Качественное определение анионов в почве на внеурочных занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 15.12.2017

Статья просмотрена: 632 раза

Библиографическое описание:

Назаров, Б. О. Качественное определение анионов в почве на внеурочных занятиях / Б. О. Назаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 237-238. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47209/ (дата обращения: 20.04.2024).



В настоящее время в школе мы часто сталкиваемся с такой проблемой, как низкий интерес учеников к тому или иному предмету. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника.

Одной из форм учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа по химии. Правильно поставленная внеклассная работа в школе расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности. Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

Я остановился на данной теме, так как считаю, что очень важно знать, чем обогащена наша почва. Химические опыты, приведенные в моей работе, помогут учащимся хорошо усвоить учебный материал, приобрести умения и навыки.

Практическая работа.

Опыт 1. Качественное определение содержания карбонат-ионов впочвенном образце.

Цель: провести качественные реакции на наличие содержания карбонат -ионов в почве.

Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, дистиллированная вода, спирт, 10- % раствор соляной кислоты –HCl.

Последовательность выполнения опыта.

  1. Приготовление водной вытяжки.
  2. Приготовление солянокислой вытяжки, определить химические элементы в почве, в воде.
  3. Небольшое количество сухой почвы поместите в фарфоровую чашку и прилейте пипеткой несколько капель 10 % раствора соляной кислоты.

Выводы по результатам практической работы:

Если почва соли угольной кислоты, то наблюдается характерное «шипение» — выделение при реакции оксида углерода (IV). По интенсивности выделения газа судят о более или менее значительном содержании карбонатов в почве.

Опыт 2. Качественное определение содержания хлорид –ионов.

Цель: провести качественные реакции на наличие содержания хлорид-ионов в почве.

Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, дистиллированная вода, спирт, 10- % раствор азотной кислоты -HNO₃.

Последовательность выполнения опыта

  1. Приготовление водной вытяжки.
  2. Приготовление солянокислой вытяжки, определить химические элементы в почве, в воде.
  3. В пробирку прилейте 5 мл водной вытяжки и добавьте в неё несколько капель 10 % раствора азотной кислоты и с помощью пипетки 1–2 капли 0,1 н раствора нитрата серебра.

Выводы по результатам практической работы:

При наличии хлорид-ионов в почвенной вытяжке в количестве десятых долей процента и более происходит образование белого хлопьевидного осадка. При содержании хлорид-ионов в количестве сотых и тысячных долей процента осадка не выпадает, но раствор мутнеет.

Опыт 3. Качественное определение содержания сульфат-ионов.

Цель: провести качественные реакции на наличие содержания сульфат-ионов в почве.

Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, дистиллированная вода, спирт, соляная кислота(конц),20- % хлорид бария-BaCl.

Последовательность выполнения опыта.

  1. Приготовление водной вытяжки.
  2. Приготовление солянокислой вытяжки, определить химические элементы в почве, в воде.
  3. В пробирку прилейте 5 мл водной вытяжки, добавьте в неё несколько капель концентрированной соляной кислоты и с помощью пипетки прилейте 3–3 мл 20 % раствора хлорида бария.

Выводы по результатам практической работы:

При наличии сульфатов в водной вытяжке в количестве нескольких десятых процента и более происходит выпадение белого мелкокристаллического осадка. Сотые и тысячные доли процента сульфатов в растворе определяются помутнением раствора.

Опыт 4. Качественное определение нитрат— ионов.

Цель: провести качественные реакции на наличие содержания нитрат-ионов в почве.

Реактивы иоборудование: пробы почвы, пробирки, дистиллированная вода, спирт, соляная кислота, раствор дифениламина — (С6Н5)2NН.

Последовательность выполнения опыта.

  1. Приготовление водной вытяжки.
  2. Приготовление солянокислой вытяжки, определить химические элементы в почве, в воде.
  3. В пробирку налейте 5 мл фильтрата водной вытяжки почвы и по каплям прибавьте раствор дифениламина в серной кислоте.

Выводы по результатам практической работы:

При наличии нитратов раствор окрашивается в синий цвет.

Литература:

  1. Иванова, М. А. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: Учебное пособие / М. А. Иванова. — М.: ИЦ РИОР, 2013. — 289 c.
  2. Александрова, Э. А. Аналитическая химия. Теоретические основы и лабораторный практикум. В 2-х кн. Кн. 1. Химические методы анализа / Э. А. Александрова. — М.: Колосс, 2011. — 549 c.
  3. Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе (Библиотека учителя химии). М., 1987,-240с.
Основные термины (генерируются автоматически): водная вытяжка, практическая работа, дистиллированная вода, последовательность выполнения опыта, проба почвы, соляная кислота, солянокислая вытяжка, почва, приготовление, азотная кислота.


Похожие статьи

Качественное определение ионов тяжелых металлов в почве во...

практическая работа, KSCN, проба почвы, последовательность выполнения опыта, дистиллированная вода, водная вытяжка, собранная почва, почва, исследуемая вода, ион.

Биотестирование почв на проростках семян кресс-салата

Приготовление водных вытяжек почв. Среднюю пробу почвы растирали в фарфоровой ступке и просеивали через сито с величиной отверстий в 1 мм. Для приготовления водной вытяжки брали навеску...

Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов

Соли азотной кислоты — это то, что собой представляют нитраты, они способны накапливаться в воде и продуктах.

Загрязнение почв и поверхностных вод нитратами обусловлено не столько естественными процессами их образования и миграции, сколько бесконтрольным...

Изучение солесодержания питьевых вод

Дистиллированная вода — это вода, которая была максимально очищена от всякого рода примесей (микро- и макроэлементы, соли

Цель работы — определить солесодержания различных видов питьевых вод.

Определяли солесодержание пяти проб воды.

Исследование влияния качества воды на рост корневой системы...

Анализ проводился всех проб воды, в работе приведены результаты среднего значения. Определение мутности воды.

В пробирку с исследуемой водой (5 мл) добавить 10 капель раствора соляной кислоты и 2 капли раствора соли бария.

О процессах таяния снега и кристаллизации воды под...

выяснить какой из водных растворов (лимонной кислоты, пищевой соды, поваренной соли и сахара) дольше замерзает

2 этап: проведение практических опытов.

Практическая значимость работы очевидна.

Эффективное использование отходов химических опытов на...

После выполнения опытов ученик должен

При действии на 35 г смеси избытка концентрированной соляной кислоты можно получить 5,6 л хлора.

«Зеркало», или серебро в осадке, можно растворить в азотной кислоте (1:3). Полученным раствором можно...

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Итак, для реакции нужно взять соляную кислоту.

Этот вопрос учащиеся решают в процессе выполнения опыта. Затем выясняют вопросы: в каком виде получается соль?

Затем учащиеся практически решают задачу, беря пробу из каждой пробирки.

О влиянии выбросов алюминиевого завода на содержание...

Отбор проб производился с поверхностного слоя почвы при постепенном удалении от предприятия на северо-восток.

Фтор — сильный токсичный элемент, который действует разрушающе практически на всё

Водная вытяжка приготовлена согласно методике [4,5].

Похожие статьи

Качественное определение ионов тяжелых металлов в почве во...

практическая работа, KSCN, проба почвы, последовательность выполнения опыта, дистиллированная вода, водная вытяжка, собранная почва, почва, исследуемая вода, ион.

Биотестирование почв на проростках семян кресс-салата

Приготовление водных вытяжек почв. Среднюю пробу почвы растирали в фарфоровой ступке и просеивали через сито с величиной отверстий в 1 мм. Для приготовления водной вытяжки брали навеску...

Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов

Соли азотной кислоты — это то, что собой представляют нитраты, они способны накапливаться в воде и продуктах.

Загрязнение почв и поверхностных вод нитратами обусловлено не столько естественными процессами их образования и миграции, сколько бесконтрольным...

Изучение солесодержания питьевых вод

Дистиллированная вода — это вода, которая была максимально очищена от всякого рода примесей (микро- и макроэлементы, соли

Цель работы — определить солесодержания различных видов питьевых вод.

Определяли солесодержание пяти проб воды.

Исследование влияния качества воды на рост корневой системы...

Анализ проводился всех проб воды, в работе приведены результаты среднего значения. Определение мутности воды.

В пробирку с исследуемой водой (5 мл) добавить 10 капель раствора соляной кислоты и 2 капли раствора соли бария.

О процессах таяния снега и кристаллизации воды под...

выяснить какой из водных растворов (лимонной кислоты, пищевой соды, поваренной соли и сахара) дольше замерзает

2 этап: проведение практических опытов.

Практическая значимость работы очевидна.

Эффективное использование отходов химических опытов на...

После выполнения опытов ученик должен

При действии на 35 г смеси избытка концентрированной соляной кислоты можно получить 5,6 л хлора.

«Зеркало», или серебро в осадке, можно растворить в азотной кислоте (1:3). Полученным раствором можно...

Преподавание курса химии и практические работы по решению...

Итак, для реакции нужно взять соляную кислоту.

Этот вопрос учащиеся решают в процессе выполнения опыта. Затем выясняют вопросы: в каком виде получается соль?

Затем учащиеся практически решают задачу, беря пробу из каждой пробирки.

О влиянии выбросов алюминиевого завода на содержание...

Отбор проб производился с поверхностного слоя почвы при постепенном удалении от предприятия на северо-восток.

Фтор — сильный токсичный элемент, который действует разрушающе практически на всё

Водная вытяжка приготовлена согласно методике [4,5].

Задать вопрос