В статье кратко освещено состояние проблемы необходимости повышения педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями, раскрыта ее актуальность. Приведен краткий анализ программ и моделей, применимых в работе по повышению педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями.
Ключевые слова: педагогическая компетентность родителей; дети с особыми потребностями; семья; программа.
На современном этапе развития специального образования Российской федерации, когда в активной и даже агрессивной форме внедряется инклюзия, возникает множество проблем, связанных с неподготовленностью почвы для взращивания новой традиции интеграции. К таковым можно отнести трудности с реализацией программы «Доступная среда», вопрос неподготовленности кадрового состава массовых образовательных учреждений к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Одной из важных проблем является психологическая неподготовленность широких слоев населения к принятию людей с особыми потребностями в социум. Но еще одной проблемой, часто упускаемой из виду, является проблема повышения компетентности родителей самих детей с ОВЗ. В научных кругах данная проблема освещается целым рядом исследователей: Л. М. Семеновой, А. В. Бирюковой, Е. Ф. Архиповой, Т. Н. Винтаевой, А. Г. Московиной, и др.
Само понятие педагогической компетентности родителей современные ученые трактуют как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры. Обобщая многие трактовки, Л. М. Семенова, А. В. Бирюкова дают следующее определение уровня педагогической компетентности родителей: «степень готовности к эффективной организации воспитательного и коррекционного процесса в семье, основанной на знаниях, умениях и навыках педагогического взаимодействия с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, понимании особенностей его личностного развития». Они подчеркивают, что в настоящее время уровень педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями, зачастую низок. Решение данной проблемы исследователи видят в создании «университетов для родителей», задачей которых является предоставление родителям теоретических знаний и практических приемов взаимодействия с детьми с особыми потребностями. [5].
В. Н. Поникарова, Т. С. Староверова в своем научном исследовании обозначили и охарактеризовали компоненты, составляющие педагогическую компетентность родителей:
- Ценностно-мотивационный ̶ отражает направленность личности, ее интересов и потребностей на реализацию себя в роли семьянина и родителя.
- Когнитивный компонент предполагает овладение общими теоретическими и прикладными педагогическими знаниями в области воспитания и обучения и возможность их практического применения в процессе жизнедеятельности семьи.
- Операциональный (поведенческий) ̶ предполагает внедрение отдельных паттернов поведения для выхода из проблемных ситуаций.
- Аффективный понимается как отражение чувств, эмоций, эмоциональных оценок процесса воспитания детей с особыми потребностями и способность родителей к саморефлексии [6].
Если раньше в ситуации отдельного существования специального и общего образования дети с особыми потребностями попадали, в основном, в коррекционную среду обучения и воспитания, и большая часть нагрузки по работе с ними выпадала на плечи специалистов, то в ситуации инклюзии все бремя обучения и воспитания, зачастую, распределяется между педагогами массовых образовательных организаций и родителями. Однако, так как сотрудники массовых учреждений не имеют специальной подготовки для работы с этими детьми, груз обучения и воспитания полностью ложится на родителей. Родители, которые рано или поздно находят путь к специалистам, часто, в силу своих психологических особенностей и отсутствия специальных знаний, возлагают всю работу на плечи психологов, логопедов, дефектологов. Это негативно сказывается на развитии ребенка, так как нарушается принцип комплексности коррекционной работы. В таких случаях главной задачей специалиста становится вовлечение родителей в коррекционный процесс и повышение их педагогической и родительской компетентности. Особенно важным становится эта задача при работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), которые в силу серьезности заболеваний вынуждены находиться на домашнем обучении и воспитании. Е. А. Юхтанова отмечает особенности детей с ТМНР, такие как глубокие нарушения интеллекта, недостаточность сенсорной сферы, тяжелые недоразвития речи и коммуникации, значительную неразвитость общей и мелкой моторики, трудности саморегуляции поведения и деятельности [7]. Все эти особенности требуют от родителей детей с ТМНР многих специфических знаний, умений и навыков, которые обеспечат достаточный уровень их педагогической компетентности.
Вовлечение родителей в коррекционную работу со своим ребенком должно начинаться с осознания всеми членами семьи своей ключевой роли в развитии ребенка с особыми потребностями. Особенно, это важно в тех случаях, когда ребенок находится в условиях надомного обучения и воспитания. Роль семьи в процессе коррекционной работы с ребенком с особыми потребностями отмечена многими исследователями (Л. М. Шипициной, Д. М. Маллаевым, О. В. Солодянкиной, Е. А. Корытовой, М. Н. Егизарьянц, и др.) и занимает большое место в массе научных изысканий.
Однако, при выстраивании взаимодействия с семьей ребенка специалисты сталкиваются с психологическими особенностями и барьерами родителей, препятствующими адекватной оценке ими сложившейся ситуации, возможностей и потенциала ребенка, своего круга работы по уходу, обучению и воспитанию. Конечно, все эти трудности связаны с шоковой реакцией родителей на появление в семье особого ребенка, их индивидуальными характерологическими особенностями.
В связи с этим, задачей специалистов становится создание таких условий, которые максимально стимулировали бы активность членов семьи в решении возникающих проблем. Только в случае благотворного влияния сотрудничества со специалистами родители внедряют полученные рекомендации в их собственную практику воспитания и обучения ребенка [4].
Для повышения уровня педагогической компетентности родителей ребенка с особыми потребностями важно составить специальную программу планомерной работы с учетом всех аспектов жизненной ситуации семьи.
Эта работа не нова, однако недостаточно разработана. Трудность состоит в том, что каждая отдельная семья требует индивидуального рассмотрения, и составление одной или нескольких типовых программ повышения компетентности родителей детей с особыми потребностями представляется невозможным.
С целью составления собственной программы повышения компетентности родителей детей с особыми потребностями мы проанализировали уже существующие к настоящему времени модели работы в этом направлении.
Выше нами уже была упомянута идея введения «университетов для родителей» Л. М. Семеновой, А. В. Бирюковой. В содержание работы «университета» были включены многообразные технологии, призванные вооружить родителей «приёмами и способами воздействия на ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи» такие как: сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия, криотерапия и т. д. Кроме того с родителями проводились тематические лекции, беседы, семинары-практикумы [5].
Похожее содержание и структуру имеет проект по созданию «Школы для родителей» М. Э Заборского, в рамках которого также проводились групповые тематические занятия, встречи — диалоги с представителями общественных организаций, арт-терапевтические встречи, психологические тренинги. Следует подчеркнуть, что в данной программе большое внимание уделено теме психологической саморегуляции и самовосстановлению родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями [3].
Следующей, схожей с предыдущими формами организации работы по повышению педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями явилась организация так называемых «Психолого-педагогических гостиных». В данном случае работа по повышению педагогической компетентности родителей была представлена несколькими разделами, содержание которых также включало в себя образовательно-просветительские, практические и психотерапевтические мероприятия. Примечательным в комплексе явился социально-тренинговый раздел, направленный на формирование у родителей адекватных и эффективных форм поведения в различных социальных ситуациях и отношениях [2].
Модель формирования компетентности родителей детей с особыми потребностями (заиканием) В. Н. Поникаровой предполагает определение направлений работы в соответствии с компонентами педагогической компетентности родителей (ценностно-мотивационный, когнитивный, операциональный, аффективный), описанными выше. Преимуществом данной модели является наличие диагностического модуля для определения начального уровня педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями [6].
Своеобразной программой повышения педагогической и общей родительской компетентности может выступать книга Брюса Л. Бейкера, Алана Дж. Брайтмана «Путь к независимости», имеющая своим содержанием подробную инструкцию и готовый практический инструментарий для обучения детей с тяжелыми множественными и сочетанными нарушениями бытовым навыкам. Неоспоримым достоинством этой книги является именно конкретная ее адресация родителям детей, еще мало подверженных инклюзии и интеграционным процессам в образовании РФ [1].
Материалы, отобранные нами в процессе анализа состояния проблемы повышения педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями, могут быть полезны педагогам, психологам, родителям и другим членам семей, воспитывающих ребенка с особыми потребностями.
Литература:
- Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам: пер. Л. Шихирева и Н. Грозной. М.: Теревинф, 2000. 436 с.
- Винтаева Т. Н., Вареницина Г. Г., Тарабыкина А. А. Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально‐адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9).
- Заборский М. Э. Программа повышения реабилитационной и абилитационной компетентности родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ «Школа для родителей» // «Социальное обслуживание населения: новации, эксперименты, творчество: СОННЭТ»: Сборник статей победителей всероссийского конкурса среди молодых специалистов социальной сферы «Лучшая молодежная статья ̶ 2017». URL: https://son-net.info/programma-povysheniya-reabilitacionnoj-i-abilitacionnoj-kompetentnosti-roditelej/ (дата обращения: 22.03.2020)
- Московкина А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье [Электронный ресурс]: учебное пособие / Московкина А. Г. Электрон. текстовые данные. М.: Прометей, 2015. ̶ 252 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58225.html. ЭБС «IPRbooks»
- Семенова, Л. М., Бирюкова А. В. Педагогическая компетентность родителей как один из основных компонентов в структуре семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 5. СПб. 2018. 96 с.
- Староверова Т. С., Поникарова В. Н. Модель формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 651–655. URL: http://e-koncept.ru/2016/86142.htm.
- Юхтанова Е. А. Обучение детей с комплексными нарушениями развития // Молодой ученый. 2017. № 39. С. 118–121. URL: https://moluch.ru/archive/173/45804/ (дата обращения: 22.03.2020)