие речи, речевое общение...

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции...

социально- коммуникативное развитие , ребенок , дошкольный возраст , совместная деятельность , сверстник , развитие , отношение, чувство, старший дошкольный возраст , уважительное отношение.

Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной...

Все это: снижение уровня коммуникативных умений, навыков, затрудненная социальная адаптация в обществе, тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста определяет необходимость тесного сотрудничества и взаимодействия психолога и логопеда в...

Формирование коммуникативных компетенций детей...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития воспитания Российской Федерации. Автор: Богуславец Ирина Александровна.

Особенности общения со сверстниками детей старшего...

ребенок, дошкольный возраст, психическое развитие, сверстник, речевое общение, большинство детей, коммуникативная деятельность детей, дошкольное образование, деятельность детей, совместная деятельность.

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР...

Несформированность лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обусловлена следующими особенностями: – бедность активного словаря