Автор: Сокольникова Наталия Михайловна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 17.10.2017

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Сокольникова Н. М. Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 66-68. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13082/ (дата обращения: 17.12.2017).



В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Особое место в речевом развитии ребенка занимает формирование лексико-грамматической стороны речи.

Важно подчеркнуть, что своевременное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.

В дошкольном учреждении созданы все условия для развития речи детей. Но в настоящее время увеличивается число детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучении в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений.

Несформированность лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обусловлена следующими особенностями:

– бедность активного словаря;

– нарушение процессов словоизменения;

– нарушение построения предложения (нарушение связи слов в предложении, в употреблении предлогов),

– употребление простых предложений;

– трудности в объединении слов в словосочетания и фразу в использовании способов согласования и управления;

– словообразованием дети не владеют.

Наблюдения за детьми показали, что любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх. Все это сказывается на психофизиологическом развитии ребенка, усугубляя тем самым уже имеющуюся проблему.

Важнейший вид деятельности ребенка дошкольного возраста — это игра. Игра представляет собой именно тот вектор движения в образовательном пространстве, который реализует образовательные, коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, объединяет педагогов, детей и родителей, отвечает запросам образовательной политики государства и новым федеральным государственным стандартам.

Установлено, что в игре создаются благоприятные условия для развития речи. Отмечаются богатые возможности игровой деятельности для развития инициативной речи (М. И. Попова), для формирования форм и функций речи (А. К. Маркова, Н. Г. Морозова, М. А. Степанова), для обогащения и активизации словарного запаса (Д. В. Менджерицкая).

В последние годы резко возросло внимание педагогов к использованию сюжетно-ролевых игр в коррекционной работе.

Исследования ряда ученых (Ю. Ф. Гаркуша, Л. Г. Соловьева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.) убеждают в том, что в ходе занятий с использованием сюжетно-ролевой игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова; перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой для переноса словесного значения, и, следовательно, игровая деятельность является мощным фактором речевого развития ребенка с нарушением речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.

Таким образом, для детей, страдающих речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие развития речи и всестороннего развития их личности, интеллекта. С другой стороны, недостатки звукопроизношения, ограниченность, словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре.

Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.

Задача педагога заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей. Полнота развития игры, а, следовательно, и ее коррекционная ценность повышаются при условии планирования воздействий педагога.

Опыт логопедов (Ю. Ф. Гаркуша, В. И. Селиверстов, Л. Н. Усачева, Т. Б. Филичева и др.) показывают, что усвоение знаний, речевых умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения логопедом различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения.

Исследование Л. Г. Соловьевой показало, что систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционная работа по формированию эмоциональной лексики с использованием сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста с ОНР позволяет качественно и количественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения в целом. Использование в обучении разнообразных сюжетно-ролевых игр, включающих разноплановые жизненные ситуации, оказывает благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии, активизацию широкого спектра вербальных средств, в частности, эмоциональной лексики.

В ходе работы с детьми должны соблюдаться педагогические условия:

  1. Подготовка к проведению сюжетно-ролевой игры, ее проведение и анализ.
  2. Руководство сюжетно-ролевой игрой.
  3. Учет особенностей развития детей.
  4. Использование разных игр.
  5. Поддержание интереса к игре.

При подготовке к сюжетно-ролевой игре используются следующие приемы:

– использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т. п.) с целью поддержания интереса детей к игре;

– чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев;

– проведение экскурсии по теме игры;

– наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.);

– проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций;

– оказание детям помощи в организации игровой обстановки;

– внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения, привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов;

– поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия), после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали;

— обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры с использованием карт-схем.

В процессе формирования лексико-грамматической стороны речи у детей, педагог выполняет ведущие роли в игре, выступает в качестве организатора совместных игр. Детей побуждают обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т. д. Когда ребенок наблюдает разнообразные действия, и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка. Таким образом, одновременно демонстрируются образцы и речевого, и игрового поведения.

Необходимым условием успешного развития лексико-грамматической стороны речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшительном виде реальные предметы, дети могут использовать в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т. д.). Например, можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Следовательно, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий. Кроме того, дети овладевают умением слушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умением вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; спокойно отстаивать своё мнение; принимать участие в коллективных делах; уважительно относиться к окружающим людям; принимать и оказывать помощь и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова. Перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой для переноса словесного значения, и, следовательно, игровая деятельность является мощным фактором речевого развития ребенка с нарушением речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность. Она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий, в игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности, развивают речь, речевое общение.

Литература:

  1. Иванищева Т. И., Румянцева Е. А. Развитие связной речи детей /Волгоград, 2013г.
  2. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ Детский сад: теория и практика, № 6 / Москва: Эдьюсон Пресс, 2012.
  3. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) /СПб.: Детство-Пресс, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): развития речи, речи детей, лексико-грамматической стороны речи, условия усвоения речи, смысловая сторона речи, общим недоразвитием речи, дошкольного возраста, сюжетно-ролевой игры, строя речи, детей дошкольного, развития речи детей, речевого развития ребенка, нарушением речи, детей дошкольного возраста, фактором речевого развития, связной речи детей, стороны речи детей, переноса словесного значения, мощным фактором речевого, лексико-грамматического строя речи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос