Исследование качественных реакций на катионы на внеурочных занятиях по химии | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 27.11.2017

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Маганева А. Э. Исследование качественных реакций на катионы на внеурочных занятиях по химии [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 129-130. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13358/ (дата обращения: 24.06.2018).



Школьный курс химии включает объем химических знаний необходимый для формирования в сознании школьников химической картины мира. Определенный объем химических знаний необходим как для повседневной жизни, так и для деятельности во всех областях науки, народного хозяйства, в том числе не связанных с химией непосредственно. Однако, как отмечают многие учителя, в последнее время наблюдается снижение интереса обучающихся к предметам естественнонаучного цикла, в том числе и к химии. На мой взгляд, причиной тому является широкое использование педагогами технических средств обучения, в следствие чего на второй план уходит химический эксперимент. Химия — наука, которую невозможно изучить и понять вне химического эксперимента. Химический эксперимент-это надежный способ, позволяющий в процессе обучения связать теорию и практику. Еще одна причина, которая приводит к снижению интереса к химии, связана с дефицитом учебного времени. Сложность теоретического материала по химии, уровень интеллектуального развития обучающихся, ориентация педагога на подготовку обучающихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ порождают нехватку учебного времени на уроках, поэтому часто учителю просто не хватает времени, чтобы организовать участие обучающихся в химическом эксперименте. Данное противоречие можно решить через организацию внеурочной деятельности по химии. Организация внеурочной деятельности по предмету является обязательным требованием ФГОС. Под внеурочной деятельностью понимается учебно-воспитательная работа с обучающимися, организуемая учителем с учетом их интересов во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы, вне обычных урочных и факультативных занятий. Так в рамках внеурочных занятий можно организовать серию занятий по исследованию качественных реакций на катионы.

Практическая работа №1

Опыт 1. Качественное определение Ca2+ врастворах.

Цель: научиться определять катионы Ca2+ в растворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль Ca2+, разбавленная H2SO4; стеклянные пробирки;

Последовательность выполнения опыта.

  1. В пробирку прилить небольшое количество раствора соли Ca2+.
  2. Добавить 6–7 капель разбавленной H2SO4.
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе и сделайте выводы.

Вывод по результатам практической работы: При добавлении к растворуразбавленнойH2SO4 образуется белый кристаллический осадок. Таким образом, серная кислота является качественным реагентом на растворы, в которых присутствуют ионы Ca2+, что позволяет определить наличие этого катиона в растворе.

Практическая работа №2

Опыт 2. Качественное определение Ba2+ врастворах.

Цель: научиться определять катионы Ba2+ в растворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль Ba2+,раствор K2Cr2O7; стеклянные пробирки; Последовательность выполнения опыта.

  1. В пробирку прилить небольшое количество раствора соли Ba2+.
  2. Добавить немного раствора K2Cr2O7
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе и сделайте выводы.

Вывод по результатам практической работы: при добавленииK2Cr2O7 в пробирку раствор моментально желтеет, данный реактив является качественным на катион Ba2+, и способствует его открытию в смеси с другими катионами.

Практическая работа №3

Опыт 3. Качественное определение Al3+ врастворах.

Цель: научиться определять катионы Al3+в растворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль Al3+, едкая щелочь; стеклянные пробирки Последовательность выполнения опыта.

  1. В пробирку добавить немного раствора соли Al3+.
  2. Добавить сначала небольшое количество щелочи, затем постепенно увеличивать
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе и сделайте выводы.

Вывод по результатам практической работы: после добавления в пробирку едкой щелочи наверху пробирки образуется белый аморфный слой, который растворяется при последующем действии щелочи. Эта реакция является характерной для катионов IV группы.

Практическая работа №4

Опыт 4. Качественное определение Cu2+ врастворах.

Цель: научиться определять катионы Cu2+в растворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль Cu2+, NH3 (раствор); стеклянные пробирки Последовательность выполнения опыта.

  1. В пробирку прилить небольшое количество раствора соли Cu2+.
  2. Добавить раствор NH3.
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе и сделайте выводы.

Вывод по результатам практической работы: после добавления в пробирку раствораNH3 окраска раствора мгновенно изменилась с бесцветного на лазурно- голубой. Данная реакция является качественной реакцией на медь и позволяет открывать её даже в присутствии других катионов.

Практическая работа №5

Опыт 5. Качественное определение Fe2+ врастворах.

Цель: научиться определять катионы Fe2+в растворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль Fe2+, красная кровяная соль K3 [Fe(CN)6]; стеклянные пробирки.

Последовательность выполнения опыта.

  1. В пробирку прилить небольшое количество раствора соли Fe2+.
  2. Добавить раствор K3 [Fe(CN)6].
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе и сделайте выводы.

Вывод по результатам практической работы: после добавления в пробирку красной кровяной соли моментально выпадает осадок турнбулевой сини, что свидетельствует о наличии катиона Fe2+ в растворе. Эта реакция является качественной реакцией на катион Fe2+.

Практическая работа №6

Опыт 6. Качественное определение Fe3+ врастворах.

Цель: научиться определять катионы Fe3+в растворах.

Реактивы иоборудование: растворы: соль Fe3+, жёлтая кровяная соль K4 [Fe(CN)6]; стеклянные пробирки.

Последовательность выполнения опыта.

  1. В пробирку прилить небольшое количество раствора соли Fe3+.
  2. Добавить раствор K4 [Fe(CN)6].
  3. Отметьте характерный признак реакции.
  4. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  5. Оформите отчёт по работе и сделайте выводы.

Вывод по результатам практической работы: после добавления в пробирку желтой кровяной соли выпадает светло-голубой осадок берлинской лазури. Эта реакция является качественной реакцией на катион Fe3+,

В ходе данных занятий развиваются умения обучающихся работать с химическими веществами и оборудованием, осуществлять самостоятельную экспериментальную деятельность; развиваются важные аналитические умения, связанные с анализом, сравнением, обобщением и формулированием обоснованных выводов; закрепляются знания, полученные при изучении свойств катионов; формируется устойчивый интерес к химии.

Литература:

  1. Байкова В. М. Химия после уроков. В помощь школе. — М.: Просвещение
  2. Вайнштейн Б. М. Практические занятия по химии. М., 1939;
  3. Парменов К. Я. Химический эксперимент в средней школе. М., 1959;
  4. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе (Библиотека учителя химии). М., 1987;
Основные термины (генерируются автоматически): практическая работа, раствор, характерный признак реакции, уравнение реакций, раствор соли, пробирка, последовательность выполнения опыта, ионный вид, катион, вывод.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос