Дополнительное математическое образование как среда тьюторского сопровождения одаренных старшеклассников
Авторы: Боровкова Тамара Ивановна, Белан Наталья Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 06.05.2018
Статья просмотрена: 609 раз
Библиографическое описание:
Боровкова, Т. И. Дополнительное математическое образование как среда тьюторского сопровождения одаренных старшеклассников / Т. И. Боровкова, Н. В. Белан. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14149/ (дата обращения: 17.12.2024).
Сегодня происходит смена идеи «обучения и воспитания ребенка» идеей «развития человеческого потенциала», смена антропологического идеала. В образовании такой переход совершается от концепта «человека способного» в деятельностной трактовке к концепту «человека возможного» в гуманитарной трактовке по Попову А. А. [1] Человеческий потенциал — это умение ставить сложные цели и задачи, креативное мышление, творческая интуиция, способность проектного отношения к собственным перспективам, рекордные стратегии, способности к открытиям. Фундаментальный принцип в данной трактовке — каждый ребенок потенциально одарен, раскрытие его талантов — задача системы образования и залог успеха России. Дополнительное образование может стать системным интегратором открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
Классик деятельностного подхода Теплов Б. М. писал, что «практически каждый ребёнок обладает некоей одаренностью как качественно-своеобразным сочетанием способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности», при этом одаренность понимается «не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят» [2]. Свои пробные шаги в исследовательской и проектной деятельности школьники могут совершить в системе дополнительного образования (ДО), в частности — дополнительного математического образования, организованного в форме интеллектуального клуба. Такой клуб модульно включается в модель открытого образовательного пространства СОШ№ 13 г. Владивостока. Куратором данного научного проекта является руководитель Дальневосточного центра развития тьюторских практик ДВФУ Боровкова Т. И.
Вместо оценки исключительно наличных способностей ребенка Л. С. Выготский, вводя диагностический принцип зоны ближайшего развития, нацеливает образование на поддержку самых разных возможностей ребенка, ставит в центр диагностики процесс сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками. «Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня» [3]. Тьюторское сопровождение, организованное в образовательной среде дополнительного образования (ДО), более всего соответствует принципам сотрудничества одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.
Для одарённых детей (а потенциально одарён каждый) принципиально важным является выработка собственных, авторских подходов к построению образовательного процесса и выработка норм и принципов процесса самоопределения. При построении системы работы со школьниками следует руководствоваться ключевым тезисом: одарённый ребёнок претендует на самостоятельное управление образовательной программой и стратегией, способен самостоятельно конструировать культурную норму такого управления. Задача тьютора в процессе самоактуализации одаренного школьника — сопровождать его пробные действия в открытом образовательном пространстве. Также одной из задач тьютора является создание несистематизированной, вариативной, избыточной и провокативной среды, например, в форме клуба дополнительного образования. В таком клубе старшеклассники получат возможность познавать и развивать свой человеческий потенциал, с тем чтобы осознать свою идентичность и впоследствии успешно капитализировать себя. При этом математическое ДО поспособствует развитию не только и не столько академической, математической одаренности, но в большей степени креативного, творческого потенциала школьника; сотрудничество с ровесниками и взрослыми сможет стимулировать раскрытие социальных, лидерских и коммуникативных способностей старшеклассников, участвующих в работе интеллектуального клуба.
Дополнительное математическое образование.
На сегодняшний момент дополнительное математическое образование практически исчезло. Все усилия старшеклассников, родителей и педагогов направлены на подготовку к экзаменам, успешную сдачу ЕГЭ, поступление в вуз. Креативные, социальные способности школьников не только не поощряются, но подавляются зубрёжкой и «натаскиванием» на определенные типы задач.
Тем не менее, автор считает, что дополнительное образование, в частности математическое, выступает необходимым звеном в системе общего, обеспечивает развитие потенциала личности ребенка, подростка. Ценностью ДО является стимулирование познавательной мотивации, выбор видов деятельности и возможность самоактуализации. В условиях дополнительного математического образования, организованного в форме интеллектуального клуба, школьники могут осознать и развивать свои потенциальные способности (одаренность), адаптироваться в современном обществе, самоопределится со своей будущей профессией. Дополнительное математическое образование может ставить следующие задачи: формирование базовых приёмов рационального рассуждения, анализа и аргументации на материале практических, в том числе «житейских» задач, разрешаемых при помощи математических знаний и интуиции; формирование вкуса к сложному мышлению (на материале необычных задач, поиска неочевидных связей и отношений).
В первую очередь такое дополнительное образование должно помогать старшеклассникам, обладающим сложной внутренней жизнью, развитой способностью к эмоциональному сопереживанию, и должно помогать в оформлении переживаний в задачи, формирование конструктивных решений. С точки зрения Попова А. А. «такое дополнительное образование может быть дважды дополнительным, по отношению к образованию, направленному на включение в современные гуманитарные практики, или быть дополнительным для гуманитарных профилей» [4].
Один из разработчиков «Рабочей концепции одаренности» Матюшкин А. М. считает, что «дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [5]. В системе государственного образования ДО является совершенно особенным пространством, так как в силу своей специфики позволяет выстраивать образовательный процесс, максимально учитывая особенности каждого ребенка. Дополнительное образование может рассматриваться как социокультурная практика развития мотивации школьников к познанию и творчеству. Создается благоприятная образовательная среда для работы с детьми, в которых заложены особые способности. Тьюторское сопровождение в данной среде наиболее продуктивно.
Концептуальные основания тьюторского сопровождения школьников:
‒ Принцип индивидуализации — главный принцип тьюторского сопровождения — предполагает создание условий для максимально свободной реализации заданных природой или приобретенных в индивидуальном опыте способностей и возможностей школьника, помощь ему в творческой самореализации, в жизненном самоопределении.
‒ Принцип событийности. Встреча взрослого и школьника как событие, значимая встреча со значимыми людьми, значимыми мыслями, поступками, отношениями. В результате встречи рождается событийная общность как пространство взаимообогащения в совместном поиске смыслов, рождается единое ценностно-смысловое пространство.
‒ Принцип творческой самодеятельности обеспечивает высокий уровень достижений школьника в индивидуальной и коллективной деятельности через творчество, увлеченность, собственную инициативу.
На базе СОШ № 13 г. Владивостока организована модель открытого образовательного пространства. Интеллектуальный клуб для старшеклассников «Секреты знаковых систем» начинает свою работу в апреле 2018 года. Первые ознакомительные встречи с учениками 10-х классов уже состоялись в марте, старшеклассникам было в общих чертах рассказано о целях, задачах и возможных результатах участия в работе клуба дополнительного математического образования.
Ожидаемые результаты участия старшеклассников в работе интеллектуального клуба «Секреты знаковых систем» в модели открытого образования СОШ№ 13 г. Владивостока (с углубленным изучением английского языка):
‒ создание эмоционально-комфортной образовательной среды; поддержка инициативы в выборе способов деятельности;
‒ выявление интересов, склонностей, потребностей и возможностей учащихся;
‒ формирование представления учащихся о своих способностях и возможностей их применения в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
‒ развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
‒ получение умения ставить цели, планировать и организовывать собственную познавательную деятельность.
Возможные продукты исследовательской ипроектной деятельности школьников, полученные при работе клуба и способствующие дальнейшему обучению в ВУЗах: портфолио, дневники рефлексии, творческие эссе, рефераты и доклады, участие и победы в конкурсах, олимпиадах, грантах регионального и всероссийского уровня.
Литература:
- Попов А. А. Образовательные программы и элективные курсы компетентностного подхода. / Предисловие В. А. Болотова, сост. М. С. Аверков, С. В. Ермаков. — М., 2014.
- Теплов Б. М. Способности и одаренность. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. // СПб.: СОЮЗ, 1972.
- Ермаков С. В., Попов А. А. Дополнительное математическое образование как условие развития математической одарённости http://www.opencu.ru/uploads/matematicheskaja-odarjonnost.pdf
- Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. перераб. — М., 2003. — ред. Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова.