Технология проектирования и разработки методических рекомендаций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)

Дата публикации: 09.12.2017

Статья просмотрена: 3391 раз

Библиографическое описание:

Урсегова, Н. А. Технология проектирования и разработки методических рекомендаций / Н. А. Урсегова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13504/ (дата обращения: 26.04.2024).



В 2015 году увидел свет профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н. Именно этот документ регламентирует и разъясняет требования к должности методиста:

‒ принципиально новой функцией методиста становится работа по проведению маркетинговых исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых;

‒ особую актуальность приобретает функция «сопровождения»: методисту необходимо оказывать педагогу поддержку для перехода от низкого к более высокому уровню, преодоления своих профессиональных трудностей, поиску скрытых педагогических и личностных ресурсов и создавать на этой основе условия для развития педагога. Функция «сопровождение» предполагает разработку методистом программного и методического обеспечения, знание специфики работы с одаренными учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья и т. п.;

‒ методисту необходимы организаторские и управленческие функции, направленные на достижение качества образовательного процесса, планирования и проведения мониторинга и оценки качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.

Требования профессионального стандарта, таким образом, ориентируют современного специалиста на овладение не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и применение определённых навыков творческого решения практических задач, постоянное повышение квалификации, быструю адаптацию к изменяющимся условиям.

Анализ профессиональных затруднений методистов (по итогам проведения курсов повышения квалификации, а также реализации дополнительных программ профессиональной переподготовки) свидетельствует о специфичности их образовательных потребностей, направленных, прежде всего, на приобретение способности и опыта по составлению методических рекомендаций. Данная способность может быть отнесена к специальным компетенциям методиста.

В целях оказания методической помощи методистам системы дополнительного образования детей и взрослых, предлагается к обсуждению вариант технологического подхода к процессу проектирования, разработки и самооценки качества методических рекомендаций. Думается, что материалы данной работы будет полезны как методистам, так и преподавателям, которые готовятся к прохождению аттестации на квалификационную категорию.

Общие подходы кпроектированию иразработке методических рекомендаций

  1. При разработке методических рекомендаций необходимо выбрать проблематику методических рекомендаций, исходя из актуальности — теоретической или практической.
  2. Разработчик методических рекомендаций должен определить категорию участников образовательного процесса, для которых разрабатываются методические рекомендации: педагоги, родители, обучающиеся.
  3. В процессе подготовки к разработке методических рекомендаций необходимо:

‒ изучить научные и методические литературные источники, нормативно-правовые документы по избранной проблематике;

‒ составить план работы;

‒ накопить фактический материал;

‒ подобрать наиболее яркие, характерные факты для обоснования и иллюстрации приведенных положений и рекомендаций.

  1. В ходе написания методических рекомендаций необходимо сформулировать цель работы, подчинив ей основную содержательную часть работы; обязательно указать, кому адресованы рекомендации; дать рекомендации о том, какими передовыми педагогическими технологиями надо пользоваться для улучшения образовательного процесса.
  2. Общий объем работы не должен превышать 5–10-ти страниц машинописного текста.

Основные этапы разработки методических рекомендаций

1. Вступительная часть − пояснительная часть работы, в которой обосновывается актуальность и практическая (или теоретическая) целесообразность данной работы, определяется цель составления методических рекомендаций, дается краткий анализ разработанности данной проблемы в научно-методической литературе, разъясняется, какую помощь призвана оказать работа.

Вступительная часть должна содержать следующую информацию:

‒ обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь необходимо дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, настоящее положение дел, указать, в чем его достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

‒ определение цели составления методических рекомендаций (например; оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми; составить алгоритм подготовки и проведения мероприятий разного уровня и т. п.);

‒ краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций (например: овладение опытом организации конкретных мероприятий; повышение мотивации учащихся к изучению конкретного содержания и т. п.).

2. Основная часть. Содержание этой части состоит из анализа и описания передовых технологий, которыми пользуются руководители, педагоги для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения существующего положения, дается описание перспективы результатов использования рекомендаций.

Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т. п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

‒ описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов);

‒ дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы; определение этапов и сроков информирования потенциальных участников мероприятия, распределение поручений, обеспечение рекламы и т. д.);

‒ вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта).

3. Заключение. Здесь излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.

4. Список использованной ирекомендуемой литературы. Список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

5. Приложения. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в основную часть. Автору следует описать, что может быть использовано в качестве приложений к разработанным методическим рекомендациям (планы проведения конкретных мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; схемы, диаграммы, фотографии, карты; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т. д.).

Критерии самооценки качества разработанных методических рекомендаций

Прежде чем разработанные методические рекомендации будут внедрены в практическую сферу, будут отданы на стороннее рецензирование, необходимо провести самоанализ качества методических рекомендаций. Выполнить самодиагностику можно по следующим основаниям-критериям:

  1. Автор рекомендаций разделяет проблематику и цель методических рекомендаций.
  2. Цель формулируется в понятной для педагогов/преподавателей (учащихся, родителей) форме.
  3. Цель, поставленная автором работы, способствует разрешению обозначенной проблемы.
  4. Цель, поставленная автором работы, способствует повышению качества образования.
  5. В ходе написания методических рекомендаций автор работы демонстрирует знание заявленной проблематики.
  6. Автор работы хорошо ориентируется в различных источниках (методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по заявленной проблематике.
  7. Материал изложен в доступной, понятной и логичной форме.
  8. Автор работы демонстрирует владение современными методами обучения, воспитания, организации определенной деятельности.
  9. Представленные в методических рекомендациях методы соответствуют поставленной цели, содержанию проблематики, условиям и времени ее разрешения.
  10. Автор работы демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и методическими пособиями, компьютерными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.
  11. В работе использованы авторские или самостоятельно разработанные методические или дидактические материалы.
  12. Автор демонстрирует знание основных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в области дополнительного образования детей.
  13. Автор работы демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения.
  14. Методические решения, отраженные в работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью.

Рассмотренные выше подходы к проектированию и разработке методических рекомендаций могут быть использованы также в написании иных видов методических работ, обобщающих личный практический опыт преподавателя или методиста, так как процесс проектирования представляет собой особый взгляд на профессиональную деятельность в соответствии с требованиями педагогического сообщества и ценностными ориентациями самого педагога.

Представление проектирования должно осуществляться последовательно, через его этапы. Такое изложение позволяет дать с одной стороны, технологичное описание последовательности действий по созданию проекта методических указаний, а, с другой, обобщенное представление о технологии проектирования без учета предметной специфики и особенностей внутреннего содержания.

Основные термины (генерируются автоматически): рекомендация, автор работы, дополнительное образование детей, образовательный процесс, работа, вступительная часть, какая помощь, методическая помощь, основная часть, профессиональный стандарт.

Похожие статьи

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Ключевые слова: дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, дополнительная общеобразовательная программа, рабочая

Образовательные организации, выстраивая свою работу в соответствии с новым законодательством и по новым стандартам...

Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного...

Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е. Б. Евладовой): - пространства взаимодействия общего и дополнительного образования...

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

Профессиональные стандарты очень важны для системы образования

Основные термины (генерируются автоматически): стандарт, рынок труда, Россия, работодатель, требование, профессиональная деятельность, профессиональный стандарт, выполнение работы...

Проблема соответствия ФГОС ВО профессиональному...

Автор: Тимонина Ирина Владимировна. Рубрика: Высшее профессиональное образование.

Вносятся срочные поправки в содержательную часть предметов образовательных программ [2]. В течение переходного периода по принятию новой версии профстандарта в КемГУ...

Проектирование основной образовательной программы...

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, развитие детей, программа, творческая группа, дошкольный возраст, образовательная деятельность, обязательная часть.

Особенности информационно-методической поддержки педагогов...

Информационно — методическое сопровождение работы ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения, основными задачами которой являются: ‒ оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных...

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса...

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего профессионального образования: метод. рекомендации / [сост. С. Е. Лузгин]; Саран. кооп. ин‑т РУК.

Актуализация роли дополнительного образования детей...

Учитывая накопленный в системе дополнительного образования детей по данному направлению опыт, можно предположить, что значительная часть такой работы будет возложена на существующие структуры дополнительного образования...

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

Автор: Коваленко Алевтина Сергеевна. Рубрика: Теория и методика профессионального образования.

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом...

Похожие статьи

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Ключевые слова: дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, дополнительная общеобразовательная программа, рабочая

Образовательные организации, выстраивая свою работу в соответствии с новым законодательством и по новым стандартам...

Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного...

Вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е. Б. Евладовой): - пространства взаимодействия общего и дополнительного образования...

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

Профессиональные стандарты очень важны для системы образования

Основные термины (генерируются автоматически): стандарт, рынок труда, Россия, работодатель, требование, профессиональная деятельность, профессиональный стандарт, выполнение работы...

Проблема соответствия ФГОС ВО профессиональному...

Автор: Тимонина Ирина Владимировна. Рубрика: Высшее профессиональное образование.

Вносятся срочные поправки в содержательную часть предметов образовательных программ [2]. В течение переходного периода по принятию новой версии профстандарта в КемГУ...

Проектирование основной образовательной программы...

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, развитие детей, программа, творческая группа, дошкольный возраст, образовательная деятельность, обязательная часть.

Особенности информационно-методической поддержки педагогов...

Информационно — методическое сопровождение работы ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения, основными задачами которой являются: ‒ оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных...

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса...

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего профессионального образования: метод. рекомендации / [сост. С. Е. Лузгин]; Саран. кооп. ин‑т РУК.

Актуализация роли дополнительного образования детей...

Учитывая накопленный в системе дополнительного образования детей по данному направлению опыт, можно предположить, что значительная часть такой работы будет возложена на существующие структуры дополнительного образования...

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

Автор: Коваленко Алевтина Сергеевна. Рубрика: Теория и методика профессионального образования.

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом...