Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся 5–7-х классов
Автор: Нарышкина Варвара Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 04.01.2018
Статья просмотрена: 1716 раз
Библиографическое описание:
Нарышкина, В. С. Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся 5–7-х классов / В. С. Нарышкина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13584/ (дата обращения: 17.12.2024).
Проектная деятельность одна из важных составляющих современного образовательного процесса. В рамках проектной деятельности активно используется деятельностный подход. Деятельностный подход в обучении опирается на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.
Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие [2, стр. 2]. Метод проектов — не новшество в образовании. Он возникает в 20-е годы XX века в США. Основоположники метода проектов делали упор на личную заинтересованность ученика. В процессе работы ученики должны были не только применить уже имеющиеся у них знания, но и приобрести в ходе работы новые умения и навыки [1, стр. 33]
В настоящее время метод проектов вновь становится актуальным. Рассматривая ФГОС второго поколения, мы видим, что основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А сполна реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Проект — работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. [2, стр. 6].
Однако, часто у детей 5–7 классов возникают сложности с реализацией такой формы работы. Причины затруднений могут быть разными: это и недостаточная мотивация учащихся, и низкий уровень компетенции педагога, а также отсутствие у детей представлений о конечном результате своего труда. Итогом проектной деятельности ученика выступает некий продукт. В зависимости от возраста и уровня умения учащихся, продуктом проекта могут выступать рефераты, презентации, таблицы, брошюры, альбомы с иллюстрациями или фотоматериалом, макеты, видеоролики или памятные книги. Для создания качественного продукта проекта необходимо подобрать такую его тематику, на основе которой создание продукта станет возможным. Такой тематикой, в рамках работы по предмету история может стать краеведческий компонент.
Использование материала по истории родного края является эффективным не только в школе, а на всех ступенях образовательного процесса. Краеведческий материал обладает всем необходимы условиями для создания на его основе качественного, а главное интересного самому учащемуся проекта. Во-первых, часть краеведческого материала может нести в себе новую, ранее неизвестную информацию. Такая работа позволит учащемся 5–7 классов почувствовать себя настоящими исследователями-историками. Во-вторых, уже учась на ступени основного образования, дети смогут внести весомый вклад в обобщение материала по истории родного края.
Круг тем, которые могут осветить юные исследователи достаточно велик:
‒ История семьи — выполняя проектную работу, учащийся сможет освоить навыки поисковой деятельности, научиться проводить интервьюирование, обобщать информацию. Продуктом такого проекта может стать семейный альбом с фотографиями и историями или семейная летопись. Более того, учащемуся необязательно освещать историю именно своей семьи. Для такого проекта можно исследовать историю, например, династии иркутских врачей, или династии работников энергетической промышленности.
‒ История одного здания, история одной улицы — несмотря на то, что тематики Иркутского зодчество посвящено достаточное количество материалов, такой проект сможет вовлечь ученика в изучение истории родного города на основе материальных памятников культуру. Ученик приобретет знания о архитектуре, истории города, навыки аналитической работы, работы с фотоматериалами. Исследую, например, сибирское барокко ученик в качестве продукта проекта сможет создать наглядные схемы-классификации, которые могут быть использованы на факультативных курсах по краеведению и уроках Истории Сибири в старшей школе. Также в качестве продукта могут выступить брошюра-путеводитель (фотоальбом) по улице, району, известным архитектурным памятникам города.
‒ История одного героя — такой проект поможет воспитать у учащихся чувство патриотизма и ответственности за судьбу своей родины. Иркутская земля славится многими молодыми людьми, которые отдали свою жизнь, защищая нашу Родину. Учащийся, в своём проекте, может рассказать о героях Великой Отечественной войны. Продуктом такого проекта может стать памятный альбом, который станет весомой частью экспозиции, подготовленной в школе к памятным датам.
‒ Иркутск в памяти веков — в рамках такого проекта учащиеся смогут осветить историю родного края, выбрав для себя наиболее интересный период истории. На территории города Иркутска находится большое количество стоянок древних людей. Такая тема имеет прямую связь с урочным планирование в 5 классе, кроме того, в рамках этой темы учащиеся смогут установить сотрудничество с Иркутскими музеями или археологическими лабораториями. Учащиеся 7 класса могут осветить историю основания города, а также более поздние периоды.
Метод проектов — один из методов в обучении детей, стимулирующий интерес учащихся к проблеме. И в этом плане краеведческий компонент не только дает учащимся теоретические знания, но и активно включает их в работу, позволяет провести самостоятельное, в большей степени практическое исследования по истории. Приобщение детей к истории и культуре родного края развивает в них чувство ответственности, патриотизма, трудолюбие, наблюдательность, дружелюбие, заинтересованность и помогает не только в реализации системно-деятельностного подхода, но и влияет на формирование человека-гражданина своей страны.
Литература:
- Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. — 2016. — № 6.1. — С. 31–33. URL: http://yun.moluch.ru/archive/9/635/ (дата обращения: 30.12.2017)
- Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.