Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 13.12.2016

Статья просмотрена: 465 раз

Библиографическое описание:

Солдатова Т. Н. Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 710-714. — URL https://moluch.ru/archive/131/36385/ (дата обращения: 23.05.2018).



Коммуникативнаякомпетентность — этоспособность человекак общениюв одном,нескольких или всехвидахречевой деятельности;приобретеннаяв процессе естественнойкоммуникацииили специальноорганизованного обучения;особое свойство речевойличности.

Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллектива. Общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в коллективной деятельности, являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. От богатства действительных общественных отношений личности зависит ее духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие способности к труду, творчеству, общественной деятельности, общению. Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через игровые и реальные отношения со сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. В этом возрасте ребенок, осваивая мир отношений, испытывает ценностное отношение к окружающему предметному миру, открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».

В период дошкольного детства в перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок обучается рефлексии на других людей. Все люди — социальные по своей природе существа, и так же остро нуждаются других людях, как в пище, воде и крыше над головой. При общении, происходит усовершенствование и поддержка представление о себе. Посредством коммуникации люди узнают, что они есть, чем хороши, как люди реагируют на поведение отдельной личности.

Ребёнок пользуется для реализации коммуникативной деятельности различными средствами:

  1. Экспрессивно-мимические, к которым относится улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела;
  2. Выразительные вокализации;
  3. Предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения (приближение, удаление, протягивание взрослому различных вещей, притягивание и отталкивание взрослого, позы, выражающие протест или, наоборот, стремление прижаться к нему);
  4. Речевые: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Общение происходит ради выполнения социальных обязательств. Мы говорим: «Как дела?», встретив человека, с которым сидели за одной партой в прошлой четверти; «Что нового?» или просто «Привет», — так мы приветствуем знакомых. Таким образом, мы выполняем социальные обязательства. Словами «Привет, как дела?» мы подтверждаем, что узнали человека. Если ничего не говорить, мы рискуем заслужить репутацию высокомерного и бестактного человека.

Через общение не только происходит знакомство с другими людьми, но и, что еще более важно, строятся взаимоотношения. Люди общаются, чтобы обмениваться информацией. Часть информации идет через наблюдения, чтение, телевизор, а изрядную долю — через прямое общение с другими людьми. Во всех этих случаях коммуникативных действиях происходит бесконечное количество обменов сообщениями, включающих посылку и по лучение информации. При общении, создается воздействие на других.

Общение — это естественное, врожденное, стабильное поведение, и не часто пытаются его усовершенствовать навыки коммуникации, даже если они неадекватны. Но коммуникации можно учиться. Важное значение для эффективной коммуникации ребёнка имеет умение слушать собеседника, чтобы осуществлять сотрудничество с ним. Исследования показывают, что немногие участники общения умеют выслушать собеседника спокойно и целенаправленно. Принято считать, что при установлении контакта главная роль отводится говорящему. Но анализ общения показывает, что слушатель — далеко не последнее звено в этой цепи.

Многие полагают, что слушать — это стараться показать заинтересованность в информации собеседника. Вместе с тем в данном случае главная мысль рассуждений может ускользнуть от слушателя или исказиться его предвзятым мнением, что приводит к разочарованию говорящего партнера. В литературе «слушать» означает делать сознательное усилие воли для того, чтобы воспринимать звуки определенного значения. «Слышать» — значит физически воспринимать любой звук, не включая умственный процесс. Чтобы установить необходимый контакт с собеседником, следует настроиться на желание слушать его. Иначе можно услышать вместо того, что говорит партнер, только то, что хочется услышать.

Поскольку коммуникация лежит в основе взаимосвязей, то одной из целей педагогического процесса будет ознакомление с принципами, которые помогут усовершенствовать навыки коммуникации до уровня компетентности. Мотивация имеет очень большое значение, ведь улучшить навыки коммуникации произойдет только в том случае, если у ребенка есть мотивация — то он захочет этого добиться.

Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Наблюдения за детьми в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно.

Можно выделить некоторые психологические группы детей:

  1. Одни чувствуют себя «хозяевами»;
  2. Другие оказались в подчинении у первых;
  3. Третьи остались вообще вне игры, дети не принимают их (причем, к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают); 4. Четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами отходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве.

Анализ показывает следующие результаты:

− неспособность детей к социальной реализации.

− снижение речевой памяти.

− не способность детей к раскрепощению.

− недостаточность общей культуры поведения.

Все это свидетельствует о слабой развитости коммуникативных навыков.

Возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все качества и освоенные способности ребенка носят динамический характер, т. е. не завершены и продолжают развиваться. Предпосылки коммуникативной компетентности закладываются в раннем возрасте. Накопленный нами опыт в работе с детьми раннего возраста показывает, что ранняя социализация, понимаемая нами как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе, есть не что иное как предпосылки формирования коммуникативной компетентности. Многоступенчатая модель организации образовательного процесса дает возможность гибко строить образовательный процесс и разрабатывать программы, позволяющие поэтапно формировать коммуникативную компетентность:

− Первая ступень — ранний возраст, целью которого является ранняя социализация, понимаемая нами, как предпосылки коммуникативной компетентности.

− Вторая ступень — младший дошкольный возраст, целью которого является, развитие речи как средства общения в различных формах и видах детской деятельности.

− Третья ступень — средний дошкольный возраст — овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

− Четвертая ступень — старший дошкольный возраст — развитие свободного общения со взрослыми и детьми, саморегуляция своего поведения, развитие толерантности и эмпатии. Становление начальных коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста происходит в условиях вариативной организации педагогического процесса, ориентированного на целостное развитие ребенка как субъекта разных видов деятельности и поведения.

Модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все качества и освоенные способности ребенка носят динамический характер, т. е. не завершены и продолжают развиваться. Предпосылки коммуникативной компетентности закладываются в раннем возрасте. Накопленный нами опыт в работе с детьми раннего возраста показывает, что ранняя социализация, понимаемая нами как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, позволяющих ему успешно функционировать в обществе, есть не что иное, как предпосылки формирования коммуникативной компетентности.

Одним из принципиальных требований, способствующего формированию речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), является коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно- педагогического воздействия на логопедических занятиях. Обучение детей с ОНР состоит в побуждении их к речемыслительной активности в различных сферах индивидуальной и коллективной учебной деятельности, а также в использовании учителем-логопедом специальных упражнений, направленных на формирование у дошкольников коммуникативных умений. Теоретической основой процесса формирования речевой активности дошкольников с ОНР является коммуникативно-деятельностный подход. Коммуникативный компонент коммуникативно-деятельностного подхода состоит в учете, использовании и развитии потребности общения как важнейшего условия продуктивности процесса обучения речи. Как известно, мотивация общения обостряется в условиях совместной деятельности индивидов, когда возникает необходимость согласовать действия, договариваться о способах их выполнения. Именно коммуникативный компонент позволяет наглядно представить схему педагогического взаимодействия во всем многообразии входящих в нее звеньев (источники, ситуация, обратная связь и т. д.). Но данный подход не вскрывает внутренней структуры этого взаимодействия, характера двусторонней активности его объектов. Деятельностный компонент коммуникативно-деятельностного подхода позволяет рассматривать речевую активность в соотношении со структурой речевой деятельности, включающую три этапа: побудительно-мотивационный, ориентировочно-исследовательский, исполнительный. Начальным механизмом возникновения речевой активности ребенка является приведение в действие мотивационного компонента, который включает: возникновение потребности, встреча потребности с мыслью говорящего, возникновение интереса как эмоционального переживания этой потребности, его волевая регуляция, поддержание интереса. Применение коммуникативно-деятельностного подхода в логопедической работе будет способствовать преодолению трудностей речевой коммуникации детей с системными нарушениями речи, созданию условий для положительной мотивации учения.

Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении с взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение с взрослыми, так и со сверстниками. В настоящее время логопеды и психологи ищут способы активизации речевой коммуникации и потребности в общении у таких детей. Могучими, но редко используемыми средствами по развитию коммуникативных умений и навыков, а также речи у ребенка-дошкольника современные исследователи считают игровые упражнения, сюжетно-ролевую игру, элементы тренинга, психогимнастики и руководство ими со стороны логопеда и воспитателя.В ходе игровой деятельности дети объединяются в игровые коллективы, перенимают друг у друга имеющиеся знания. Необходимость объясняться со сверстником стимулирует развитие связной речи, особенно диалогической. Диалог как наиболее естественная форма речевой деятельности предполагает наличие постоянной обратной связи, подкрепления со стороны партнёра. Педагог (логопед), организуя игру, руководит процессом общения детей, а, следовательно, стимулирует их речевое общение. Значит, игра может служить как средством развития коммуникативных способностей, так и индикатором уровня развития общения и речи.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):….«речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Дошкольники мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности. Поэтому необходимо им помочь в преодолении мотивационных трудностей, овладении средствами и способами общения.

Для формирования коммуникативно — речевых умений и навыков можно использовать а работе модель коррекционно-развивающей среды.

В игровой ситуации сценарий моделируется как коммуникативно-познавательная проблема, в решении которой предусматривается активное взаимодействие ребёнка с логопедом и сверстниками. Для того чтобы дети активно включались в выполнение заданий и проблемную ситуацию применяю невербальные средства коммуникации, таким образом развиваю эмоциональную сферу ребёнка. Наиболее простыми для понимания детей являются такие эмоции какрадостьи злость.Одним из игровых приёмов также являются упражнения, цель которых — развивать коммуникативные навыки. Обычно упражнения делятся на парные и групповые, парные упражнения способствуют» расширению» открытости по отношению к партнёру — умению чувствовать и понимать его. Групповые — дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, зависимым, тем, у кого занижена самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами. Диалог — основная форма общения дошкольников. В практике широкое распространение получило представление о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Но диалог включает и другие инициативные и ответные высказывания, такие, как сообщение(информирование, утверждение) —выражение отношения к сообщению. Побуждение(просьба, предложение, приказание) —реакция на побуждение(выполнение или отказ от выполнения).

Модель коммуникативной компетентности.

Описание: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i2/html/4_Tischenko.files/image002.jpg

Таким образом возрастосообразная модель формирования у дошкольников коммуникативной компетентности основана на том, что все качества и освоенные способности ребенка носят динамический характер, т. е. не завершены и продолжают развиваться.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативной компетентности, дошкольников коммуникативной компетентности, формирования коммуникативной компетентности, Предпосылки коммуникативной компетентности, предпосылки формирования коммуникативной, речевой активности дошкольников, коммуникативной компетентности ребенка, предпосылки коммуникативной компетентности, навыки коммуникации, Модель коммуникативной компетентности, способности ребенка, ранняя социализация, коммуникативной деятельности различными, динамический характер, процесс усвоения индивидом, дошкольный возраст, детьми раннего возраста, речевой коммуникации, усвоения индивидом образцов, индивидом образцов поведения.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос