Развитие родительских компетенций как цель партнерских отношений ДОО с семьями с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Авторы: Савченко Юлия Сергеевна, Корольчук Екатерина Викторовна, Городицкая Дарья Сергеевна, Танич Ирина Ивановна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 20.11.2024
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Савченко, Ю. С. Развитие родительских компетенций как цель партнерских отношений ДОО с семьями с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития / Ю. С. Савченко, Е. В. Корольчук, Д. С. Городицкая, И. И. Танич. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9588/ (дата обращения: 21.11.2024).
Препринт статьи
В данной статье раскрываются вопросы важности партнерского взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями с детьми с ТМНР.
Ключевые слова: родительские компетенции, партнерство, ответственность, коррекционная работа.
Современное общество очень быстро развивается, адаптируется к новым жизненным условиям, требованиям. Однако, несмотря на это, структура социальных институтов до сих пор недостаточно лабильна к детям с особыми образовательными потребностями. Если в вопросах образования детей с норматипичным развитием уже довольно четко выстроена поэтапная система от дошкольного до высшего профессионального образования, то образование детей с тяжелыми множественными нарушениями развития до сих пор носит эпизодический несистемный характер. Социализация таких детей в разных возрастных периодах также затруднена. Такая ситуация вызывает больше всего трудностей у родителей особенных малышей. Ведь семья — это первая и самая важная система межличностных взаимоотношений, в которой развивается ребёнок. В случае же наличия особенностей развития, трудностей в усвоении малышом социального опыта или нарушения коммуникации, перед семьёй встают повышенные требования во владении навыками воспитания и образования ребёнка, за которые она несёт ответственность. Огромное количество информации, представленное в социальных сетях и прочих источниках, зачастую дезориентируют родителей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) еще больше — без необходимых компетенций родители просто не способны классифицировать и анализировать все те рекомендации, что находят в общем доступе, теряясь в бесконечном разнообразии теорий, подходов и методов.
Дошкольное образовательное учреждение с организованными группами для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на сегодняшний день не просто оказывают коррекционные и образовательные услуги, а становятся векторными партнёрами для семей в вопросах компетентного родительства.
В нашем детском саду многолетней практикой выработана схожая с реверсивным наставничеством форма взаимодействия с семьей, отличающаяся более плотным контактом с работниками ДОО. Залогом плодотворного сотрудничества становиться налаживание доверительных отношений педагогов с родителями воспитанника с самого момента оформления в детский сад. Формирование эмоционально экологичного пространства в детском саду не только для воспитанников, но и семей становиться необходимым условием плодотворного взаимодействия всех участников образовательных отношений — педагогов, ребёнка, семьи и администрации ДОО.
Для многих родителей процесс развития ребенка менее понятен в силу сочетания нескольких нарушений, динамика развития в некоторых случаях фактически незаметна, но самое главное — им важно осознавать себя одним из ресурсов развития своего ребенка, непосредственно влияя на образовательный маршрут. Развить в семье коррекционный потенциал удается путем тесного вовлечения значимых взрослых ребёнка в деятельность образовательной организации и формирование родительско-педагогического коллектива на условиях равного партнерства и направленного на повышение пользы пребывания ребенка в ДОО, расширяя для него круг возможностей.
По-прежнему очень актуальными являются традиционные формы взаимодействия с семьей, как групповые, так и индивидуальные. В работе на начальном этапе более эффективными, конечно же, являются индивидуальные консультации, беседы, организация образовательных сеансов детско-родительских диад под кураторством ведущего педагога. Такие сеансы организуются в атмосфере кулуарного безоценочного пространства, настраивают родителей на комфортное плодотворное и длительное сотрудничество семьи со специалистами детского сада в интересах развития ребёнка. Организация практикоориентированных встреч показала себя наиболее эффективной в случаях решения педагогических задач, связанных с ограниченностью практического опыта продуктивного взаимодействия родителей с малышом. Обогащение базы теоретических знаний семьи об особенностях развития их ребенка происходит в рамках тематических семинаров-практикумов, разрабатываемых на основе запроса и потребностей каждой семьи индивидуально. Это не исключает и проведение общих родительских собраний, где родители смогут получить общую информацию по работе группы, узнать изменения в документах, которые регулируют работу ДОО. Когда же семья достигает уровня готовности к групповому взаимодействию, на базе детского сада организуются мероприятия с более сложными сценариями с участием нескольких детско-родительских диад. Эти встречи незаменимы и крайне важны для семей, столкнувшихся с непростой задачей воспитания особенного малыша и способствуют обмену опытом в экологически безопасной благоприятной атмосфере.
Сейчас, в период глобальной цифровизации, родители могут получать информацию, даже если у них нет возможности посетить дошкольное учреждение очно — например, в период длительной реабилитации — что для родителей особенных малышей крайне актуально. Большинство специалистов ведут свои блоги, странички на различных сайтах, где делятся мастер-классами, рекомендациями, авторскими пособиями и методиками их использования, а также ведут практику индивидуального сопровождения семьи посредством интернет-ресурсов.
Использование цифровых технологий отлично дополняет и традиционные формы взаимодействия. Так, например, во время родительского собрания можно включить онлайн-трансляцию или провести подключение через любой из доступных сервисов беспроводного взаимодействия. Таким образом, даже семьи, которые не могут по какой-либо причине посетить собрание, не останутся в стороне и будут владеть всей необходимой информацией.
Одними из самых результативных видов взаимодействия с родителями для детей с ТМНР будут регулярно проводимые педагогические гостиные, о которых говорилось выше, где семьи особых малышей не только могут повысить свои компетенции, задать волнующие вопросы педагогам, но и обменяться опытом между собой. Ведь большинство родителей особых малышей замыкаются в себе и своей проблеме, абстрагируются от окружающих, а для них особенно важно постоянно находится в социуме, общаться с другими семьями, столкнувшимися с такими же проблемами, — это благотворно сказывается не только на понимании своего ребенка и его особенностей, но и на внутреннем микроклимате семьи. Важным направлением деятельности специалистов детского сада, в частности педагогов-психологов, является сопровождение семей воспитанников и оказание не только психолого-педагогической и консультативной поддержки, но психолого-терапевтической помощи семье в вопросах, связанных с развитием и воспитанием особенного ребёнка. Часто только в стенах детского сада родители окончательно принимают диагноз своего ребёнка и выходят на путь сознанного и ответственного родительства, меняя позицию с пассивно-обречённой на позитивно-продуктивную.
Это далеко не все возможные способы взаимодействия с родителями — каждый педагог может найти еще миллион способов, чтобы сделать общение с родителями своей группы эффективнее и доступнее для каждого участника образовательного процесса. Несомненно одно: чем активнее позиция родителя в жизни ДОО, чем больше он задействован в образовательном процессе, тем больше будет заметен результат в развитии и социализации ребенка с ТМНР, тем счастливее и насыщеннее будет его детство.
Литература:
- Секерина Е. Н. Проблема низкого уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья //Актуальные вопросы современной науки и образования. — 2020.
- Сенаторова К. П. Тьюторское сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. / [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-semi-vospityvayuschey-rebenka-s-ovz-na-primere-detey-s-narushennym-sluhom