Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 16.02.2017

Статья просмотрена: 1060 раз

Библиографическое описание:

Цыбан Л. А. Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 506-509. — URL https://moluch.ru/archive/141/38473/ (дата обращения: 20.06.2018).



Преподавание иностранного языка в школе требует от педагога высокого уровня профессионального мастерства, любви к детям, а также старания и умения преподнести материал таким образом, чтобы ученики не только успешно его усвоили, но и проявили интерес к предмету. Достичь этого, несомненно, можно, приложив определенные усилия, причем, как показывает практика, успех зависит не столько от опыта, сколько от энтузиазма, энергичности и заинтересованности педагога.

Школа видится нам особым местом, где, в отличие от вуза, учитель является не только преподавателем, но и, прежде всего, воспитателем. Именно поэтому учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка необходим. Возможно возникновение определенных проблем при преподавании иностранного языка в школе, однако они должны служить не препятствием, а стимулом для профессионального роста учителя. Среди них можно выделить следующие:

1) проблема раннего обучения, затрагивающая психолого-возрастные особенности конкретного ребенка;

2) задача эффективного введения игровой деятельности в образовательный процесс с целью повышения мотивации детей;

3) сложность овладения письменной речью в возрасте учащихся начальной школы;

4) вопрос преподавания фонетического материала в связи с недостатком времени на уроке.

Изучение иностранного языка с психологической точки зрения представляет собой «сложный процесс формирования в коре головного мозга новой речевой системы, которая начинает сосуществовать и постоянно взаимодействовать с уже выработанной системой родного языка, испытывая на себе ее интерферирующее влияние» [5, с. 199].

Исследователями и педагогами замечено, что дети наиболее восприимчивы к изучению иностранного языка в возрасте от 3 до 10 лет, что позволяет учителю проводить уроки с учениками начальной школы эффективно, получая видимый результат:

«Специальные занятия можно начинать проводить с детьми 3–10 лет, до трех — бессмысленно, после десяти — бесполезно надеяться на быстрый положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими способностями выше среднего уровня» [4, с. 21].

Проблема 1.

Проблема раннего обучения, затрагивающая психолого-возрастные особенности конкретного ребенка, всегда является наиболее актуальной, поскольку изучению иностранного языка именно в начальной школе соответствует наиболее благоприятный и восприимчивый к знаниям период развития детей. Исследователями давно выявлена тесная взаимосвязь методики обучения иностранным языкам и психологии (Б. Беляев, Н. Жинкин, Г. Рогова, М. Каспарова) [3, с. 19].

Особенно важно помнить, что учащиеся начальных классов невнимательны в силу данного периода своего развития, поэтому, даже если дети отвлекаются, не могут сосредоточиться на учебном материале или перестают слушать учителя, наказывать их плохой оценкой или ругать не имеет смысла, так как данный метод сработает лишь на ближайшие несколько минут.

Ученики запомнят без всяких усилий все новое, неожиданное, яркое, однако могут упустить существенные, «серьезные» детали преподаваемого материала. Исследователи замечают, что только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно в течение всего урока. При нормальном развитии у ребенка за время обучения в начальной школе все свойства внимания, кроме переключения, становятся почти такими же, как у взрослого человека. При этом переключение внимания у младших школьников развито даже лучше, чем у взрослых, что объясняется подвижностью нервных процессов [1, с. 103].

Решение. Специфика работы с младшими школьниками заключается также в необходимости подбора таких методов и средств обучения, которые бы были действенны и интересны самим учащимся. Необходимо учитывать тот факт, что школьники лучше запоминают наглядный материал: для их восприятия характерна высокая эмоциональность и яркость образов [5].

Проблема 2.

Задача эффективного введения игровой деятельности в образовательный процесс с целью повышения мотивации детей. Младшие школьники хуже воспринимают символические и схематические изображения, а наглядный материал — лучше [5]. В процессе обучения детям требуются яркие образы, частая смена событий и деятельности, иначе они довольно быстро утомляются в силу своих возрастных особенностей. В процессе изучения иностранного языка задействуются многие анализаторы: зрительный — для восприятия наглядного материала, слуховой — для восприятия устной речи, некоторые упражнения требуют участия осязания (игры «Отгадай букву на ощупь», «Покажи руками»).

Решение. Полезны для развития мышления мини-проекты «На что похожа буква». Дети выбирают букву английского алфавита (например, S), подбирают слова, начинающиеся на S, рисуют букву-образ — в виде змеи (snake), раскрашивают её серебряным цветом (silver), украшают звёздами (stars) и полосками, лентами (strips), рисуют её в солнечном круге (sun). Потом ребёнок должен сделать представление своей буквы.

При выполнении таких заданий происходит разностороннее развитие ребёнка: воображение, память, усидчивость, умение довести дело до конца, коммуникативные навыки активно задействованы и стимулируются к совершенствованию, происходит связь между абстрактно-логическим и образным видами мышления.

Проблема 3.

Сложность овладения письменной речью в возрасте учащихся начальной школы. Обучение письменной речи является одним из важнейших аспектов современной методики преподавания языка. По мере овладения письменностью развивается связная речь, предполагающая «овладение лексическим запасом и грамматическим строем языка, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным материалом, а именно умение последовательно, связно, понятно передать окружающим содержание прочитанного текста или самостоятельно составленный текст» [6, с. 76].

Решение. Овладение письменной речью как на родном, так и иностранном языке непосредственно влияет на формирование целостной языковой личности, поэтому данный аспект требует особого внимания педагога, ведь всё, что заложено в детстве, составит основу личностному развитию в будущем.

Существует множество программ обучения детей иностранному языку, но дело здесь не только в правильном ее выборе. В начальной школе особо важную роль играет личность педагога, его умение заинтересовать школьников, увлечь предметом, «не спугнуть», научить детей учиться. Поэтому, на наш взгляд, решению этой проблемы способствует, прежде всего, тщательный и грамотный отбор педагогов для обучения младших школьников.

Проблема 4.

Преподавание фонетического материала в условиях недостатка времени на уроке. Английское произношение представляется нам одним из важнейших этапов в изучении языка, который большинстве случаев просто игнорируется и важность которого недооценивается [7].

На наш взгляд, с обучения произношению и должно начинаться овладение иностранным языком. Зачастую обучающийся может понять и перевести текст, но совершенно не в состоянии его правильно прочитать по причине банального незнания буквосочетаний и правил чтения, а также стеснения, которое вызвано этим незнанием.

По причине большого количества учащихся в группах английского языка в школах возможность эффективного обучения произношению может быть поставлена под сомнение. Ведь для этого требуется действительно большой труд учителя, который уделит внимание каждому ученику и превратит процесс работы над фонетикой в увлекательное занятие.

Решение. Существуют различные методы работы над фонетикой и произношением, однако важнейшим вопросом является возраст учащихся, для которых учитель подбирает материал. Одним из интереснейших методов является метод звукоцветового анализа.

Данный метод [2] применяется в методике преподавания как вариант звукоизобразительности, что особенно важно для младших школьников: они смогут образно и отчетливо представить звуки английского языка, представленные в системе. Этот метод включает интереснейший прием — построение эмоционального портрета звуков английского языка, в частности гласных, корректное произнесение которых зачастую вызывает трудности у обучающихся.

Исследователь вводит понятие эмоционального портрета звука, и, следовательно, дети без труда смогут его представить и произнести. Описанная методика представляет собой одно из направлений преподавания фонетики английского языка, которая будет особенно эффективна в младшей школе, когда звукоподражательные способности и воображение ребенка высоко развиты.

По рекомендациям Ж. Б. Верениновой, учащиеся представляют себе гласный, как если бы он являлся одушевленным, причем автор посвящает каждому звуку специальную учебную песенку, передающую характер этого звука [2, с. 28–32].

Например: «долгий гласный /ᴐ:/ — детский, милый, круглый, приятный; его цвет — желтый, как цыпленок... Представьте, что эту песенку поет маленькая девочка; она старательно и по-детски мило артикулирует все звуки, особенно /ᴐ:/»:

I am Paula,

I am Mrs. Porter's daughter,

I am Paula,

And I'm never naughty.

Описанный метод обучения фонетике детей младшего школьного возраста не является единственным, однако, он один из немногих, включающих в себя приемы, с помощью которых возможно действительно заинтересовать и увлечь детей. Подобные фонетические занятия не потребуют много времени от педагога, и будут эффективны при условии правильного воплощения предложенных идей в жизнь.

Преподавание иностранного языка младшим школьникам требует особого мастерства педагога, ведь на него возлагается огромная ответственность. Важно не просто знать иностранный язык, но и уметь его преподать, любить свое дело, быть тактичным и ответственным.

Литература:

  1. Богачкина Н. А. Психология: конспект лекций [Электронный ресурс] / Н. А. Богачкина. — Режим доступа: http://shporgaloshka.ucoz.ru/psikhologija-konspekt_lekcij.pdf.
  2. Веренинова Ж. Б. Английские гласные: эмоциональный портрет [Текст] / Ж. Б. Веренинова //Английский язык в школе.– 2010. — № 1 (29). — С. 28–32.
  3. Каспарова, М. Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развитие у школьников [Текст] / М. Г. Каспарова // Иностранные языки в школе. — 1986. — № 5. — С. 18–26.
  4. Негневицкая, Е. И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Е. И. Негневицкая // Иностранные языки в школе. — 1987. — № 6. — С. 20–26.
  5. Пирожкова А. О. Обучение английскому языку младших школьников с учетом их психологических особенностей [Текст] / А. О. Пирожкова // Проблемы современного педагогического образования. — 2014. — № 44–1. — С. 199–207.
  6. Тлехурай М. К. Письменная речь в системе работы по развитию русской связной речи учащихся начальных классов национальной школы [Текст] / М. К. Тлехурай // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — Майкоп: Майкопский ун-т, 2015. — С. 76–81.
  7. Хамутцких Р. Н. Работа над фонетикой на уроках английского языка в средней школе [Текст] / Р. Н. Хамутцких // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения. Материалы XXXIX научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. — Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2015. — С. 317–320.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, начальная школа, ребенок, письменная речь, английский язык, наглядный материал, проблема, возраст учащихся, школьник, игровая деятельность.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос