Поколение Z — особенности обучения иностранному языку в условиях общеобразовательного учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 14.10.2017

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Фомина А. К. Поколение Z — особенности обучения иностранному языку в условиях общеобразовательного учреждения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 92-94. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13086/ (дата обращения: 20.09.2018).



В последние годы значительно повысилась роль и статус иностранного языка.

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Сегодня знание иностранных языков уже не роскошь, а необходимость; он сегодня превращается в ведущую дисциплину, стоящую в одном ряду со специальными предметами, так как ценность выпускника на рынке труда в условиях активного развития международных контактов во многом определяется уровнем языковой подготовки молодого специалиста.

Сегодня складывается совершенно новая методология изучения иностранных языков, целью которой является формирование коммуникативной компетенции — научить общаться, разговаривать, понимать и уважать другую культуру. Иностранный язык, будь то английский, немецкий или любой другой, не должен восприниматься обучающимися как учебная дисциплина, предмет, а должен занять более высокое положение — как неотъемлемая часть современной жизни, как средство общения.

Обладая большим образовательным потенциалом, предмет «Иностранный язык» в общеобразовательной школе, помимо решения задач развития личности, является ресурсом систематического пополнения знаний, формирования и развития коммуникативных умений и навыков.

С точки зрения многих авторов статей, содержание образовательного процесса обучения иностранным языкам в учреждениях среднего образования пока не в полной мере удовлетворяет актуальным потребностям выпускников. В связи с этим возникает ряд проблем, с которыми сталкиваются учителя и обучающиеся при изучении иностранных языков.

Необходимо тщательно изучить, то поколение детей, которые в настоящее время обучаются, ведь именно учет особенностей их интересов и восприятия является залогом качественного обучения.

Поколение Z — это дети возрастных родителей. Поколения X и молодых родителей Поколения Y. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z — это уже их настоящее. Именно это, прежде всего, отличает их от Поколения Y, так как детство Y прошло ещё до технологического бума.

Сегодня хорошо видно, что дети, относящиеся к цифровому поколению — они другие. И учить их необходимо тоже по-другому.

В связи со всем выше сказанным, с учётом психологических особенностей детей поколения Z необходим выбор адекватного стиля обучения, об основных чертах которого пишет известный американский специалист в области обучения детей и взрослых Джули Коатс, автор книги «Поколения и стили обучения» [4].

Основные моменты, на которые необходимо уделить внимание современному педагогу в работе с детьми поколения — Z:

– Обучающийся в центре внимания. Молодым людям кажется получение образования пустой тратой времени, формальностью. Процесс обучения должен максимально привязан к реальной жизни.

– Воспитания командного духа, сотрудничества. Современная молодежь — это командные игроки.

– Мотивирующее обучение через «практические полезные» знания, которые можно и нужно применять уже сейчас.

– Эффективность применения своего времени. Время — большая ценность для сегодняшних учеников.

– Работа на результат. Поколения Z — ориентируются, прежде всего, на результат. «Главное участие» это не про них.

– Коммуникации. Основой в образовательном процессе становится диалог между учителем и учеником. При изучении иностранного языка это является главной составляющей успешному обучению.

– IT технологии. Сегодняшние ученики, с дошкольного возраста умеющие пользоваться компьютером, информацию, преподносимую учителем, в разы воспринимают эффективнее с применение высоких технологий.

В данном вопросе большую роль играет, помимо мотивации обучающихся, актуальность и привлекательность предлагаемых учебных материалов, а также профессиональная и деловая компетенция учителя. Заинтересованность обучающихся на начальном этапе, как правило, является очень высокой, и перед преподавателем стоит задача поддержания ее путем широкого привлечения новейших учебных пособий и актуального дополнительного материала, а также использования современных методик, стимулирующих взаимодействие между участниками учебного процесса.

Мы выделяем 3 категории выявленных проблем: психологические, административно-технологические и учебно-практические.

  1. Психологические проблемы — это проблемы внутренней неготовности ученика к изучению иностранных языков. К ним относится:

– неуверенность в своих силах. Большинство обучающихся утверждают, что не имеют способностей к изучению иностранного языка, но это заблуждение. Так как одним их самых сложных по структуре является русский язык.

– преодоление языкового барьера. Она связана с боязнью показать свою некомпетентность в иноязычном говорении. Преодолеть языковой барьер — значит, прежде всего, устранить недостаток говорения, который исчезает не сразу, а по мере того, как вы начинаете чувствовать себя увереннее, общаясь с другими людьми.

– отсутствие поддержки со стороны «значимых» близких. Родственники, старшие друзья в большинстве случаев обходятся без знания иностранного языка в течение всей своей жизни. Видимо, поэтому они не придают особого значения этому предмету в школе.

В детской микросреде, необходимо зарождать и поддерживать у детей стремление к изучению иностранного языка. Своим детям нужно постоянно разъяснять значение знания иностранного языка для развития личности, тем самым расширяя возможности адаптироваться к изменениям экономической, социальной и культурной ситуации в обществе [2].

  1. Административно-технологические проблемы — это внешние проблемы. К ним относятся:

– недостаточное количество часов, отведенное на изучение иностранного языка. При такой сетке часов (2–4 часа в неделю) вряд ли можно реализовать дифференцированный, тем более индивидуальный подход, создать для них благоприятную образовательную и воспитательную среду в общеобразовательной школе без углубленного изучения предмета.

– недостаточный уровень технической оснащённости учебных кабинетов учебниками, учебными пособиями, дисками с учебными программами, а также обновление и замена устаревшего компьютерного оборудования на новое.

  1. Учебно-практические и методические трудности.

– отсутствие у обучающихся сознательности в обучении видам речевой деятельности. Обучение общению предполагает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц, так как полноценная коммуникация невозможна при отсутствии грамматической основы. Необходимо знать сочетаемость, употребление слов и грамматических правил. Так как при общении с иностранцами, не всегда общепринятые клише, устойчивые словосочетания подходят для конструкции диалога.

– неумение мыслить на языке. Для выражения своих мыслей обучающиеся изначально думают на русском языке, а далее переводят на иностранный язык. Во-первых этот процесс достаточно долгий, во вторых это утомительно и допускаются лексико-грамматические и стилистические ошибки.

– пробелы в знании алфавита и правил правописания при обучении письменной речи.

– проблема общего охвата содержания текста при обучении чтению, понимания его основных моментов для дальнейшей конкретной его обработки. Для большинства школьников дословный перевод текста основное достижения в знании иностранного языка.

Во всех видах учебной деятельности у большинства школьников наблюдается ограниченность знаний, нежелание преодолеть пассивность и лень, и минимализм в работе.

Конечно, помимо указанных проблем существует ряд других, что говорит о том, что система обучения иностранных языков требует серьёзной доработки, способствующей разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляющих учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы, для чего и необходимо подходить к «новому» поколению школьников по-новому.

Литература:

  1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Иванова Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.37–42.
  3. Клепиков В. Н. Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодёжи // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 3. С.39–46.
  4. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011.
  5. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.3–9.
  6. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С.30–32.
  7. Солдатова Г. В. Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.:Фонд развития интернет, 2011, 176 с. (В соавторстве с Зотовой Е. Ю., Гостимской О. С.)
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, проблема, поколение, обучающийся, изучение, большинство школьников, языковой барьер, русский язык, общеобразовательная школа, язык.

Похожие статьи

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе. английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод обучения, процесс обучения, учебная деятельность, грамматическая структура, обучающийся.

Пути решения проблем преподавания второго иностранного языка

Мотивация школьников к изучению второго иностранного языка. Существуют два приёма мотивации: конечной целью или путём достижения этой цели. Мотивация конечной целью предполагает постановку такой цели...

О требованиях к результатам обучения иностранному языку...

Однако постепенно источники информации, как и роль иностранных языков в нашей жизни меняется. Ни для кого не секрет, что сегодня большинство людей узнают новости о событиях в их стране или в мире из газет или же статей в интернете.

Влияние родного языка на усвоение иностранного языка.

Влияние изучения иностранных языков на развитие ребенка. иностранный язык, ребенок, игровая деятельность, процесс обучения, язык, раннее обучение, родной язык, обучение, раннее изучение, устная речь.

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

русский язык, ребенок, школа, методика преподавания, поликультурный класс, обучение, ребенок мигрантов, родной язык, класс, общеобразовательная школа.

Вопросы и проблемы изучения иностранных языков

Изучение иностранных языков является очень трудоемким и затратным процессом. Поэтому каждому, кто хотел бы овладеть тем или иным иностранным языком, стоит стремиться к тому, чтобы результаты обучения оправдывали ожидания и вложения.

Изучение иностранного языка: проблемы и перспективы

язык, Узбекистан, русский язык, английский язык, иностранный язык, переподготовка кадров, обучение

Поколение Z — особенности обучения иностранному языку...

Утверждение Программы мер по расширению изучения иностранных языков на всех ступенях системы...

Преподавание иностранных языков в современной России...

Иностранный язык – это Джунгли, полные опасностей. Именно поэтому преподавание и изучение иностранного языка – дело очень

Не удивительны, поэтому, психологические барьеры у педагогов вообще, а у учителей иностранных языков в особенности.

Об организации обучения русскому языку студентов, не...

учебный процесс, русский язык, студент, межкультурное взаимодействие, Китай, Вьетнам, принцип коммуникативности, процесс обучения, культурный барьер, учебная деятельность. Объекты контроля при обучении русскому языку иностранных...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе

Обучение грамматике английского языка на начальном этапе. английский язык, ученик, школьник, иностранный язык, начальная школа, игровой метод обучения, процесс обучения, учебная деятельность, грамматическая структура, обучающийся.

Пути решения проблем преподавания второго иностранного языка

Мотивация школьников к изучению второго иностранного языка. Существуют два приёма мотивации: конечной целью или путём достижения этой цели. Мотивация конечной целью предполагает постановку такой цели...

О требованиях к результатам обучения иностранному языку...

Однако постепенно источники информации, как и роль иностранных языков в нашей жизни меняется. Ни для кого не секрет, что сегодня большинство людей узнают новости о событиях в их стране или в мире из газет или же статей в интернете.

Влияние родного языка на усвоение иностранного языка.

Влияние изучения иностранных языков на развитие ребенка. иностранный язык, ребенок, игровая деятельность, процесс обучения, язык, раннее обучение, родной язык, обучение, раннее изучение, устная речь.

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

русский язык, ребенок, школа, методика преподавания, поликультурный класс, обучение, ребенок мигрантов, родной язык, класс, общеобразовательная школа.

Вопросы и проблемы изучения иностранных языков

Изучение иностранных языков является очень трудоемким и затратным процессом. Поэтому каждому, кто хотел бы овладеть тем или иным иностранным языком, стоит стремиться к тому, чтобы результаты обучения оправдывали ожидания и вложения.

Изучение иностранного языка: проблемы и перспективы

язык, Узбекистан, русский язык, английский язык, иностранный язык, переподготовка кадров, обучение

Поколение Z — особенности обучения иностранному языку...

Утверждение Программы мер по расширению изучения иностранных языков на всех ступенях системы...

Преподавание иностранных языков в современной России...

Иностранный язык – это Джунгли, полные опасностей. Именно поэтому преподавание и изучение иностранного языка – дело очень

Не удивительны, поэтому, психологические барьеры у педагогов вообще, а у учителей иностранных языков в особенности.

Об организации обучения русскому языку студентов, не...

учебный процесс, русский язык, студент, межкультурное взаимодействие, Китай, Вьетнам, принцип коммуникативности, процесс обучения, культурный барьер, учебная деятельность. Объекты контроля при обучении русскому языку иностранных...

Задать вопрос