...И снова о ментальной арифметике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 декабря, печатный экземпляр отправим 16 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 04.03.2018

Статья просмотрена: 2247 раз

Библиографическое описание:

Кусаинова, Г. Т. ...И снова о ментальной арифметике / Г. Т. Кусаинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48584/ (дата обращения: 30.11.2020).



В работе дан краткий обзор методики преподавания ментальной арифметики, приведены некоторые приёмы устного счёта, анализ собственного опыта изучения принципов самой методики.

Ключевые слова: ментальная арифметика, менар, устный счёт

В последние несколько лет всё чаще говорят о так называемой ментальной арифметике. Менар — методика обучения счёту в уме, которая превращает математику для детей в увлекательное путешествие в мир чисел. Сотни развивающих школ во всём мире взяли эту программу за основу интеллектуального воспитания. А в Японии — стране, где впервые применили ментальную арифметику для всестороннего развития детей, она является дисциплиной, обязательной к изучению в младшей школе.

В Японии наука устного счёта обеспечивает достижение высоких результатов во всех сферах знаний благодаря следующим способам:

Тренировка моторики рук. Мозг управляет нашими действиями, но есть и обратная связь, поэтому работая со счётами абакус пальцами двух рук, дети одновременно развивают мышление.

Систематичность занятий. Никто не рождается чемпионом. Одержать победу помогают ежедневные упражнения. Так же работает и программа развития умственных способностей.

Визуализация. Имея наглядное пособие в виде счётных костяшек на абакусе, детям легче понять числа и вникнуть в суть вычислительных процессов.

Так, например, презентует свои услуги одна из частных Школ ментальной арифметики:

«Требования кизучению ментальной арифметики. Начинать обучение ментальному счёту нужно своевременно, желательно с 4–5 лет. Подготовка к освоению азов математики требует от родителей терпения и последовательности. Важные условия успешного обучения:

  1. Учите детей по принципу «от простого к сложному». Первый этап — постепенное обучение счёту до 10, затем обратного счёта.
  2. Учите ребёнка считать уже с 2-х лет, но к изучению цифр, чисел следует приступить позже — примерно с 4-х лет, когда ребёнок осознанно сможет посчитать лежащие перед ним предметы.
  3. Занятия должны проходить в непринуждённой атмосфере, а не в виде уроков. Идеальный формат для обучения детей — игра. Такой способ подачи материала наиболее эффективен, поскольку подключает эмоциональное восприятие.
  4. Повышайте уровень сложности заданий.
  5. Научите ребёнка отличать понятия «равно», «меньше», «больше».

Обеспечив достаточную подготовку можно доверять дальнейшее интеллектуальное развитие Школе ментальной арифметики». [1]

В чём заключается практическая значимость данной методики? Почему детей с ранних лет агитируют, а иногда и заставляют заниматься ненужными, казалось бы, для их возраста вещами? Каким образом ребёнок будет применять имеющиеся навыки счёта в первые годы обучения? Чем больше я пытаюсь углубиться в саму суть данной методики, тем больше вопросов у меня возникает.

Будучи простым человеком, и впервые услышав о новой «дисциплине», мне было интересно обучиться навыкам ментального счёта, так как умением свободно выполнять вычислительные действия в уме не все могут похвастаться. Сегодня чтобы научить ребёнка считать, его отдают на курсы. Не учат счёту на палочках, не связывают умение считать с жизненными ситуациями, не знакомят с компонентами сложения, вычитания, умножения и деления, не учат с ним таблицу умножения. Его отдают на курсы. На курсы, где ребёнок будет механически вычислять, не осознавая самой сути вычислений (особенно в возрасте 4–7 лет). Самое интересное, что ни один из преподавателей, или тренеров по счёту, с которыми я встречалась (а это, как правило, работники центров ментальной арифметики и скорочтения) не разглашают основных приёмов обучения ментальному счёту детей разных возрастных категорий, ссылаясь на коммерческую тайну франшизы.

Таким образом, попытаемся разобраться самостоятельно. Счёт обязателен для каждого абсолютно. Каким бы ни был мир современных технологий, без счёта никуда. Это навык, которым должен обладать каждый здравомыслящий человек.

Методика преподавания ментальной арифметики предполагает непосредственное обучение детей устному счёту. Однако есть и альтернативные приёмы устного счёта, которые так же можно постоянно применять, опираясь только на таблицу умножения. Так, например, чтобы умножить число 32 на 11 необходимо лишь сложить цифры 3+2=5, а затем поместить 5 между 3 и 2. В результате получим 352. Причём этот приём можно использовать при умножении и двухзначных, и трёхзначных чисел на 11, в то время как на абакусе каждый пример будет решаться в отдельности, что значительно увеличивает время вычислений. В приёме присутствует закономерность, а при вычислениях на абакусе мы пользуемся исключительно формулами, позволяющими в некотором порядке передвигать косточки на стержнях. Естественно, что запоминание приёмов устных вычислений тоже требует некоторого времени. Но ведь невозможно постичь новое, не приложив к этому усилия!

Количество частных учебных центров, международных школ ментальной арифметики, да и просто людей, овладевших данной методикой, растёт. И очень многие дети посещают курсы, где действительно овладевают навыками устного счёта на определённом уровне. И это, в принципе, хорошо. Дети развиваются, а родители, в свою очередь, понимают, что ребёнок должен быть занят, стараются угнаться за современными технологиями, постоянно изменяющимися изо дня в день.

В моей практике работы с детьми пока ещё нет тех, чьи достижения в ментальной арифметике, или даже просто по предмету «Математика» были бы на высоком уровне. Единственное, о чём я могу рассуждать — так это о фактах, которые имею из собственного опыта работы.

Я преподаю математику в 6 классе школы-гимназии. Это дети возраста 11–12 лет, который идеально подходит для занятий ментальным счётом. За два года работы с эти классом, используя на уроках устный счёт, решая задачи на действия с дробями и других тем, предусмотренных программой, я неоднократно сталкивалась с ситуациями, когда дети просто не могли быстро выполнить вычисления в уме. Единицы, конечно, но тем не менее. Есть в классе учащиеся, которые не понимают, как выполнять действия с дробями, но безошибочно вычисляют в уме примеры в пределах натуральных или целых чисел, не путаясь, при этом, в знаках. Так, к примеру, один ученик очень хорошо считает в уме, не применяя никаких приёмов, текстовые задачи решает тоже в уме, выдаёт только правильный ответ и не «распыляется» на оформление. Другой же в каждой теме улавливает лишь часть, испытывает трудности при решении текстовых задач, но навык счёта сохранил ещё с начальной школы. Здесь, думаю, всё-таки имеет место и тот факт, что каждый ребёнок имеет свои способности и склонности, заложенные уже генетически, которые, в то же время, нужно правильно развивать.

Устный счёт, как основа, закладывается в начальной школе. Это тот фундамент, на котором будут строиться знания учеников при переходе в среднее звено. В 5 классе дети проходят период адаптации, связанный со сменой привычной для них обстановки: смена классного руководителя, появление новых учителей и предметов, поступление огромного объёма информации и т. д. — успеваемость незначительно, но падает. В этот период ученик пытается заявить о себе, всячески себя проявляет во всех областях, поэтому должен иметь за спиной большой багаж знаний. Дети менее усидчивы в этом возрасте: начинается переходный период, меняются взгляды, приоритеты. Вот здесь нужно «удержать» ученика, верно направить его! И дело даже не в умении считать в уме, а в том, чтобы не потерять хорошего во всех отношениях ребёнка.

Находясь на стажировке в г. Новосибирске мне представилось побеседовать с профессором кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Шрайнер Александром Антоновичем. Так вот я услышала следующее: «Я не знаком с ментальной арифметикой, но понимаю её как некий приём, позволяющий детям считать, как, например, на пальцах объяснить таблицу умножения на 9. Стоит или не стоит отдавать ребёнка на данный курс зависит от того, насколько родители знают своего ребёнка и видят в нём некий потенциал или предрасположенность». Что и является, как мне кажется, правильным. Зачастую ведь родители пытаются воплотить в ребёнке мечты своего детства, как бы реализуя себя через собственное дитя: отдают его на всевозможные курсы и секции, не учитывая его предпочтений. И это самая большая ошибка!

Это всего лишь простые рассуждения, собственное, возможно даже и субъективное мнение, ничем не подкреплённое.

Литература:

  1. Семенченко, А. Учимся считать в уме. Все, что нужно знать о ментальной арифметике. Еженедельник «Аргументы и Факты» № 19, 2016 г.
  2. Пчельникова, К. Что такое ментальная арифметика? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fb.ru/article/247553/chto-takoe-mentalnaya-arifmetika
Основные термины (генерируются автоматически): ментальная арифметика, устный счет, ребенок, ментальный счет, таблица умножения, курс, начальная школа, ум, число, Япония.


Ключевые слова

ментальная арифметика, менар, устный счёт

Похожие статьи

Технология «Ментальная арифметика» в организации...

ребенок, ментальная арифметика, число, счет, косточка, верхняя косточка, простое сложение, указательный палец, перспективная методика образования детей, Россия.

Возможности развития творческого потенциала личности младших...

Для начала необходимо пояснить само понятие ментальная арифметика. Итак, ментальная арифметика — это методика обучения устному счету с помощью горизонтальных счет — абакуса (еще их называют соробан).

Интересные способы быстрого счета | 3. УМНОЖЕНИЕ НА 11

Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления.

Способ быстрого умножения чисел в пределах первого десятка на 9. Допустим, нам нужно умножить 7 на 9.

Исследование возможностей развития творческого потенциала...

И, соответственно, выявить влияние занятий ментальной арифметикой на развитие творческого потенциала личности младших школьников.

Таблицы Шульте используются почти каждый урок, здесь важна регулярность, если вначале дети находят все 25 чисел за 2 минуты...

Изучение приемов быстрого счета будущими учителями...

Решением этой задачи активно занимаются в начальной школе, а также в 5–6 классах.

Основные термины (генерируются автоматически): число, устный счет, проектная деятельность, двузначное число, прием, способ умножения, быстрый счет...

B помощь арифметике | Статья в журнале «Молодой ученый»

B помощь арифметике. Автор: Ахмедова Нилуфар Мамасидиковна. Рубрика: Спецвыпуск.

Интересен способ перемножения двух трехзначных чисел, у которых число десятков

Эти приемы вычисления с успехом можно применять в начальных классах и не только.

Возможность внеурочной работы с младшими школьниками по...

Трудности обучения в начальных классах однозначно мешают изучению ребенком основной школьной программы.

 разучивание таблицы умножения по счету касанием костяшек рук;  запоминание словарных слов с образным рисунком.

Использование ментальных карт в обучении | Статья в журнале...

Ментальные карты воспринимаются лучше, чем списки, графики, таблицы и тексты, в силу того, что лучше соответствуют структуре человеческого мышления.

Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы.

Похожие статьи

Технология «Ментальная арифметика» в организации...

ребенок, ментальная арифметика, число, счет, косточка, верхняя косточка, простое сложение, указательный палец, перспективная методика образования детей, Россия.

Возможности развития творческого потенциала личности младших...

Для начала необходимо пояснить само понятие ментальная арифметика. Итак, ментальная арифметика — это методика обучения устному счету с помощью горизонтальных счет — абакуса (еще их называют соробан).

Интересные способы быстрого счета | 3. УМНОЖЕНИЕ НА 11

Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления.

Способ быстрого умножения чисел в пределах первого десятка на 9. Допустим, нам нужно умножить 7 на 9.

Исследование возможностей развития творческого потенциала...

И, соответственно, выявить влияние занятий ментальной арифметикой на развитие творческого потенциала личности младших школьников.

Таблицы Шульте используются почти каждый урок, здесь важна регулярность, если вначале дети находят все 25 чисел за 2 минуты...

Изучение приемов быстрого счета будущими учителями...

Решением этой задачи активно занимаются в начальной школе, а также в 5–6 классах.

Основные термины (генерируются автоматически): число, устный счет, проектная деятельность, двузначное число, прием, способ умножения, быстрый счет...

B помощь арифметике | Статья в журнале «Молодой ученый»

B помощь арифметике. Автор: Ахмедова Нилуфар Мамасидиковна. Рубрика: Спецвыпуск.

Интересен способ перемножения двух трехзначных чисел, у которых число десятков

Эти приемы вычисления с успехом можно применять в начальных классах и не только.

Возможность внеурочной работы с младшими школьниками по...

Трудности обучения в начальных классах однозначно мешают изучению ребенком основной школьной программы.

 разучивание таблицы умножения по счету касанием костяшек рук;  запоминание словарных слов с образным рисунком.

Использование ментальных карт в обучении | Статья в журнале...

Ментальные карты воспринимаются лучше, чем списки, графики, таблицы и тексты, в силу того, что лучше соответствуют структуре человеческого мышления.

Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы.

Задать вопрос