Предпосылки и условия формирования когнитивных компетенций у детей шестилетнего возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гаджимагомедова, Т. Г. Предпосылки и условия формирования когнитивных компетенций у детей шестилетнего возраста / Т. Г. Гаджимагомедова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8449/ (дата обращения: 25.04.2024).

Научные и эмпирические наблюдения за шестилентними детьми свидетельствуют о серьезных изменениях, происходящие в психологическом облике старшего дошкольника и широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя в ходе практической деятельности через общение со взрослыми и сверстниками.

Анализ литературных источников по проблеме старшего дошкольного возраста позволил нам сделать вывод, что данный возраст неаиболее благоприятен (сензитивен) для:

-        развития продуктивных приемов и навыков учебной работы (умения учиться);

-        раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

-        развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

-        становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

-        усвоения социальных норм, нравственного развития;

-        развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития шестилетнего ребенка. Многие авторы отмечают, что именно в этом возрасте преобразуются интеллект, личность, социальные отношения, ведущую роль начинает приобретать учебно-познавательная деятельность. Однако это не исключает того, что шестилетний ребенок активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Старший дошкольный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Именно в этот период задачей взрослого является не только создание предметно-развивающей среды, но и формирование качеств будущего ученика, поэтому, в первую очередь, культивируются взрослыми в детях этого возраста организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению и пр. Однако, большинство этих позитивных достижений внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки, связанной с началом школьного обучения. Но без них сама эта перестройка носила бы качественно иной характер, так как не имела бы необходимых оснований. Чем больше качественно новых приобретений будет у старшего дошкольника, тем легче он справится с предстоящими сложностями школьного обучения.

Развитие психики старших дошкольников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности — сюжетно-ролевой и дидактической игры. Включаясь в такого рода игры, дети постепенно учатся подчиняться требованиям, что предполагает появление новых качеств психики.

Например, ребенок учится управлять своим вниманием согласно требованиям занятий. Ребенку хочется смотреть в окно, где выпал первый снег или кошка карабкается на дерево, но нужно слушать объяснение нового способа решения задания, и не просто слушать, а хорошо запомнить все детали этого способа, чтобы правильно его выполнить. Постоянное следование требованиям педагога, управление своим поведением на основе задаваемых образцов способствует развитию у детей произвольности. Постепенно это качество, как один из важнейших психических процессов, ляжет в основу учебно-познавательной деятельности шестилетнего ребенка. Это проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудности и препятствия.

При выполнении тех или иных заданий дети обычно отыскивают наилучшие пути их решения, выбирают и сопоставляют варианты действий, планируют их порядок и средства реализации (особенно наглядно эта внутренняя работа проявляется на занятиях по труду). Необходимость контроля и самоконтроля в учебно-познавательной деятельности, а также ряд других ее особенностей (например, требование словесного отчета, оценка) создают благоприятные условия для формирования у шестилетних детей способности к планированию и выполнению действия про себя, во внутреннем плане.

Одно из важных требований к учебной-познавательной деятельности детей данной возрастной группы состоит в том, что они должны развернуто обосновывать справедливость своих высказываний и действий. Многие приемы такого обоснования указывает взрослый. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить, которые предполагают формирование у старших дошкольников умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.

Произвольность, внутренний план действия и рефлексия — основные новообразования ребенка старшего дошкольного возраста. Благодаря им психика старшего дошкольника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в школе, для нормального перехода позиции дошкольника к позиции ученика с его особыми возможностями и требованиями. Мы полагаем, что сформированность этих новообразований ляжет в основу развития когнитивных компетенций шестилетних дошкольников.

Мы предполагаем, что процесс формирования когнитивных компетенций в этом возрасте может быть связан с:

1)      расширением круга представлений шестилетних детей о событиях и явлениях окружающего мира, пробуждение познавательного интереса к этим вопросам;

2)      воспитанием эмоционально-ценностного отношения к событиям и явлениям окружающего мира;

3)      обращением шестилетних дошкольников к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне: его осмысление, анализ и интерпретация на основе наблюдения за явлениями и событиями окружающей жизни, на основе самонаблюдения и самопознания, сравнение своего опыта с опытом других людей;

4)      комплексном развитии у шестилетних дошкольников всех показателей познавательного интереса: познавательно-интеллектуальных предпочтений, интереса к когнитивно насыщенным сферам деятельности, познавательной активности, ценностного отношения к ситуации учения, позиции школьника.

Установлено, что в качестве субъектов развития когнитивной компетентности старшего дошкольника выступает социально и педагогически ориентированное сообщество родителей и специалистов-профессионалов. Содержание их педагогической деятельности, направленной на старшего дошкольника, предполагало содействие оптимальному развитию знаний и навыков, характеризующих их когнитивную компетентность. В связи с этим нами проанализирована предложенная Л. С. Выготским и уточненная в новых условиях Д. И. Фельдштейном классификация следующих двух групп знаний и навыков:

1.      Освоение детьми предметно-практических навыков:

-        осуществление адекватного возрасту самообслуживания (соблюдение основ здорового образа жизни, правил личной гигиены и режимных требований, уборка своих вещей и игрушек и т. п.) и элементарного труда с учетом национальных (семейных) и общечеловеческих традиций (помощь по дому, хозяйству, участие в приготовлении пищи, забота о младших, престарелых и других членах семьи);

-        организация своего социально-деятельностного пространства и осуществление детской деятельности (заниматься игровой и неигровой деятельностью самостоятельно и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умея высказывать свои желания и учитывать мнение партнеров);

-        пользование средствами инфраструктуры (телефон, телевизор, магнитофон, компьютер и др.);

-        выполнение правил личной безопасности в социуме (соблюдение домашних правил личной безопасности, правил дорожного движения, поведения в транспорте, на природе, на улице, общения с незнакомыми людьми и т. п.).

2.      Усвоение детьми норм человеческих отношений со сверстниками и взрослыми с учетом разнообразия традиций общения народов:

-        познание ценностей культуры и норм поведения своего и других народов (представления о сущности понятий гражданина и патриота, об истории, быте, культуре, природе своей родины; о многообразии культур других народов);

-        формирование базовых представлений о статусном положении и функциях того или иного пола в семье, о стереотипах поло-ролевого поведения, специфичного для девочек и мальчиков, общепринятых в поликультурном обществе, и выработка соответствующих норм поведения и общения;

-        овладение основами знаний и навыками духовно-нравственного поведения в семье и окружающей среде, осознание культурных норм поведения в обществе с учетом национальных и общечеловеческих ценностей;

-        установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками и взрослыми с учетом национальных семейных традиций и общечеловеческих ценностей (находить друзей среди детей своего и противоположного пола, уметь дружить и играть, делиться с другими, сочувствовать другому независимо от национальной принадлежности и культурных предпочтений); планировать и осуществлять действия с учетом интересов других людей;

-        усвоение базовых требований и правил поведения в школе и выработка соответствующих умений на основе толерантности (навыки двуязычного общения со взрослыми и детьми согласно принятому в поликультурном обществе этикету: обращения, просьбы, предотвращение и разрешение конфликтов и т. п.); проявление необходимой активности и умений выполнять задания самостоятельно и совместно с другими детьми.

Это позволило нам предположить, что развитие когнитивных компетенций у детей старшего дошкольного возраста реализуется через интегративную форму подачи материала. Интегративный подход складывается из взаимосвязанных компонентов воспитательной технологии:

1)      определения значимого содержания в контексте основного направления и тем недельного погружения;

2)      интегративной поддержки заявленной тематики через игровую деятельность, режимные моменты, прогулку;

3)      привлечения родителей воспитанников к осмысленному поддержанию познавательного интереса изучаемой тематики;

4)      осуществления социокультурной поддержки со стороны музеев, театров, выставок и т. д. в рамках научного осведомления.

Именно интегративный подход, по нашему мнению, позволяет сформировать одну из ключевых компетенций старшего дошкольного возраста — когнитивную. Используя данный подход к формированию когнитивных компетенций педагог помогает ребенку выделить существенный момент ситуации и учит детей выполнять алгоритм действий, приводящий к намеченному результату. В работе по формированию когнитивных компетенций как основы учебно-познавательной деятельности необходимо учить ребенка ставить цели, искать пути и способы их достижения. Однако ребенок шести лет еще не может самостоятельно организовать свою учебно-познавательную деятельность и нуждается в руководящей и направляющей поддержке педагога.

Для того, что бы правильно организовать учебно-познавательную деятельность детей педагогу требуется:

-        умение привлекать ребят и развивать у них интерес к исследовательской деятельности; умение стимулировать актуальные знания и жизненный опыт; формировать активное отношение к явлениям окружающей действительности;

-        умение ясно и чётко излагать материал; умение логически правильно проектировать и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу;

-        создавать проблемные ситуации и другие условия для развития познавательных процессов, чувств, воли, культуры поведения; стимулировать познавательную самостоятельность и творческое мышление, практиковать постановку проблемных вопросов, требующих применения знаний;

-        прививать устойчивый интерес к исследовательской деятельности;

-        владеть культурой общения и учить детей этому;

-        создавать условия для комфортного психологического контакта для своих воспитанников.

 

Литература:

 

1.      Ермаков Д. С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. 2011. № 4. С.8–15.

2.      Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 3. С.34–42.

3.      Кабардов М. К., Арцишевская Е. В. Типы языковых коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. 1996. № 1. С.34–49. 5. 4.Петровская Л. А. Компетентность в общении. М.: ИНФА-М, Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997. С.224

4.      Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды –Москва: Флинта: Московский психолого-социальный институт. 1999. С.320

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольник, учебно-познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, взрослый, умение, шестилетний ребенок, возрастной этап, исследовательская деятельность, когнитивная компетентность.

Похожие статьи

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего...

ребенок, старший дошкольник, учебно-познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, умение, взрослый, шестилетний ребенок, когнитивная компетентность, исследовательская деятельность, возрастной этап.

Формирование ключевых компетенций дошкольников

уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста [3]. Подчеркнём, что система дошкольного образования на современном этапе находится на стадии разработки стандартов, поэтому считаем...

Познавательные способности детей дошкольного возраста...

познавательная способность детей, дошкольный возраст, способность, современный ребенок, Ребенок, познавательная активность, игровая деятельность, научно-методическая литература...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

познавательная активность, ребенок, взрослый, познавательная активность детей, познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, творческий потенциал, положительное отношение...

Формирование экологической компетентности у старших...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, экологическая компетентность, формирование, воспитание, исследовательская деятельность.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире...

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда.

Проблема формирования исследовательских умений у детей...

исследовательское умение детей, исследовательская деятельность, ребенок, старший дошкольный возраст, исследовательская деятельность дошкольников, умение, дальнейшее развитие...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Познавательно-исследовательской деятельности вразвитии личности дошкольников. Познавательно-исследовательская деятельность. Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Похожие статьи

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего...

ребенок, старший дошкольник, учебно-познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, умение, взрослый, шестилетний ребенок, когнитивная компетентность, исследовательская деятельность, возрастной этап.

Формирование ключевых компетенций дошкольников

уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста [3]. Подчеркнём, что система дошкольного образования на современном этапе находится на стадии разработки стандартов, поэтому считаем...

Познавательные способности детей дошкольного возраста...

познавательная способность детей, дошкольный возраст, способность, современный ребенок, Ребенок, познавательная активность, игровая деятельность, научно-методическая литература...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

познавательная активность, ребенок, взрослый, познавательная активность детей, познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, творческий потенциал, положительное отношение...

Формирование экологической компетентности у старших...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, экологическая компетентность, формирование, воспитание, исследовательская деятельность.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире...

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда.

Проблема формирования исследовательских умений у детей...

исследовательское умение детей, исследовательская деятельность, ребенок, старший дошкольный возраст, исследовательская деятельность дошкольников, умение, дальнейшее развитие...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Познавательно-исследовательской деятельности вразвитии личности дошкольников. Познавательно-исследовательская деятельность. Повышение профессиональной компетентности педагогов.