Библиографическое описание:

Неустроева Е. Н., Прокопьева Ю. П. Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 45-48. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13030/ (дата обращения: 19.12.2017).



В данной работе рассматривается изучение педагогических технологий при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования, а также представлены важные условия взаимодействия педагога с детьми ограниченными возможностями здоровья в процессе учебной деятельности.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, педагогические технологии

Инклюзивное образование — это совместное обучение, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. [2, с. 6]

Наблюдения за детьми с ОВЗ показывают, что именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в массовых школах. [1, с.128] Поэтому перед учителями стоит большая задача, т. к. нужно подобрать эффективные методы и формы обучения, а также обеспечить дополнительные занятия по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и адекватно воспринимать похвалу и замечания.

Инклюзивное образование на ступени начального общего образования направлена на организацию комплексной педагогической, психологической и социальной помощи школьникам с ОВЗ для обеспечения возможности коррекции недостатков в их психофизическом развитии и освоения основной образовательной программы. При этом самым важным звеном всей системы коррекционной работы, на наш взгляд, является психолого-педагогическая компетентность учителя. Так как, важная роль в системе становления и развития личности ребенка отводится учителю.

При обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школе особенно важным является создание условий для благоприятной адаптации ребенка, т. е. обеспечение благополучного развития и обучения с учетом его индивидуальных возможностей.

Педагог в своей профессиональной деятельности ставит и решает особые профессиональные задачи, в чем-то очень похожие на привычные, а в чем-то — совершенно новые. В настоящее время основными задачами для учителя состоят в том, чтобы помочь ребенку в нахождении себя в учебной деятельности и овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, раскрыть индивидуальные способности, формировать умение самостоятельно добывать знания и найти эффективные пути взаимодействия с ребенком при формах организации занятий.

Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять технологии работы. Можно выделить две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические.

По определению Б. Т. Лихачева педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса. [3, с.6]

Под педагогическими технологиями инклюзивного образования мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей. Педагогические технологии могут быть успешно использованы в инклюзивной практике учителем на уроке: технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации образовательного процесса, технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций, технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе. [4, с.85]

Среди педагогических технологий можно выделить те, которые могут быть успешно использованы в инклюзивной практике учителем на уроке. Классифицировать их можно в соответствии с задачами и ролью в организации совместного образования детей с различными образовательными потребностями:

‒ технологии, направленные на освоение академических компетенций при совместном образовании детей с различными образовательными потребностями: технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации образовательного процесса;

‒ технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе;

‒ технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций, в том числе принятия, толерантности;

‒ технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе.

Учителя с первого класса уже после начала учебного года знают, что не всем детям легко удается адаптироваться в школе, у многих возникают сложности (не может усидеть на месте, вскакивает, бродит по классу, не слышит обращенную речь учителя, задания не выполняет).

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе инклюзивного образования использовали педагогические технологии в 1 классе МБОУ «Хатырыкской СОШ им. М. К. Аммосова». На первом этапе организации инклюзивного образования мы выбрали технологию сотрудничества. При первом знакомстве пригласили родителей и детей. Всего приняли участие 15 учащихся 1 класса и 16 родителей. На этой встрече мы провели экскурсию по школе, где знакомились с кабинетом. Во время экскурсии каждый ребенок выделялся своей особенностью. После экскурсии познакомились в неформальной обстановке. При включении ребенка во взаимодействие с одноклассниками мы использовали технологию гуманного воспитания Сухомлинского.

Детям надо объяснить, что каждый ребенок — особенный. Рассказать, что ему трудно, и объяснить, чем ему можно помочь. Как правило, дети с готовностью откликаются на просьбы взрослых, если имеют достаточную информацию. Если педагог показывает положительное отношение к «особому» ребенку: не старается выделить его из всех детей, включает в занятие, организует взаимодействие на занятии и перемене, то в группе формируются отношения доверия, сотрудничества и взаимопомощи.

Пока еще дети плохо знали друг друга, поэтому предложили им разделиться на 2 группы и дали задание. Сначала выполняли работу самостоятельно, а потом эту же работу, — но все вместе. В процессе знакомства мы заметили возможности, черты характера каждого ребенка.

Важно уже при первом знакомстве установить контакт не только с детьми, но и с родителями. Очень важно при этом, чтобы родители сами захотели поделиться с педагогом проблемами своих детей, рассказали о своих пожеланиях. Во время знакомства родители задавали вопросы, делились советами друг с другом, т. к. каждый родитель волнуется за своего ребенка. Также на первую встречу мы пригласили специалистов. Таким образом, технология сотрудничества при организации инклюзивного образования состоит в знакомстве и формировании основ взаимодействия всех участников образовательного процесса — детей, педагога, специалистов, родителей.

На втором этапе использовали технологии индивидуального обучения и технологию создания успеха для обучающихся. Здесь особенно важным является создание условий для благоприятной адаптации ребенка к школе, т. е. обеспечение благополучного развития и обучения с учетом его индивидуальных возможностей.

Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в картинках.

При выполнении индивидуальных заданий у особенного ученика Б.Айгылаана возникали трудности. Он обращался за помощью к учителю и ученикам. Но он отвечал у доски и заканчивал задания со всеми. Поэтому для формирования положительной учебной мотивации ему давали выполнение индивидуальных заданий по выбору, когда он сам определял их сложность и объем. Выполняя такие задания, он чувствовал себя увереннее.

На третьем этапе использовали групповое обучение как одну из ведущих технологий инклюзивного образования. Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, т. е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную (это ситуация, когда один ребёнок учит другого под наблюдением педагога). Особенные дети также могут выступать в роли обучающих, это значительно повышает самооценку, особенно если они работают с младшими детьми.

Технология взаимного обучения основана на предположении, что дети могут многому научиться друг у друга. Взаимное обучение полезно, когда необходимо развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления полученных навыков и знаний.

Для учеников было значительно легче работать в паре, т. к. во время занятий учащиеся находили решения и помогали друг другу. При работе в паре каждый раз меняли состав. Так вся группа постепенно приобретала опыт взаимодействия с особенными детьми.

Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися, академические знания помогают учащимся выявить главные жизненные ценности.

Инклюзивное образование может быть эффективным только в том случае, если педагог умеет работать в сотрудничестве с другими специалистами. Поэтому среди технологий инклюзивного образования мы выделяем технологию взаимодействия учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. Специалисты, которые проводят углубленное обследование ребенка составляют предварительные рекомендации для его эффективного обучения.

Представляем важные условия взаимодействия педагога с особенным ребенком в процессе учебной деятельности:

  1. Для ребенка важно чувствовать вашу помощь и поддержку.
  2. Вы должны относиться к ребёнку как к обычному.
  3. Найдите занятия, которые бы удавались ребенку и повышали его уверенность в себе.
  4. Подберите материал по теме урока и наглядные средства с учетом особенностей детей.
  5. Оберегайте ребёнка от переутомления.
  6. Тесно взаимодействуйте с родителями, давайте им рекомендации.
  7. Старайтесь выслушать то, что хочет сказать ребёнок.
  8. Используйте формы и приемы, соответствующие возможностям ребенка.
  9. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он того заслужил.
  10. Учитывайте желание ребёнка особенного «быть как все».
  11. Выбирайте задания, которые соответствуют возможностям ребёнка.
  12. Чаще проводите игровые приемы в процессе учебной деятельности.

Таким образом, инклюзивное образование говорит о том, что каждый ученик — особенный, своими интересами, способностями, потребностями и увлечениями требующая индивидуального подхода в процессе обучения и гибкости в разработке учебных программ, учитывающих эти особенности, поэтому индивидуальный подход требует от учителя высокого профессионализма, включающего в себя такие качества, как этичность, гибкость, деликатность, умение услышать и понять другого. Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. Поэтому учителям важно использовать эффективные технологии работы.

Литература:

  1. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
  2. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова, Г. В. Юсупова и др. — Казань: Издво «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. — 255с.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В. С. Кукушина.-М.: ИКЦ «МарТ»: — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. — 336с.
  4. Самсонова Е. В. Основные педагогические технологии инклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2015. С. 85.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивного образования, технологий инклюзивного образования, педагогические технологии, Инклюзивное образование, Особенностью инклюзивного образования, процессе учебной деятельности, организации инклюзивного образования, ограниченными возможностями здоровья, образовательного процесса, технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации образовательного, технологии оценивания достижений, технологии коррекции учебных, процессе инклюзивного образования, благоприятной адаптации ребенка, технологии инклюзивного образования, педагогических технологий инклюзивного, условия взаимодействия педагога, школе инклюзивного образования, Педагогические технологии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос