Исследование возможностей развития творческого потенциала личности младшего школьника средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 01.02.2018

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Чернышева Д. С. Исследование возможностей развития творческого потенциала личности младшего школьника средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 61-65. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/3088/ (дата обращения: 23.10.2018).



В данной статье приводятся результаты практического исследования, проведенного на базе академии ментальной арифметики «AMAKIDs» в 2016–2017 гг., с целью выявления влияния занятий ментальной арифметикой в условиях дополнительного образования на развитие творческого потенциала личности младшего школьника.

Ключевые слова: творческий потенциал личности, ментальная арифметика, дополнительное образование, младший школьный возраст.

Сегодня проблема творчества становится еще более актуальной, ведь в современном мире высоких технологий творческие способности людей во многом определяют конкурентоспособность государств. И именно поэтому в нашей стране в последнее время уделяется большое внимание развитию творческого потенциала личности, прежде всего ребенка, и в соответствии с новыми потребностями времени разработаны новые документы: Федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция развития дополнительного образования детей, в которых особое внимание уделяется условиям, способствующим процессу самоактуализации и самореализации личности.

В данной работе исследуется такая методика развития творческого потенциала личности младших школьников, как ментальная арифметика. Она появилась на рынке образовательных услуг РФ совсем недавно, в отличие от многих других стран, таких как Казахстан, Китай, Япония, Малайзия и других, в некоторых она даже входит в обязательную программу общего образования. Как можно наблюдать, у нас за сравнительно короткое время эта методика стала очень популярной. Однако отечественных научных изысканий на данную тему почти не имеется.

Творческий потенциал личности определен автором как интегративное качество личности, включающее в себя творческие способности, выраженные особенностями интеллекта, дивергентным мышлением, развитым воображением, и такие свойства личности, как мотивация, волевые качества, уровень компетентности и эмоциональность.

Дивергентное мышление характеризуется такими свойствами, как: беглость (количество идей за единицу времени), гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую) и оригинальность (способность генерировать новые необычные идеи).

Младший школьный возраст выявлен как наиболее важный период для развития творческого потенциала личности. На этом этапе определяющим является развитие таких психических процессов, как мышление, воображение, память, речь, внимание. Поэтому важно насыщать деятельность младшего школьника творческой направленностью, развивать такие показатели, как скорость, гибкость и оригинальность мысли, поощрять любознательность и воображение, склонность к риску и стремление решать сложные задачи.

Автором определены основные факторы творческого потенциала личности младшего школьника, которые можно выявить с помощью диагностики, а также отслеживать их качественные изменения в ходе эксперимента. Это предложенные Гилфордом и Торрансом факторы творческого проявления личности: оригинальность, гибкость и беглость, а также дивергентное мышление.

Под оригинальностью понимается своеобразие и уникальность творческого мышления, нестандартность подхода к проблеме определяется числом редко приводимых ответов, необычным способом употребления элементов, а также оригинальностью структуры ответа.

Гибкость характеризует способность к быстрому переключению и определяется числом классов данных ответов.

Беглость определяется общим числом ответов за единицу времени и характеризует скорость и продуктивность творческого мышления.

Елена Туник адаптировала тесты Гилфорда и Торранса под нашу действительность и соответствующий возраст испытуемых — младший школьный или подростковый. В своих батареях тестов на выявление творческого мышления и соответствующих показателей, Е. Туник попыталась воссоздать сложные модели творческих процессов. Показатели надежности тестов равны 0,8–0,9. Однако, как она отмечает, следует рассматривать и анализировать результаты сразу нескольких тестов, но в отдельности, так как батареи различаются направленностью образной и вербальной, соответственно, показатели одного теста совершенно не идентичны показателям другого теста.

В данном исследовании использовалась батарея тестов Е. Туник «Творческое мышление», а именно субтест 1 «Использование предметов (варианты употребления)», субтест 3 «Выражение», субтест 7 «Спрятанная форма». [1]

В дополнение к указанной методике использовался опросник Е. Туник «Диагностика личностной креативности», где определялись такие особенности творческой личности, как любознательность, воображение, сложность и склонность к риску. [1]

Под любознательностью в данном случае подразумевается склонность личности к поиску новых путей и способов мышления, изучению новых вещей и идей, стремление познать как можно больше.

Воображение — способность визуализировать, придумывать несуществующие вещи, объекты, образно представлять и перебирать варианты использования тех или иных вещей, способность удивляться и быть открытым новому опыту, тому, чего еще не было, допускать это в свой мир.

Сложность — стремление к познанию сложных явлений, интерес к сложным идеям и вещам, самостоятельность в решении задач, возможно, добровольное усложнение этих задач, чтобы испытать свои возможности.

Склонность к риску — внутренний стержень, устойчивость, стремление отстаивать свои идеи, невзирая на реакцию посторонних, готовность к ошибкам, принятие возможного провала ради того, чтобы узнать, как все обстоит на самом деле, или как можно по-новому что-либо использовать или реализовать свою идею.

Исследование проводилось на базе академии ментальной арифметики «AMAKids» (экспериментальная группа) и средней общеобразовательной школы № 17 (контрольная группа) среди учеников младшего школьного возраста (7–10 лет). Численность экспериментальной и контрольной групп составила по 60 человек в каждой, соответственно.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа. На первом этапе, который проводился в сентябре 2016 года, проводилось первичное тестирование учеников, только пришедших на занятия в академию ментальной арифметики «AMAKids», а также тестировались ученики обычной среднеобразовательной школы № 17 того же возраста, но не имеющие отношения к ментальной арифметике. Тестирования проводились по вышеуказанной методике Е. Туник: батарея тестов «Творческое мышление» и опросник «Диагностика личностной креативности».

Второй этап представлял собой, собственно, экспериментальную деятельность в течение учебного года в академии ментальной арифметики «AMAKids». Где в рамках основной учебной программы применялись различные упражнения и задания, направленные на более активное развитие творческого потенциала детей, а также на координацию работы двух полушарий головного мозга. Упражнения подбирались таким образом, чтобы обогащать основной курс занятий по ментальной арифметике, тематически и по сути соответствуя, и тем самым усиливая эффективность занятий ментальной арифметикой. Переключаемость внимания, как уже описывалось в предыдущей главе, способствует развитию творческого потенциала, а также предположительно влияет на те критерии, которые исследовались с помощью тестов (беглость, гибкость и оригинальность). Описание самих упражнений пойдет чуть ниже.

Третий этап проводился в конце учебного года, в мае 2017 года, в ходе которого повторно тестировались ученики академии ментальной арифметики «AMAKids» и ученики контрольной группы средней общеобразовательной школы № 17. Данный этап позволил сделать сравнительную характеристику результатов тестирования в начале и в конце учебного года, отследить изменения в показателях каждой из групп в течение года, а также сравнить результаты и показатели тестирования между экспериментальной и контрольной группами. И, соответственно, выявить влияние занятий ментальной арифметикой на развитие творческого потенциала личности младших школьников.

В рамках основной учебной программы обучения ментальной арифметике используются следующие виды упражнений, способствующих развитию творческого потенциала обучающихся:

Во-первых, кинезиологические упражнения на активацию межполушарного взаимодействия и синхронизацию работы полушарий. Данные упражнения развивают психомоторику, концентрацию внимания, речь и пространственные представления.

Приведем некоторые из упражнений в качестве примеров:

Упражнение «Дорожка»

Правая рука ладонью к себе, указательный палец выпрямлен. Большой палец левой руки кладем на указательный правой, а затем вытягиваем указательный палец левой и кладем на него большой правой руки. Продолжаем «дорожку». Для усложнения можно делать поочередно со всеми пальцами (указательным, средним, безымянным, мизинцем).

Упражнение «Голова-животик»

Кладем ладонь правой руки на макушку, ладонь левой — на живот. Необходимо левой рукой выполнять круговые движения, а правой — легко похлопывать по голове. Потом руки меняем.

Упражнение «Шалость»

Правой рукой показать «окей» (большой и указательный свернуты в колечко, остальные пальцы выпрямлены), левой рукой показываем «мир» (рука собрана в кулак, два пальца указательный и средний выпрямлены вверх, как вилка). Потом руки меняем. Для усложнения можно добавить хлопок. Повторить 6–8 раз.

Данные упражнения применяются для того, чтобы разрядить напряжение в течение урока, дать отдых мозгу и телу, переключить свое внимание. Во время упражнения дети встают со своих мест, собираются в общий круг. В зависимости от эмоционального состояния детей на уроке, а также от нагрузки и сложности темы, данные упражнения могут применяться 1–3 раза за урок.

Во-вторых, упражнения, также направленные на координацию и межполушарное взаимодействие, такие как рисование двумя руками одновременно. Сначала берутся простые фигуры (круг, восьмерка, звездочка), две руки рисуют симметрично и зеркально. Затем можно писать слова таким образом, что левая рука пишет зеркально перевернуто, то есть справа налево, а правая в привычном направлении. Затем добавляются подготовленные симметричные изображения, разделенные пополам, которые нужно обвести двумя руками одновременно.

В-третьих, таблицы Шульте. Данные упражнения позволяют расширить фокус зрения и поддерживать тонус мышц глаз. А также развивают внимательность и способность замечать как можно больше деталей вокруг себя. Таблицы Шульте используются почти каждый урок, здесь важна регулярность, если вначале дети находят все 25 чисел за 2 минуты, то к концу уже выполняют это упражнение за несколько секунд.

В-четвертых, упражнения на тренировку памяти — зрительной и слуховой. Для развития зрительной памяти используются карточки с цифрами, которые нужно запомнить в той же последовательности, в которой они написаны. Для слуховой памяти зачитываются несвязанные слова, их нужно запоминать в виде словосочетаний, то есть каждую пару слов связать между собой в ассоциации, когда данный уровень будет легко выполняться, задание усложняется тем, что из услышаны слов нужно придумать небольшую историю или рассказ. Данное упражнение развивает не только слуховую память, но и вербальное творчество. Применяется оно также каждый урок, с чередованием зрительной и слуховой памяти.

В-пятых, упражнения на зрительную память, логику и внимательность. Показывается ситуационная картинка на несколько секунд, затем задаются вопросы по содержанию и сюжету картинки. Здесь преподаватель может специально задавать вопросы, сбивающие с толку, запутывающие и заставляющие сомневаться.

В-шестых, упражнения на импровизацию и фантазию. Раздаются чистые листы бумаги и различные предметы на выбор (лучше, чтобы это была коробочка с различными вещами, например, прищепки, катушки от ниток, колпачки, крышечки, скотч, коробок и т. д.). Ребенок берет один предмет, помещает его на лист бумаги, а затем рисует изображение, частью которого является этот предмет.

По предварительным данным можно заметить качественные изменения в показателях у экспериментальной группы. В контрольной группе также есть изменения, но у экспериментальной группы наблюдаются скачки с большим отрывом и появляются довольно высокие показатели, которых не наблюдалось при первичном тестировании. В контрольной группе наблюдается плавный рост показателей, без сильных скачков, в отличие от экспериментальной группы. То есть можно сделать выводы, что дети из экспериментальной группы стали смелее и более открытыми к экспериментам и риску, более любознательными, у них сильно развилось воображение, а также стремление и готовность решать сложные задачи, без страха ошибиться.

Проведенные исследования наглядно показали, что у экспериментальной группы, то есть у детей, которые занимались в течение года ментальной арифметикой, в отличие от детей, которые не имели отношения к ментальной арифметике, наблюдается активная динамика роста показателей беглости, гибкости и оригинальности, а также склонности к риску, любознательности, сложности и воображения. Также исследования продемонстрировали интересный факт, что у детей с высоким уровнем интеллекта (эти данные подтверждены только живым наблюдением, у детей, о которых идет речь, отмечались непревзойденные результаты в решении логических задач и в скорости и сложности ментального счета) низкие показатели творческого потенциала, однако в ходе эксперимента у них также повысились показатели, как и у других детей из их группы. То есть можно сделать выводы о том, что ментальная арифметика способна повлиять на развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста.

Занятия ментальной арифметикой в младшем школьном возрасте позволяют развивать концентрацию внимания, память, образное мышление, воображение, наблюдательность, любознательность, умение анализировать и обобщать, эмоционально-волевые качества: самостоятельность, настойчивость в достижении результата, уверенность в себе, самооценку и смелость. Системное использование специальных упражнений на занятиях младших школьников ментальной арифметикой в условиях дополнительного образования создает возможности для:

– динамики роста показателей беглости, гибкости и оригинальности;

– развития склонности к риску, любознательности, воображения;

– формирования стремления и готовности решать сложные задачи, без страха ошибиться.

Данные показатели являются компонентами творческого потенциала личности, следовательно, занятия младших школьников ментальной арифметикой в условиях дополнительного образования позволяют развивать творческий потенциал их личности.

Литература:

1. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): ментальная арифметика, творческий потенциал личности, контрольная группа, упражнение, экспериментальная группа, младший школьный возраст, дополнительное образование, левая рука, правая рука, дивергентное мышление.

Ключевые слова

дополнительное образование, младший школьный возраст, ментальная арифметика, творческий потенциал личности

Похожие статьи

Возможности развития творческого потенциала личности...

Ключевые слова: ментальная арифметика, творческий потенциал, младший школьный возраст, дополнительное образование. В концепции развития системы дополнительного образования говорится о том...

Теоретические аспекты развития творческого мышления...

творческий потенциал, развитие, Упражнение, Рефлексия, творческое мышление, Основной этап, медитативная сказка, дивергентное мышление, младший школьный возраст, заключительный этап.

Реализация программы развития творческого потенциала...

творческий потенциал, развитие, Упражнение, Рефлексия, творческое мышление, Основной этап, медитативная сказка, дивергентное мышление, младший школьный возраст, заключительный этап.

Технология «Ментальная арифметика» в организации...

ментальная арифметика, левое полушарие, правое полушарие, дополнительное образование, ментальный счет, ребенок, концентрация внимания, творческий потенциал, устный счет, Япония.

Возможности развития творческого потенциала личности младших...

Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»

дивергентное мышление (целостное, интуитивное). гибкость в мышлении и действиях.

Ключевые слова: творческий потенциал личности, ментальная арифметика, дополнительное образование, младший школьный возраст.

Творческое и дивергентное мышление в начальном общем...

Развивая дивергентное мышление младших школьников посредством работы над задачами, имеющими неоднозначное решение, мы сможем впоследствии иметь дело с глубоко и

развитие творческого мышления всистеме дополнительного образования детей ивзрослых.

Программа развития творческого потенциала младших...

творческий потенциал, развитие, Упражнение, Рефлексия, творческое мышление, Основной этап, медитативная сказка, дивергентное мышление, младший школьный возраст, заключительный этап.

Как решение творческих задач способствует развитию...

«Дивергентное мышление» способствует развитию творческого потенциала учащихся.

развитие творческого мышления всистеме дополнительного образования детей ивзрослых. Гилфорд выделил 2 типа мышления: конвергентное и дивергентное мышление.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Возможности развития творческого потенциала личности...

Ключевые слова: ментальная арифметика, творческий потенциал, младший школьный возраст, дополнительное образование. В концепции развития системы дополнительного образования говорится о том...

Теоретические аспекты развития творческого мышления...

творческий потенциал, развитие, Упражнение, Рефлексия, творческое мышление, Основной этап, медитативная сказка, дивергентное мышление, младший школьный возраст, заключительный этап.

Реализация программы развития творческого потенциала...

творческий потенциал, развитие, Упражнение, Рефлексия, творческое мышление, Основной этап, медитативная сказка, дивергентное мышление, младший школьный возраст, заключительный этап.

Технология «Ментальная арифметика» в организации...

ментальная арифметика, левое полушарие, правое полушарие, дополнительное образование, ментальный счет, ребенок, концентрация внимания, творческий потенциал, устный счет, Япония.

Возможности развития творческого потенциала личности младших...

Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»

дивергентное мышление (целостное, интуитивное). гибкость в мышлении и действиях.

Ключевые слова: творческий потенциал личности, ментальная арифметика, дополнительное образование, младший школьный возраст.

Творческое и дивергентное мышление в начальном общем...

Развивая дивергентное мышление младших школьников посредством работы над задачами, имеющими неоднозначное решение, мы сможем впоследствии иметь дело с глубоко и

развитие творческого мышления всистеме дополнительного образования детей ивзрослых.

Программа развития творческого потенциала младших...

творческий потенциал, развитие, Упражнение, Рефлексия, творческое мышление, Основной этап, медитативная сказка, дивергентное мышление, младший школьный возраст, заключительный этап.

Как решение творческих задач способствует развитию...

«Дивергентное мышление» способствует развитию творческого потенциала учащихся.

развитие творческого мышления всистеме дополнительного образования детей ивзрослых. Гилфорд выделил 2 типа мышления: конвергентное и дивергентное мышление.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос