Возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 01.02.2018

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Чернышева Д. С. Возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 94-99. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13674/ (дата обращения: 22.06.2018).



Вданной статье рассматриваются возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики. Произведен краткий экскурс в историю методики, а также описаны результаты зарубежных исследований. Описаны педагогические условия, позволяющие развивать творческий потенциал личности младших школьников.

Ключевые слова: ментальная арифметика, творческий потенциал, младший школьный возраст, дополнительное образование.

В концепции развития системы дополнительного образования говорится о том, что «создание в образовательном пространстве условий для проявления и развития личности учащихся является приоритетной задачей дополнительного образования. Дополнительное образование обладает необходимыми условиями для всестороннего творческого развития детей и школьников. Среди основных — вариативность образования, позволяющая школьнику выбирать направление, отвечающее его интересам и склонностям, и регулировать объем и темп освоения образовательной программы. Дополнительное образование оказывает существенное влияние на процесс развития творческой активности ребенка, расширяет культурное пространство школы, оптимизирует развитие познания и творчества личности через широкое разнообразие видов деятельности». [1]

Среди разнообразных видов деятельности, представленных дополнительным образованием, очень популярной сегодня стала ментальная арифметика. Любое новое течение и направление деятельности отражает собой процессы изменений и в обществе, в потребностях и стремлениях личностей, новая реальность создает запрос на развитие тех навыков, которые помогли бы адаптироваться в новом пространстве, включиться в него и созидать, раскрывая свою индивидуальность, свой творческий потенциал.

Что касается самой ментальной арифметики как методики развития творческого и интеллектуального потенциала, то это далеко не ново. Вернее сказать, новым в данном случае является как раз применение ее для этих целей.

Для начала необходимо пояснить само понятие ментальная арифметика. Итак, ментальная арифметика — это методика обучения устному счету с помощью горизонтальных счет — абакуса (еще их называют соробан). [2]

Аба́к (др.-греч. ἄβαξ, ἀβάκιον, лат. abacus — доска) — семейство счётных досок, применявшихся для арифметических вычислений приблизительно с V века до н. э. в древних культурах — Древней Греции, Древнем Риме и Древнем Китае, Японии, в Древнем Вавилоне и Египте. [3]

Абак

Рис. 1. Реконструированный римский абак

На Западе в Европе абак применялся вплоть до XVIII века. На Востоке несколько другая история, аналог абака в Китае назывался суань пань, он имел более сложную структуру, а японский абак получил название соробан, но и абакусом его также называют. [3] В России также были счеты, и применялись вплоть до прошлого столетия, выглядели несколько иначе, с горизонтальными спицами.

Впервые упоминания об абакусе появляются в «Математических трактатах древних», составленных Хсу Йо в начале III века нашей эры. Эта книга является одной из десяти книг по математике — Суан-хвэй-ши-чу, которые были включены в учебную программу подготовки государственных служащих в Китае и Японии на протяжении многих веков. [4] Примечательно, что в Японии абакус, или соробан, получил широкое распространение только в XVI веке, но настолько, что и сегодня активно применяется, а ментальный счет на абакусе включен в обязательную школьную программу младших классов. [3]

Современный, если можно так сказать, абакус представляет собой горизонтальные счеты прямоугольной формы с вертикальными спицами (13 и более, всегда нечетное количество), на которых нанизаны косточки. Спицы разделены продольной планкой так, что вверху в каждом ряду находится по одной косточке, а внизу по четыре. Верхние косточки называют «небесными» и они обозначают цифру 5, а нижние 4 — «земные», в итоге одна спица, если брать, к примеру, разряд единиц, соответствует цифрам от 0 до 9. То есть 4+5=9. В зависимости от количества спиц абакуса меняется разряд чисел, которые можно выставить на нем. Манипулируя этими косточками производятся арифметические действия.

soroban-grafisch

Рис. 2. Современный японский соробан (абакус)

Обучение детей ментальной арифметике включает в себя два этапа, сначала осваивается техника счета непосредственно на абакусе, затем идет переход к счету на воображаемом абакусе. На каждом занятии эти две техники чередуются, постепенно ослабляя привязку к абакусу, чтобы активнее задействовать воображение. В данном процессе за восприятие чисел отвечает левое полушарие, а за визуализацию косточек — правое. Визуализируя абакус, ребенок выполняет на нем необходимые действия с косточками, при этом процесс подкрепляется механическими движениями пальцев обеих рук в воздухе, как будто на невидимом абакусе, что позволяет развивать координацию и психомоторику. [2]

В традиционном логическом счете выполняются арифметические действия с числами, предстающими образом цифр, то есть правое полушарие здесь все равно включено, но главная роль отводится логическому мышлению, за работу которого отвечает левое полушарие. Обусловливается это тем, что запись цифр создает количественный образ, например, цифра «четыре» записывается как «4», знак цифры сам по себе количественное представление о числе не несет, однако у множества людей эта цифра неосознанно связана с картинками из учебников начальной школы, где рядом со знаком цифры «3», к примеру, изображено 3 предмета, мячей или бананов. То есть цифра выступает в роли посредника между числом и количеством. А при счете на абакусе вычисления выполняются без таких посредников: каждому числу соответствует количество косточек и действия с числами — это действия с их количественными образами. Здесь очевидно параллельное развитие левого и правого полушарий головного мозга при работе на абакусе: ребенок визуализирует числа образами косточек (активно правое полушарие) и делает логические расчеты (активно левое полушарие). В связи с этим можно отметить, что ментальная арифметика является альтернативой обучения устному счету для детей, склонных более к гуманитарным наукам, — детей с ведущим правым полушарием. [2]

Однако, получение навыков арифметического счета не является целью методики, это лишь форма тренировки определенных способностей мозга, влияющих на развитие творческого и интеллектуального потенциала: концентрация внимания, объем памяти, образное мышление, воображение, наблюдательность, умение анализировать и обобщать. Также в процессе занятий ментальной арифметикой развиваются эмоционально-волевые качества: самостоятельность, настойчивость в достижении результата, произвольная регуляция поведения, уверенность в себе. В процессе обучения ребенок почти всегда переживает ситуацию успеха, получая положительное подкрепление своих стараний, в итоге у него развивается мотивация и доверие педагогу и, соответственно, высокая самооценка и смелость познавать новое, не боясь ошибиться. [5]

Отечественных серьезных исследований в области ментальной арифметики и ее влияния на развитие творческого потенциала почти нет, потому что у нас эта методика появилась совсем недавно. А вот исследования зарубежных научных деятелей имеются.

Профессор Стенфордского университета Майкл Франк проводил свое исследование в Индии. Сутью исследования было дать задание для выполнения арифметических действий и в процессе вычислений мешать различными звуками, песнями, шумами. Те испытуемые, которые владели навыками ментальной арифметики показали лучшие результаты и оказались менее восприимчивы к отвлекающим факторам, чем те, которые не владели навыками ментального счета. Исследователь пришел к выводу, что ментальные счеты не оперируют лингвистической системой, в большей степени основываясь на визуальном опыте, способности представлять несколько групп объектов параллельно для создания визуальных представлений. Сама конструкция абакуса облегчает процесс визуализации. [6]

Сью Ротенберг проводил экспериментальные исследования и неврологические тестирования, которые показали, что в процессе ментального счета на воображаемом абакусе задействуется наибольшее количество клеток мозга, что способствует развитию связей между правым и левым полушариями. [7]

Подобные исследования проводили в Судане с детьми 7–11 лет Омар Халифа, Пол Ирвинг и Алия Хамаза в 2008 году. Результаты показали положительную динамику развития памяти, мышления, внимания, а также рост показателей интеллекта у детей. [8]

Проведенные исследования с китайскими детьми 10 лет показали, что длительное обучение ментальному счету на абакусе положительно влияет на активность мозга и улучшает функциональную интеграцию у детей. Увеличивается быстрота реакции и ответов детей, они эффективнее обрабатывают задачи, пространственно-образное мышление позволяет снизить время реакции на задания, повышается способность концентрировать внимание за счет улучшения функциональной связи мозга между лобной и теменной областями [9, 10]. К таким же выводам пришел японский ученый Кимико Кавано, только он проводил исследование со студентами. [7]

Укрепление и развитие межполушарных связей обеспечивает координацию работы мозга и функционирование правого и левого полушарий. Функциональная асимметрия полушарий, о которой говорилось в первом параграфе, выражается в различии распределения нервно-психических функций между правым и левым полушариями и является одной из причин существования определенной структуры психики. Разная степень выраженности формирует склонность к «левополушарному», «правополушарному» или «равнополушарному» типам мышления.

Левополушарный тип — оперирование вербальными знаками, счетом, письмом, способность к анализу, абстрактное двумерное мышление. Информация, поступающая в левое полушарие, обрабатывается последовательно и линейно. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, теоретический интеллект.

Правополушарный тип — оперирование образами реальных предметов, ориентация в пространстве, восприятие пространственных отношений. Обеспечивает синтетическую деятельность мозга, наглядно-образное, трехмерное мышление, связанное с целостным представлением ситуации. Информация, поступающая в правое полушарие, обрабатывается быстро. Доминирование правого полушария определяет практический интеллект, способность к восприятию гармонии формы и цвета, музыкальный слух, артистичность.

Равнополушарный тип — синхронная деятельность обоих полушарий.

Школьные методики обучения ориентированы на развитие левого полушария и не учитывают наличие различных типов развития функциональной асимметрии. У младших школьников в начале года отмечается функциональное превосходство правого полушария над левым. В конце первого года обучения ведущим становится левое, потому что на начальном этапе освоения грамоты и графической символики наибольшая нагрузка приходится на системы мозга, ответственные за перцептивную обработку зрительно-пространственной информации.

Существует много детей со сниженной активностью левого полушария, у таких детей наблюдается неспособность усваивать новый материал, проблемы с письмом и чтением, что имеет название «дислексия». При дислексии страдает способность к вербализации пространственных представлений, обнаруживается слабость вербально-логического мышления. Левополушарная недостаточность как на функциональном, так и на морфологическом уровне может быть обусловлена гиперфункцией правого полушария, которое подавляет созревание и функциональность левого полушария.

Развивать и гармонизировать работу правого и левого полушарий помогают комплексы кинезиологических упражнений.

Движения — главное средство взаимодействия человека с окружающим миром. Двигательный акт — внешнее завершение внутреннего психического процесса. Любая психическая деятельность человека завершается движением, позволяющим реально достичь поставленной цели, удовлетворить возникшую потребность, избежать опасности. Отражение через мышечные движения деятельности человека (в том числе внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) называется психомоторикой.

Психомоторное развитие создает потенциал для познавательной деятельности ребенка. Очевидно, что совершенствование любых двигательных навыков предполагает востребованность психических функций — эмоций, восприятия, памяти, процессов саморегуляции, что составляет основу для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, математическими знаниями, письмом.

Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями, как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, и синхронизировать работу полушарий. У ребёнка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению. [11, 12]

Счет на абакусе и ментальный счет на воображаемом абакусе также развивает межполушарное взаимодействие, так как содержит элементы психомоторики, но сочетание кинезиологических упражнений и ментальной арифметики позволяет в полной мере развивать способности детей.

Американский ученый Тошио Хаваши в своих исследованиях выявил высокую активацию правого полушария при обучении ментальной арифметике. [7]

То есть эффективность методики ментального счета на абакусе обуславливается следующими факторами:

– Визуализация — умение мысленно рисовать образ.

– Концентрация внимания и скорость реакции на задачу.

– Уверенность в себе, высокая самооценка.

– Деятельностный подход в обучении, игровая форма проведения занятий.

А. Маулешева и С. Т. Сырланова выделяют педагогические условия для эффективного освоения программы:

1) Поддержка взрослыми стремлений и инициатив младших школьников к устному счету.

2) Взаимодействие педагогов с родителями во взаимодополняющей деятельности.

3) Деятельностный подход к обучению.

4) Развитие способности визуализировать.

5) Высокая компетентность педагогов.

6) Организация обучения ментальной арифметике в форме психолого-педагогического сопровождения, которое включало бы регулярную диагностику уровня развития памяти, мышления, внимания, творческого потенциала, анализ результатов работы и прогнозирование, своевременное обновление программы под индивидуальные особенности каждого ребенка.

7) Организация целенаправленной и систематической работы по развитию мышления, памяти, внимания, воображения, формированию волевых и мотивационных качеств личности ребенка, развитие уверенности в своих силах, повышение самооценки и самостоятельности. [2]

Занятия ментальной арифметикой в младшем школьном возрасте позволяют развивать концентрацию внимания, память, образное мышление, воображение, наблюдательность, любознательность, умение анализировать и обобщать, эмоционально-волевые качества: самостоятельность, настойчивость в достижении результата, уверенность в себе, самооценку и смелость.

Системное использование специальных упражнений на занятиях младших школьников ментальной арифметикой в условиях дополнительного образования создает возможности для: динамики роста показателей беглости, гибкости и оригинальности; развития склонности к риску, любознательности, воображения; формирования стремления и готовности решать сложные задачи, без страха ошибиться.

Литература:

1. Распоряжение правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей». URL: http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=3569&q= (дата обращения: 20.02.17).

2. Маулешева А., Сырланова С. Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников. / Символ науки (2016). [Электронное издание] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28322468 (дата обращения: 29.08.2017).

3. Депман И. Я. История арифметики. М.: Просвещение, 1965. [Электронное издание] URL: http://ilib.mccme.ru/djvu/istoria/depman.htm (дата обращения: 2.09.2017).

4. Kojima, T. The japanese abacus: its use and theory. Tokyo, Japan: Charles E. Tuttle Company, 1954.

5. Аллагулова И. Н., Аллагулов А. М. Ментальная арифметика как методика организации внеурочной деятельности обучающихся 5 классов по предмету «математика» в соответствии с требованиями ФГОС (на примере оренбургского президентского кадетского училища). / Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей Всероссийской научно-методической конференции [Электронное издание]. Издательство: Оренбургский государственный педагогический университет (Оренбург), 2017. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28159807 (дата обращения: 29.08.2017).

6. Frank, M.C., & Barner, D. Representing exact number visually using mental abacus. Journal of Experimental Psychology: General, 2012.

7. Rootenberg S. Universal Concepts Mental Arithmetic System. [Электронный ресурс]. URL: http://www.jarwan-center.com/download/universal-concepts-mental-arithmetic-system-pdf (дата обращения: 21.08.17).

8. Effects of abacus training on the intelligence of Sudanese children. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ucmasgujarat.org/files/documents/Effects-of-Abacus-training-on-the-intelligence-of-Sudanesechildren.pdf (дата обращения: 21.08.17).

9. Guilford J. P. Creative talents: Their nature, uses and development. Buffalo, N. Y. Bearly Limited, 1986.

10. Yongxin Li, Yuzheng Hu, Ming Zhao, Yunqi Wang, Jian Huang, Feiyan Chen. The neural pathway underlying a numerical working memory task in abacus-trained children and associated functional connectivity in the resting brain. [Электронный ресурс] URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0006899313013048 (дата обращения 22.09.17).

11. Белова Т. В., Солнцева Е. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. М., 2007.

12. Сиротюк А. Л. — Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. Изд. «Творческий Центр», М., 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): ментальная арифметика, левое полушарие, правое полушарие, дополнительное образование, ментальный счет, ребенок, концентрация внимания, творческий потенциал, устный счет, Япония.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос