Автор: Царев Иван Николаевич

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Самара, сентябрь 2017)

Дата публикации: 18.08.2017

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Царев И. Н. Стандарт профессиональной деятельности педагога как инструмент управления кадетским военным корпусом [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 61-65.



Управление образовательной организацией — это деятельность руководителя, направленная на обеспечение оптимального функционирования всех подсистем учреждения. Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности руководителя кадетского военного корпуса осуществлять руководство образовательным процессом на основе системного подхода.

Теоретический анализ литературы показал, что управленческая деятельность есть выполнение разнообразных функций. Функциональные звенья управления взаимосвязаны и образуют единый управленческий цикл. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов 4.

Среди выделенных функций управления системообразующим фактором будут мотивация и цель. В самом общем виде мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Мотивация рассматривается как процесс сопряжения целей организации и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих.

Выбор цели — исходная позиция, первый этап управления, его наиболее творческая часть. По источнику и способу образования, как на уровне отдельного человека, так и на уровне организации, цели могут быть внутренними, т. е. формируемыми человеком самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне. Внешние и внутренние цели различаются между собой способом связи целей с потребностями (индивидуальными, групповыми), побуждающими субъект к их достижению. Связь между целями и потребностями (мотивами) в первом случае образуется по направлению от целей к мотивам — «цель выбирает мотив», во втором — по направлению от потребностей и мотивов к целям, и в этом случае мотивы трансформируются в цели. Поэтому данную функцию в теории управления определяют как мотивационно-целевую. Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей 1.

Основополагающим условием для развивающей модели управления кадетским военным корпусом является выполнение руководством и педагогами основной функции — быть стимулирующим началом в развитии личности каждого воспитанника. Их целевая установка — обеспечение мотивированного управления образованием кадета. Основными психолого-педагогическими условиями, определяющими мотивацию деятельности в коллективе, являются:

– комфортная развивающая образовательная среда;

– благоприятный психологический климат;

– творческая атмосфера, поддержка новых идей и инновационных проектов;

– независимость инновационной деятельности;

– система повышения квалификации.

Комфортная развивающая образовательная среда — это среда взаимодействия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием личностно-ориентированного подхода к деятельности участников образовательного процесса и влияющая на их эмоционально-личностные и коммуникативные способности. Ее особенностью является способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного развития и самосовершенствования. Критериями качества комфортной развивающей образовательной среды являются:

– референтная значимость (отношение субъектов образовательной системы к образовательной среде корпуса);

– удовлетворенность педагогов и воспитанников возможностью личностного развития;

– восприятие образовательной среды как комфортной 3.

Осуществление действий по мотивации труда — занятие достаточно сложное. Педагог, удовлетворенный трудом, отличается лояльным отношением к своей организации и к деятельности ее руководства. Мотивированных к труду педагогов отличает стремление не только к повышению эффективности своей деятельности, но и желание содействовать успехам кадетского корпуса.

Эффективная практика работы корпуса предполагает подготовку в самом корпусе современно мыслящих педагогов, способных максимально эффективно обеспечить решение задач, стоящих перед кадетским военным корпусом. Одной из важнейших форм повышения квалификации является методическая работа, цель которой — повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности и расширение использования современных образовательных технологий, непрерывное совершенствование педагогического мастерства и профессионального развития педагогов на этапе возрождения традиций военного образования и перехода к ФГОС ООО.

В целях реализации Программы развития, повышению профессионального мастерства и компетентности педагогического коллектива и подготовки к внедрению ФГОС ООО, в корпусе было организовано внутрифирменное обучение педагогических работников на семинарских занятиях «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе» и «Современные образовательные технологии в деятельности воспитателя». Занятия завершились проведением практико-ориентированного семинара, на котором педагоги представили разработки мероприятий с использованием современных образовательных технологий.

Выбор мотивационно-развивающей модели управления кадетским военным корпусом, как оптимальной схемы развития образовательного учреждения как социально открытой, непрерывно совершенствующейся педагогической системы предопределен, с одной стороны, существующими нормативно-правовыми и законодательными актами. С другой стороны, кадетский военный корпус является неотъемлемой частью образовательной системы города и целой сети довузовских образовательных учреждений в масштабах всей страны, поэтому своей деятельностью он обогащает содержание основного общего образования, усиливая воспитательную, обучающую и развивающую функции, актуализируя социокультурный потенциал развития детей, обеспечивая им условия для творческого развития.

В корпусе ведется работа по стимулированию инновационной активности педагогов, одной из эффективных форм является участие кадетского военного корпуса в Днях инноваций МО РФ. Педагоги свои достижения дважды представляли на выставках организованных МО РФ. В 2014 г. на Дне Инноваций Западного военного округа (ЗВО) в Санкт-Петербурге и в 2015г. в Москве, на Международной выставке «День инноваций Министерства обороны Российской Федерации-2015». СПбКВК представлял инновационную модель создания и внедрения в практику комфортной развивающей образовательной среды кадетского корпуса, а также инновационные проекты педагогов и воспитанников корпуса. Единство социального и государственного заказа является исходной предпосылкой для принятия своевременных управленческих решений, определяющих последовательное продвижение детского и педагогического коллективов кадетского военного корпуса к достижению проектируемых результатов.

Мотивационно-развивающая модель управления кадетским военным корпусом опирается на следующие принципы:

– ценностный — предписывает характер отбора и определения ценностных отношений как содержания образовательного процесса;

– целостности, предполагающий реализацию идеи социального становления личности в единстве учебного процесса и внеурочной воспитательной работы;

– универсализма, направленный на разностороннее использование мирового и отечественного опыта воспитательной работы и социально-педагогической поддержки;

– личностной ориентированности, способствующий признанию уникальности личности каждого воспитанника, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;

– единства соуправления, управления и самоуправления, ориентирующий на поиск, создание и выбор условий, обеспечивающих единство самости и социумности личности воспитанника, диалога педагогов и воспитанников;

– непрерывности, обеспечивающий последовательность и преемственность в развитии личности воспитанника на всех уровнях обучения;

– вариативности и динамичности, удовлетворяющий многообразные культурно-образовательные запросы личности и общества и повышающий гибкость общекультурной, научной подготовки кадет в сфере образования с учетом меняющихся потребностей общества.

Достигнутая к настоящему времени цель научно-методического и психологического сопровождения — создание условий для интенсивного, педагогически оптимального профессионально-личностного развития практически всех педагогических работников. Вместе с тем, научно-методическая деятельность призвана, воплотить в жизнь спроектированную концепцию, стратегию и тактику управления развитием потребностей и интересов детей на системно-целостной основе.

Признаком мотивационно-развивающей модели управления кадетским военным корпусом является осознание педагогами возможностей своего непрерывного развития, целенаправленная ориентация на удовлетворение потребности в своем устойчивом росте и развитии. При этом эффект развития достигается, прежде всего, за счет управления инновационными процессами, поддержке творческих педагогических инициатив в коллективе:

  1. Направление педагогического коллектива кадетского корпуса на интеллектуальное, культурное, физическое и духовно-нравственное развитие воспитанников, их адаптацию к жизни в обществе; подготовку к служению Отечеству на поприще военной и гражданской службы.
  2. Повышение качества преподавания и расширение информационного пространства корпуса, как необходимых условий для конкурентноспособности кадетского корпуса на рынке образовательных услуг.
  3. Создание в кадетском корпусе комфортной развивающей среды для раскрытия и реализации творческого потенциала кадет с различными интересами, способностями, профессиональными ориентациями.
  4. Создание оптимальных условий, обеспечивающих рост профессиональной компетентности и личностных достижений педагогов, реализацию их интеллектуально-творческого потенциала, развитие профессиональн6ых качеств сотрудников.

В соответствии с избранной моделью, планирование перспектив развития в коллективе идет как сверху вниз, так и снизу вверх. В любом случае руководитель и его подчиненные ориентированы на компетентность, личностные достижения и ответственность. Создано пространство для конструктивного взаимодействия.

В настоящее время большое внимание уделяется проблемам качества образования и совершенствованию процессов управления в документах, определяющих государственную политику в сфере образования и модернизацию отечественного образования.

К числу актуальных изменений, направленных на повышение качества образования, можно отнести:

– введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);

– организационные перемены в структуре управления образовательными организациями;

– разработку новых подходов к оценке качества образовательных услуг на основе механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных организаций;

– введение профессионального стандарта педагогической деятельности.

Стандарты в сфере образования — это совокупности нормативных представлений (эталонов, критериев, установок, ценностных ориентаций, регламентирующих процедур), которыми руководствуются участники образовательной деятельности при принятии управленческих решений. Профессиональные стандарты различаются:

– по масштабу их использования: федеральные, региональные (муниципальные), районные, локальные (действующие в масштабах определенного вида ОУ);

– по объектам их приложения: институционально-ориентированные (федеральные, региональные, районные, локальные); индивидуально-ориентированные, т. е. используемые при оценке (аттестации) деятельности административных работников системы образования в соответствии с иерархией управления системой профессионально-педагогической деятельности;

– по статусу применения: облигаторные (обязательные), рекомендательные, конвенциональные (становящиеся обязательными после дополнительных соглашений), смешанные;

– по механизмам их выработки (объективации): экспертные заключения, тестовые задания;

– по природе регистрируемых параметров деятельности функционирования учреждения, системы: процессуально-динамические (временные), результативно-итоговые (структурные) [5].

Оценивание предполагает наличие критерия или стандарта, с которым сравнивается объект оценивания для определения его относительной ценности. Профессиональный стандарт педагога, разработанный как рамочный документ применительно к оценке качества профессиональной деятельности в сфере образования на территории Российской Федерации без учета социокультурных и социально-экономических контекстов различных регионов, может быть конкретизирован в образовательной организации с учетом указанных особенностей. Для конкретизации могут быть использованы некоторые ориентиры, позволяющие учесть контекст, в котором осуществляется деятельность образовательной организации.

В первую очередь ориентиры — нормативные, которые предполагают, что оценивание проводится законно, этично и с должным учетом интересов оцениваемых. Оценивание педагогов должно опираться на научные принципы образования, реализацию миссии, целей и задач образовательной организации и эффективное выполнение профессиональных обязанностей. Требования к оцениванию персонала должны быть отмечены в официальных положениях, в контракте и в инструкции по оцениванию персонала, чтобы оценивание было последовательным, справедливым и соответствовало действующим законам и этическому коду поведения. Взаимодействие с педагогами в процессе оценивания должно проходить в профессиональной, деликатной и вежливой форме, чтобы повысить их самооценку, мотивацию, профессиональную репутацию, улучшить деятельность и отношение к оцениванию персонала и не причинить им вреда.

Процедурные ориентиры позволяют придать оцениванию информативный, своевременный и важный характер. Оценивание должно быть конструктивным. Необходимо определить сферы применения и круг должностных лиц, имеющих доступ к проведению оценивания. Процедуру оценивания должны осуществлять специалисты с необходимой квалификацией, профессиональной подготовкой, практическими умениями и авторитетом, чтобы отчеты об оценивании воспринимались с уважением и применялись на практике. Отчеты должны быть понятными, своевременными, обладать практической ценностью для педагогов. За процессом оценивания должен следовать процесс обсуждения и отслеживания результатов, что поможет педагогу понять их и предпринять соответствующие действия;

Оценочные ориентиры предусматривают использование легких в применении, эффективных в использовании времени и ресурсов, адекватно финансируемых. Процедуры оценивания должны планироваться и проводиться таким образом, чтобы предоставлять необходимую информацию, снижая расходы и снимая возможные конфликты. Система оценивания должна развиваться и контролироваться совместно заинтересованными сторонами, которые конструктивно участвуют в работе системы. Для эффективного и действенного осуществления планов оценивания необходимы адекватные ресурсы и время [2].

Достоверность и точность работы с информацией требуют, чтобы полученная информация была качественной, а выводы логически опирались на полученные данные. Роль, ответственность, цели деятельности и необходимая квалификация оцениваемого педагога должны быть четко определены, что позволит получить веские данные оценивания. Необходимо определить, описать и зафиксировать обстановку, в которой действует педагог, чтобы принять во внимание влияние окружающей среды и ее ограничения на деятельность педагога при оценивании. Процедура оценивания должна быть представлена педагогу и другим заинтересованным лицам в виде письменного документа, отражающего реальный процесс, а не намерения. Необходимо выбрать или разработать надежные процедуры измерения на основании описания функционала и предполагаемого использования таким образом, чтобы заключения о деятельности педагога были объективными. Выбранные или разработанные процедуры измерения должны обеспечивать реальность, т. е. полученная с их помощью информация должна представлять последовательные показатели деятельности оцениваемого педагога. Гарантия сохранности данных оценки, их аккуратная обработка и анализ. Процесс оценки обеспечивает защиту от необъективности; квалификация или деятельность педагога оцениваются объективно. Система оценки должна периодически и регулярно пересматриваться для внесения необходимых изменений.

Конкретизацию профессионального стандарта педагога необходимо проводить на основании принятых в регионе и образовательной организации документов, характеризующих перспективы развития системы образования, регламентирующих инновационную деятельность, то есть всех документов, которые в той или иной мере учитывают региональный контекст профессиональной деятельности педагогического работника. Другими словами — необходимо ответить на вопрос — в чем особенность деятельности педагога кадетского военного корпуса?

Областями конкретизации содержания профессионального стандарта педагогической деятельности работников сферы общего образования (наполнение региональной и школьной компоненты) являются характеристики трудовой функции — необходимые действия, умения и знания. Эти компоненты стандарта могут подлежать уточнению, но не замене на новые.

Профессиональный стандарт педагога может рассматриваться как инструмент оценивания квалификации в различных ситуациях профессиональной деятельности — как объективный измеритель квалификации педагога, как средство отбора педагогических кадров в образовательные организации, как основа для формирования трудового договора.

Применение профессионального стандарта как инструмента аттестации позволит создать такую систему условий, стимулирующих педагогов к собственному образованию, повышению педагогической квалификации, связанную:

– с ориентацией на образовательные запросы и потребности обучающихся;

– со спецификой процесса их личностного становления и профессионального самоопределения;

– с учетом особенностей выбранного обучающимися образовательного маршрута;

– с опорой на предшествующий опыт обучающихся;

– с использованием совокупности современных педагогических технологий.

Как известно, качественное изменение образовательного процесса начинается с формирования нового взгляда педагога на свое место и роль в процессе, нового отношения к обучающемуся. Именно этой цели позволит достичь аттестация, построенная на использовании профессионального стандарта педагогической деятельности работников сферы общего образования (воспитателей, учителей) в качестве ведущего инструмента оценки профессиональной квалификации педагога.

Можно сделать вывод о том, что управление качеством образования в кадетском корпусе в контексте внедрения профессионального стандарта педагога осуществляется посредством содержательного наполнения системы внутреннего контроля требованиями стандарта. При этом основными задачами по управлению качеством образования является стандартизация процедур: проведения системного мониторинга качества образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией; определения результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствия нормам и требованиям стандартов; прогнозирования развития качества образования в образовательной организации; привлечение общественности к оценке качества образования.

Администрация кадетского корпуса на основании профессионального стандарта педагога: осуществляет нормативное правовое регулирование процедуры оценки качества образования; устанавливает порядок и формы проведения оценки; устанавливает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития качества образования; принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования; определяет схему порядка передачи информации о качестве образования на сайт корпуса, в прессу.

Описанные в статье возможные варианты применения профессионального стандарта педагога в управлении качеством школьного образования позволяют говорить о существенном потенциале стандарта профессиональной деятельности педагога как мотивационно-развивающего инструмента управления кадетским военным корпусом.

Литература:

  1. Гришина И. В., Конасова Н. Ю., Курцева Е. Г. Процедуры оценивания работы школы, деятельности ученика и учителя. — СПб.: «КАРО», 2007. — 224 с.
  2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002–512 с.
  3. Марковская Е. А. Комфортная образовательная среда района как условие развития профессионализма педагогов, — автореферат диссертации, СПб, 2004.- 25с.
  4. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
  5. Спивак В. А. Развивающее управление персоналом. — Учебное пособие. — М.: Эксмо, 2010. — 226 с.
Основные термины (генерируются автоматически): кадетским военным корпусом, управления кадетским военным, профессионального стандарта, кадетского военного корпуса, профессионального стандарта педагога, кадетского корпуса, деятельности педагога, качества образования, образовательного процесса, стандарта педагогической деятельности, профессиональной деятельности, профессионального стандарта педагогической, образовательной организации, профессиональной деятельности педагога, сфере образования, модели управления кадетским, комфортной развивающей образовательной, Профессиональный стандарт педагога, образовательной деятельности, образовательной среды.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос