Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проектирование курсов внутришкольного компонента как фактор развития математической деятельности младших школьников

5. Педагогика общеобразовательной школы
21
Поделиться
Библиографическое описание
Александрова, Т. С. Проектирование курсов внутришкольного компонента как фактор развития математической деятельности младших школьников / Т. С. Александрова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 143-147. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1577/.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) актуализируется проблема развития математической деятельности младших школьников как компонента целостного учебно-воспитательного процесса.

Согласно ФГОС НОО базисный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Вторая часть базисного учебного плана, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и может быть использована «на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части (в данном случае, математики); на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. В данную часть входит и внеурочная деятельность» [3, с. 85].

В данной работе представлены результаты теоретического исследования по проектированию учебных курсов внутришкольного компонента, формируемого участниками образовательного процесса.

В основу проектирования данных курсов положены результаты раннее проведенных теоретико-эмпирических исследований, посвященных выявлению содержания компонентного состава математической деятельности младших школьников [2, с. 83] и оценки развития математической деятельности младших школьников [1, с. 40]. Результаты исследования по выявлению уровня развития математической деятельности младших школьников показали достаточно низкий уровень развития данной деятельности у выпускников начальной школы.

На основе полученных результатов проведенного педагогического эксперимента, а также в соответствии с ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России спроектирован учебный курс внутришкольного компонента для учащихся 1-4 классов «Тайны математики».

Данный учебный курс в комплексе с изучением предмета «Математика» в начальных классах является первоначальным этапом системы математического образования и развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Учебный курс «Тайны математики» направлен на развитие математической деятельности младших школьников, углубленное изучение математики через систему универсальных математических действий, на духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

Целями изучения курса «Тайны математики» в начальной школе являются:

  • развитие компонентов математической деятельности младших школьников: учебно-познавательных мотивов, цели и задач математической деятельности и универсальных математических действий;
  • формирование и развитие системы математических знаний, умений и навыков через универсальные математические действия (регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные);
  • воспитание духовно-нравственной сферы личности в ходе математической деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых ориентировано на развитие компонентов математической деятельности младших:

  • Личностные универсальные математические действия:
  • сформированность внутренней позиции школьника: положительное отношение к предмету «Математика»; проявление особого интереса к новым математическим знаниям; умение целенаправленно использовать математические знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета; сформированность учебно-познавательных мотивов;
  • сформированность адекватной рефлексивной самооценки: сравнение своих достижений в математике вчера и сегодня; умение адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в процессе овладения математической деятельностью;
  • Регулятивные универсальные математические действия:
  • сформированность целеполагания: способность принять математическую задачу как цель; умение сохранять математическую задачу как цель до достижения результата;
  • сформированность умения составлять план решения математической задачи: умение «видеть» методы и способы решения математических задач; самостоятельное составление плана выполнения математической задачи; умение разбить решение математической задачи на этапы; умение определить последовательность этапов выполнения решения математической задачи в соотнесении с выбранным методом (способом);
  • сформированность умения прогнозировать результат математической задачи: умение анализировать исходный предмет и требования математической задачи; умение определять временные характеристики решения математической задачи; умение определять правдоподобность полученного результата; выполнения математической задачи;
  • сформированность умения контролировать и корректировать математические действия: умение самостоятельно обнаружить собственные ошибки или ошибки других учеников логического и арифметического характера и самостоятельно исправить найденные ошибки; умение объяснить исправление допущенной ошибки в ходе выполнения математической задачи;
  • сформированность объективной оценки математических действий и их результатов: способность анализировать математические действия и их результаты (учащихся и свои собственные); умение самостоятельно определять и применять критерии дифференцированной оценки математических действий; умение выделять недостающие операции и условия, которые бы обеспечили успешное выполнение математической задачи; умение самостоятельно обосновать и аргументировать оценку собственных сил перед выполнением математической задачи; умение адекватно воспринимать и понимать оценку взрослого и сверстника; умение осуществить проверку результатов выполнения математической задачи разными способами;
  • Познавательные универсальные математические действия:
  • сформированность общеучебных универсальных математических действий: умение осуществлять поиск математической информации в учебной и справочной литературе, с помощью компьютерных средств; умение описывать явления и события с помощью величин, читать и записывать величины; умение осуществлять выбор наиболее эффективных методов и способов решения математических задач в зависимости от конкретных условий; умение классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, сравнивать и упорядочивать числа, знаки сравнения, однородные величины; умение выбирать единицу для измерения данной величины; умение выполнять задания на построение, измерение и вычисление; сбор, обобщение и представление математических данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных опросов;
  • сформированность общего подхода решения математической задачи: знание типов задач, методов и способов решения; владение предметными знаниями; умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, выделять формальную структуру задачи; умение решать задачу по действиям и записывать решение задачи с помощью выражения; умение делать краткую запись задачи, схему к задаче (рисунок, таблицу и т.д.); умение сравнивать, выбирать и обосновывать способы и методы решения задачи; умение составлять задачу, обратную данной, на основании ее решения делать вывод о правильности решения исходной задачи; умение использовать в речи математическую терминологию; умение применять алгоритм выполнения арифметических действий при решении задачи; умение использовать свойства арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число); умение распознавать, называть плоскостные геометрические фигуры и некоторые объемные геометрические фигуры, выполнять построение плоскостных геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника; умение измерять длину отрезка; умение использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения текстовых задач; умение вычислять периметр треугольника, квадрата, прямоугольника, вычислять площадь прямоугольника, вычислять периметр и площадь нестандартной геометрической фигуры; умение правильно записывать ответ задачи;
  • умение моделировать: обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире; умение производить кодирование: переводить текст задачи на знаково-символический язык с помощью буквенно-цифровой символики, геометрических фигур; умение читать и заполнять несложные готовые таблицы и диаграммы: столбчатая, круговая; умение сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм (с помощью учителя, работы в группе);
  • сформированность универсальных логических действий: умение производить анализ математических объектов с целью выделения признаков (несущественных, существенных); установление причинно-следственных связей, способность строить логическую цепь рассуждений; умение производить синтез как составление целого из частей: составлять условие задачи из известных величин; самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов (в условии задачи, в схеме); умение решать исследовательские задачи с помощью математики, выдвижение математических гипотез; умение решать математические задачи методом перебора; умение производить выбор доказательства верности или неверности выполненного математического действия; умение производить сравнение разных способов вычислений, способов решения задачи;
  • сформированность действия постановки и решения математической проблемы, решать учебно-исследовательские задачи: формулирование математической проблемы; самостоятельное создание способов решения математических проблем творческого и поискового характера; умение выполнять анализ наблюдаемых фактов и синтезировать на основе наблюдений и анализа новые умозаключения; определять область определения полученных фактов; умение составлять новую задачу на основе решенной;
  • Коммуникативные универсальные математические действия:
  • сформированность коммуникативных действий: владение определенными невербальными и вербальными средствами общения; понимание различных позиций и точек зрения относительно выполнения математической задачи, умение слушать собеседника; способность доказать и обосновать свое собственное мнение; способность к сотрудничеству в поиске и сборе математической информации; способность к согласованию усилий по достижению общей математической цели.

Курс «Тайны математики» включает разделы: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными». Общая трудоемкость 128 часов (однако, она может быть изменена в соответствии с программным содержанием предмета «Математика»).

Тематическое планирование ученого курса «Тайны математики» представлено для 2, 3 и 4 классов. В 1 классе, согласно примерной основной образовательной программе, часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса отсутствует, поскольку учащиеся уже имеют максимально допустимую недельную нагрузку по учебным предметам обязательной части[3, с. 87].

2 класс (1 час в неделю, всего 32 часа)

«Числа и величины»: 1) Секреты древних египтян (2 часа); 2) Задачки в стихах, задачки-шутки (2 часа); 3) Математические загадки (2 часа); 4) Счеты разных народов мира (1 час).

«Арифметические действия»: 1) Математические головоломки (1 час); 2) Исторические загадки монет (2 часа); 3) Секреты деления на 2,3, 4, 5, 6, 8, 9 (2 часа).

«Текстовые задачи»: 1) Первый учебник в Египте (2 часа); 2) Задачки-шутки (2 часа); 3) Задачи повышенной сложности (2 часа).

«Пространственные отношения. Геометрические фигуры»: 1) Математические игры (2 часа); 2) Откуда появились названия геометрических фигур? (2 часа) 3) Математические маршруты (2 часа).

«Геометрические величины»: 1) Старинные меры длины (2 часа); 2) Измерение длины, веса и емкости у разных народов мира (2 часа).

«Работа с данными»:1) Истина и ложь в математике (2 часа); 2) Находим логические ошибки (2 часа).

3 класс (1 час в неделю, всего 32 часа)

«Числа и величины»: 1) Математические сказки, притчи (2 часа); 2) Тайны индийской математики (2 часа); 3) Секреты Фалеса Милетского (2 часа).

«Арифметические действия»: 1) Тайны умножения Лука Пачиоли (2 часа); 2) Латинские квадраты (2 часа); 3) Алгоритмы в математике (2 часа).

«Текстовые задачи»: 1) Загадки Пифагора (2 часа); 2) Китайская математика (2 часа); 3) Тайны старинных рукописей (2 часа).

«Пространственные отношения. Геометрические фигуры»: 1) Геометрические головоломки (4 часа); 2) Калейдоскоп геометрических фигур (4 часа).

«Геометрические величины»: 1) Загадки Архимеда (2 часа); 2) Тайны путешествия по математической карте (2 часа).

«Работа с данными»:1) Первый компьютер и компьютер сегодня (2 часа).

4 класс (1 час в неделю, всего 32 часа)

«Числа и величины»: 1) Магические квадраты (2 часа); 2) Судоку (2 часа).

«Арифметические действия»: 1) Математические фокусы (2 часа); 2) Математика и шифры (2 часа); 3) Математические агенты (2 часа); 4) Секреты деления монаха Герберта (2 часа).

«Текстовые задачи»: 1) Загадки Аристотеля (2 часа); 2) Таинственные дроби и пропорции (2 часа); 3) Математические софизмы и парадоксы (2 часа).

«Пространственные отношения. Геометрические фигуры»:1) Калейдоскоп пространственных фигур (2 часа); 2) Моделирование (4 часа).

«Геометрические величины»: 1) Геометрия Древнего Востока (4 часа).

«Работа с данными»:1) Математика и диаграммы (4 часа).

Организационные основы проектируемого курса составляет методика формирования универсальных учебных действий Петерсон Л. Г., включающей 4 этапа: вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению; основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД (или структуру учебной деятельности в целом); далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция; в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности [4, с. 22].

Педагогический эксперимент предполагает выявить, обеспечивается ли достижение выпускниками начальной школы следующих планируемых результатов:

  • Личностные результаты. Показателями данного блока являются:
  • умение целенаправленно использовать математические знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета;
  • умение составлять «новые» задачи на основе решенной;
  • умение проектировать различные методы (приемы) решения одной и той же задачи;
  • умение объективно оценивать решение математической задачи;
  • сформированность учебно-познавательных мотивов.
  • Метапредметные результаты. Показателями данного блока являются:
  • умение моделировать;
  • планировать, контролировать и корректировать ход решения математической задачи;
  • сохранять учебную задачу;
  • умение проводить рефлексии найденного решения математической задачи;
  • умение находить логические ошибки в рассуждениях;
  • умение прогнозировать исход математической задачи;
  • умение слушать собеседника;
  • Предметные результаты. Показатели данного блока распределены согласно содержательным линиям изучения математики в начальной школе:
Раздел "Числа и величины"
  • умение сравнивать и упорядочивать числа, знаки сравнения, однородные величины;
  • умение читать и записывать величины;
  • умение устанавливать закономерность числовой последовательности;
  • умение классифицировать числа по одному или нескольким основаниям,
  • умение выбирать единицу для измерения данной величины.
Раздел "Арифметические действия"
  • умение применять алгоритм выполнения арифметических действий на практике;
  • умение находить неизвестный компонент арифметического действия;
  • умение находить значение числового выражения со скобками;
  • умение использовать свойства арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число);
  • умение осуществлять проверку правильности вычислений разными способами;
  • умение выполнять поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Раздел "Работа с текстовыми задачами"
  • умение анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросов задачи;
  • умение определять количество и последовательность действий решения задачи, объяснять выбор действий, составлять план действий;
  • умение находить разные способы решения задачи;
  • умение осуществлять контроль решения задачи;
  • оценивать качество и уровень выполнения действия;
  • умение оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Раздел "Пространственные отношения. Геометрические фигуры"
  • умение распознавать, называть плоскостные геометрические фигуры и некоторые объемные геометрические фигуры;
  • умение выполнять построение плоскостных геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника;
  • умение использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения текстовых задач.
Раздел "Геометрические фигуры"
  • умение измерять длину отрезка;
  • умение вычислять периметр треугольника, квадрата, прямоугольника, вычислять площадь прямоугольника;
  • умение вычислять периметр и площадь нестандартной геометрической фигуры.
Раздел "Работа с данными"
  • умение осуществлять поиск математической информации;
  • умение читать и заполнять несложные готовые таблицы;
  • умение читать несложные готовые диаграммы: столбчатая, круговая;
  • умение сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
  • умение собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм (с помощью учителя, работы в группе).

В реальном образовательном процессе начата апробация разработанного курса «Тайны математики», которая направлена на: развитие компонентного состава математической деятельности младших школьников; осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, углубление и расширение усвоенных начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами; получение математических знаний и развитие математических умений через универсальные математические действия; а также на достижение качества подготовки выпускников начальной школы.

Педагогический эксперимент осуществляется на базе средних общеобразовательных школ № 15, 23, 25 и гимназии № 1 города Орска.


Литература:
  1. Александрова Т.С. Модель оценки уровня развития математической деятельности учащихся начальной школы // Актуальные вопросы науки: Материалы III Международной научно-практической конференции (10.10.2011). – М.: Издательство «Спутник+», 2011.- 142 с.
  2. Куценкова Т.С. Структура и содержание математической деятельности младших школьников // Преемственность математического образования в системе «ДОУ- начальная школа – основная школа»: материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв.ред. Т. И. Уткина. – Орск : Издательство ОГТИ, 2010. – 235 с.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.
  4. Петерсон Л.Г. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе "Школа 2000…".-М.: УМЦ "Школа 2000...". -200.-160 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный