Автор: Марковская Елена Александровна

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Самара, сентябрь 2017)

Дата публикации: 18.08.2017

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Марковская Е. А. Компьютерные технологии в оценке образовательных результатов воспитанников кадетского военного корпуса [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 84-87.



Основное противоречие современной системы образования — это противоречие между быстрыми темпами приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала и перейти к новому идеалу — максимальному развитию способностей человека к самореализации (или самообразованию). При этом необходимо обеспечить индивиду право на выбор собственной образовательной траектории, наиболее соответствующей его индивидуальным способностям. Это означает введение достаточно ранней дифференциации и индивидуализации обучения, связанной с применением методов дистанционного доступа к образовательным программам. В этом случае новые информационные технологии становятся главнейшим средством доступа к различным источникам информации и формирования мотивации к самостоятельному поиску, обработке, восприятию и использованию этой информации.

Новые образовательные результаты, формируемые в процессе внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов, можно получить только в условиях обучения в информационно насыщенной образовательной среде, обеспечивающей информационно-методические условия реализации образовательной программы кадетского военного корпуса. Для раскрытия сущности и специфики информационного взаимодействия в кадетском военном корпусе, регулирования информационных потоков, их видов, содержания и назначения, Программой развития кадетского военного корпуса предусмотрен проект «Сетевой корпус». Целью проекта является создание условий для внесения качественных изменений в организацию и содержание образовательного процесса на основе использования инновационных компьютерно-сетевых технологий.

Для реализации проекта «Сетевой корпус» в кадетском военном корпусе все учебные кабинеты оснащены современными техническими средствами обучения: интерактивные доски, компьютер, подключенный к локальной сети с выходом в Интернет. Каждому воспитаннику выдаётся персональный ноутбук по программе «один кадет — один компьютер». В процессе реализации проекта создано:

– единая информационная сеть кадетского военного корпуса;

– сайт СПб кадетского корпуса;

– портал локальной сети кадетского военного корпуса (виртуальная преподавательская);

– банк данных программного обеспечения образовательного процесса;

– введено делопроизводство на ПК и созданы управленческие базы данных;

В результате расширения использования ИКТ в образовательном процессе было получено:

– Формирование учебно-методических комплексов по предметам и использование созданных материалов в образовательной деятельности;

– Использование мультимедиа учебников и Интернет-технологий в образовательном процессе;

– Организацию информационного взаимодействия с другими довузовскими образовательными организациями МО РФ.

Современным требованием к организации учебного процесса является наличие сайта у образовательной организации. Целью создания сайта СПб кадетского военного корпуса является оперативное и объективное информирование общественности о его деятельности, включение кадетского военного корпуса в единое образовательное информационное пространство. Сайт кадетского военного корпуса предоставляет открытость деятельности и предназначен для освещения деятельности корпуса в сети Интернет и формирования целостного позитивного имиджа корпуса. Систематическое информирование участников образовательного процесса о качестве образовательных услуг в кадетском военном корпусе.

На сайте размещены следующие разделы: оперативное и объективное информирование о событиях, происходящих в кадетском корпусе, презентация достижений обучающихся и педагогического коллектива, история образования и развития корпуса, реализуемых образовательных программах. Важное место занимает представление деятельности предметно-методических комиссий, что позволяет педагогам обмениваться педагогическим опытом. Такая организация работы СПб кадетского военного корпуса через информирование на сайте приводит к повышению эффективности образовательной деятельности, стимулированию творческой активности педагогов и обучающихся.

С сайта СПб кадетского военного корпуса есть возможность перейти в электронный дневник — «Система управления обучением (Learning Management System) LMS-Школа». Функциональным назначением специализированного программного обеспечения «Система управления обучением (Learning Management System) LMS-Школа» является автоматизация процессов управления и организация учебного процесса в образовательных организациях различного профиля и ведомственной принадлежности. Новизна программы заключается в основном в том, что в ней основной упор делается на ведение электронной базы данных.

Программа «LMS-Школа» формирует единое информационное пространство образовательной организации, которое обеспечивает возможность совместной работы администрации, преподавательского состава и обучающихся. Применение современных технологий позволяет повысить качество образовательного процесса за счет автоматизации выполнения ряда административных и других функций, в частности — формирования отчетности по ключевым показателям деятельности образовательной организации.

В корпусе был разработан Информационный портал — внутренний локальный сайт для сотрудников кадетского корпуса, который фактически является «Электронной преподавательской», что предоставило возможность расширить письменную коммуникацию педагогов благодаря интернет-ресурсам, таким как электронная почта, чаты, блоги, социальные сети. В дальнейшем инновационным направлением в деятельности СПбКВК стала организация кадрового менеджмента образовательного учреждения на основе системы электронного документооборота» на основе программного продукта ONLYOFFICE и с 2014г. в корпусе запущен проект «Организация эффективной системы электронного документооборота средствами современной информационно-коммуникационной среды СПбКК». За это время:

– Установлена на сервер СПбКВК серверная часть OnlyOffice;

– Проведено тестирование работы разделов OnlyOffice;

– Разработаны методические материалы инновационного продукта «Инфозона: организация кадрового менеджмента образовательного учреждения на основе системы электронного документооборота», которые стали финалистом конкурса инновационных продуктов «Петербургская школа 2020».

Вся сеть преподавательских и кадетских компьютеров кадетского корпуса подключена к Сетевому программному комплексу «ЗНАК». Сетевой программный комплекс «ЗНАК», являясь по назначению многофункциональной тестовой средой, предназначен для организации и проведения мониторинга качества предметных знаний воспитанников кадетского военного корпуса. Комплекс позволяет подготовить материал и организовать контрольное тестирование, как в компьютерном, так и в бумажном варианте, автоматизировать процессы сбора, обработки и анализа результатов тестирования. Производителем программного продукта ПК «ЗНАК» является НПООО «ИНИС-СОФТ». Преподавателями сформирована база тестовых заданий по программам обучения. Тестирование проводится как в компьютерных классах, так и в обычных учебных кабинетах на ноутбуках кадет при помощи беспроводной сети «Wi-Fi».

На сегодняшний день в связи с большим количеством информации в образовательных учреждениях возникает необходимость в автоматизированных системах или в веб-порталах, с помощью которых потоки информации можно с легкостью упорядочить. Большую помощь в автоматизации деятельности военного кадетского корпуса является применение веб-технологий для разработки веб-портала «Одаренные кадеты».

Веб-портал (веб-сайт), предоставляющий пользователю Интернета различные интерактивные сервисы, работающие в рамках одного веб-сайта, такие как почта, поиск, погода, новости, форумы, обсуждения, голосования. Слово «портал» пришло во Всемирную Сеть из архитектуры и означает оно «главный вход». Имеется в виду веб-сайт, с которого пользователь постоянно начинает свою деятельность в Интернет, и который он (пользователь) делает стартовой страницей своего веб-браузера. С точки зрения информационных технологий портал — это или вход, врата в какое-либо информационное хранилище, или некий интерфейс между посетителем и информацией, находящейся в этом хранилище.

Портал «Одаренные кадеты» разработан для Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса Министерства обороны Российской Федерации. Воспитанники кадетского военного корпуса участвуют во множестве олимпиад, конкурсах и прочих мероприятиях и занимают призовые места. Изначально занимаемые в мероприятиях места и полученные награды заносили в базу данных, и для её заполнения и просмотра было написано приложение на реляционной системе управления базами данных Microsoft Office Access. Неудобство состояло в том, что базу данных мог заполнять только один человек. Соответственно занесение достижений кадет всех мероприятий, которые проходят довольно часто, стало неудобным занятием. Поэтому встал вопрос о разработке веб-портала (корпоративного портала) для отслеживания результатов кадет в проводимых по всей России олимпиадах и конкурсах.

Корпоративный портал — совокупность информационных систем и баз данных предприятия, организации или учреждения, представленных в интернете. Он предоставляет сотрудникам компании (или её постоянным партнерам) строго определенные права доступа к автоматизированной системе управления (информационной системе подготовки принятия решений, экспертной системе, системе совместной работы и т. д.).

Для корпоративного портала необходимо иметь информацию о пользователях. Для портала кадетского корпуса «Одаренные кадеты» пользователями являются преподаватели военного кадетского корпуса, а также его прочие сотрудники. Каждый пользователь должен идентифицироваться с помощью логина и пароля, которые будут им выдаваться. С помощью них пользователь сможет заходить под своей учетной записью на портал для дальнейшей работы. Без учетной записи пользователь находиться на портале не сможет. В портале «Одаренные кадеты» пользователи смогут:

  1. Добавить мероприятие и достижение кадета в базу данных.
  2. Просмотреть уже существующие мероприятия и достижения. В данный блок входит фильтрация мероприятий по каким-либо критериям для удобного поиска информации, интересующей пользователя.
  3. Просмотреть информацию о классах. В данный блок входит фильтрация классов по каким-либо критериям для удобного поиска информации, интересующей пользователя.
  4. Просмотреть информацию о кадетах. В данный блок входит фильтрация кадет по каким-либо критериям для удобного поиска информации, интересующей пользователя.
  5. Создать отчет выгрузкой таблицы «Мероприятия» в таблицу Excel.

Условно портал «Одаренные кадеты» можно разделить на две части — дизайн и контент. К дизайну относятся шапка сайта, элементы навигации. Эти блоки обычно помещаются в шаблоны. Шаблон сайта — это совокупность файлов, используемых для формирования внешнего вида сайта и определяющих форму отображения информации на сайте. Остальное — тексты, картинки, таблицы и так далее, как правило, управляется владельцем сайта через CMS.

CMS (от английского Content Management System) — система управления содержимым (контентом) — компьютерная программа или информационная система, которая используется для организации и обеспечения процесса по совместному созданию, управлению и редактированию содержимого сайта.

Главная функция CMS — показывать страницы сайта пользователям, формируя их содержимое «на лету» из заранее определенных шаблонов с дизайном и контента, то есть текстов, картинок, таблиц и других материалов, которые хранятся в базе данных.

Вторая функция CMS — помочь владельцу сайта, а именно администратору, без каких-то специальных навыков управлять сайтом. Для изменения записей в базе данных администратору будет созданы формы непосредственно для данной задачи, будь это редактирование, удаление или добавление.

В выборе дизайна портала ограничений не было, но так как это должен быть портал для кадетского военного корпуса, то решено было выбрать спокойную ненавязчивую цветовую гамму и плоский минималистический дизайн. Дизайн должен быть удобен в использовании и не нагружать зрительное поле пользователя. При создании дизайна портала стоит учитывать главную особенность этого вида сайтов — большой объем информации и тот факт, что на страницы любого портала пользователи интернета приходят, в первую очередь «не поглазеть», а быстро получить нужную информацию. Из этого свойства вытекает, что графическое оформление интернет портала должно быть сведено к минимуму. «Картинки» в дизайне портала или отменяются вовсе, или должны нести информационную нагрузку, например, помогать быстрее ориентироваться в навигации по порталу.

Верстка портала имеет большое значение в процессе разработки. Так как компьютеры, браузеры и мониторы у пользователей неидентичные, то нужно создать такой портал, который на всех машинах отображался бы в большей степени одинаково с незначительными изменениями во внешнем виде.

Функциональные модули необходимы для удобства использования порталом «Одаренные кадеты» и они заняли немаловажную роль. Были созданы фильтры на страницах, экспорт и импорт таблиц из портала, добавление мероприятий в базу данных.

Качественная организация учебного процесса невозможна без организации системы обратной связи обучающийся-преподаватель, без построения эффективной системы контроля качества предметных знаний воспитанников и участия их в различных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах и т. п.). Такая система контроля должна обеспечивать возможность проведения тематического, промежуточного (рубежного), итогового контроля, инициированного преподавателями, членами администрации кадетского корпуса, возможность проведения детального многофакторного анализа результатов контроля.

Литература:

  1. Дакетт Джон. HTML и CSS. Разработка и дизайн веб-сайтов (+ CD-ROM); Эксмо — Москва, 2014. — 480 c.
  2. Китинг, Джоди Flash MX. Искусство создания web-сайтов; ТИД ДС — Москва, 2015. — 848 c.
  3. Костин С. П. Самоучитель создания Web-сайтов; Триумф — Москва, 2014. — 176 c.
  4. Дронов В. HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов; БХВ-Петербург — Москва, 2016. — 416 c.
  5. Хуторской А. В., Орешко А. П. Технология создания сайтов. 10–11 классы; Дрофа — Москва, 2015. — 256 c.
Основные термины (генерируются автоматически): кадетского военного корпуса, кадетского корпуса, СПб кадетского военного, военного кадетского корпуса, воспитанников кадетского военного, «Одаренные кадеты», сайта СПб кадетского, кадетском военном корпусе, портала кадетского корпуса, сотрудников кадетского корпуса, компьютеров кадетского корпуса, программы кадетского военного, развития кадетского военного, сеть кадетского военного, администрации кадетского корпуса, включение кадетского военного, Сайт кадетского военного, деятельности военного кадетского, Воспитанники кадетского военного, Санкт-Петербургского кадетского военного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос