Библиографическое описание:

Вазлеев В. А. Актуальные вопросы кадетского воспитания [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 16-19.



История военно-подготовительных учебных заведений начинается с момента создания Петром I специализированных военных дворянских школ, и в первую очередь навигационных, артиллерийских и инженерных, имевших огромное значение в подготовке военных кадров. Они были положены в основу военного образования русских моряков, артиллеристов инженеров. Но из-за небольшого срока обучения, от двух до четырех лет, они не могли дать полного и разностороннего общего образования молодым дворянам. Выпускники имели слабую физическую подготовку и низкий уровень знаний в области гуманитарных дисциплин. Многие из них затем испытывали трудности с прохождением воинской службы в офицерских должностях. Да и петровские школы не пользовались большой популярностью среди дворян из-за царивших в них суровых порядков. В связи с этим в России возникла необходимость создания военно-учебных заведений закрытого типа, с более длительным сроком обучения. Первыми такими военно-учебными заведениями стали кадетские корпуса. Первые российские кадетские корпуса были основными военно-учебными заведениями, которые снабжали армию подготовленными офицерскими кадрами. Воспитанники разделялись на роты, независимо от их возраста и не нарушали строгой воинской дисциплины. Внутренний режим в кадетских корпусах определялся почти полностью начальником. За провинность применялись телесные наказания, независимо от возраста воспитанника. Ведущим принципом развития всей системы военно-учебных заведений стал ярко выраженный благотворительный характер, которому поспособствовало создание военно-сиротского дома.

Подготовить в кадетских корпусах высокообразованных преданных Отечеству офицеров позволяла правильная организация учебно–воспитательного процесса. А он в кадетских корпусах отличался гибкостью и был более прогрессивным по сравнению с преобладавшей в то время прусской военной школой. Кадеты занимались по индивидуальным расписаниям, допускающим досрочное освоение учебных программ, части из них разрешалось находиться на «своем коште» в течение длительного времени при кадетских корпусах существовал экстернат. Также нужно сказать, что эффективность обучения и воспитания кадет зависела от полноты и глубины охвата воспитательным процессом всех сторон жизни кадет, то есть их учебы, быта и отдыха, а именно — от численного отношения количества кадет к числу лиц, задействованных в процессе их обучения и воспитания. Другим несомненным условием высокого уровня воспитательного процесса являлся тщательный подбор учителей и воспитателей для работы с подростками. По мнению одного из столпов военной педагогики И. И. Бецкого, успех воспитательного заведения зависит преимущественно «от удачного выбора начальствующих и учителей, одаренных здравым умом и благонравием, а не заразившихся надутым видом и угрюмостью» [2]. Также считал и директор 1794–1797 гг. Сухопутного шляхетского Кадетского корпуса М. И. Голенищев-Кутузов, считавший преподавателя центральной фигурой в процессе их обучения и воспитания: «Без толковых учителей совершенного офицера никогда произвести не можно». Также важным элементом воспитательного процесса оставалось активное использование корпусных музеев, художественных библиотек, драмкружков, выпусков литературных журналов, приобщение кадет к художественным ремеслам. Также нужно особенно подчеркнуть важность установившейся традиции отслеживать судьбы воспитанников — георгиевских кавалеров, устанавливать мемориальные доски в честь особо отличившихся и так называемые «черные доски» с фамилиями погибших в боях воспитанников и кратким описанием обстоятельств гибели. Крупные достижения военной педагогики в Кадетских корпусах несомненны, и они остаются актуальными и полезными сегодня.

С момента создания и до 1860-х годов кадетские корпуса считались основными военно-учебными заведениями, благодаря которым пополнялись военные училища. Общее образование в кадетских корпусах сочеталось с военным, внутренний режим был военизирован и строг [4]. В 60-е годы XIX века военное образование подверглось серьезной реформе. Кадетские корпуса были реорганизованы в гимназии и училища. Но в 80-х годах XIX века произошла очередная реорганизация военного образования и военные гимназии снова преобразованы в кадетские корпуса. В учебном курсе сохранился общеобразовательный характер, но вся система воспитания была перестроена. В кадетских корпусах мальчиков изначально готовили к военной, офицерской службе, тогда как в гимназиях педагогическая система опиралась на общечеловеческое воспитание. [3] В XX веке кадетское образование усовершенствовалось. В них большое внимание уделялось всестороннему воинскому, физическому и эстетическому воспитанию. Поэтому воспитанники кадетских корпусов всегда отличались не только высокими профессиональными знаниями, широкой образованностью и эрудицией, но и такими качествами, как патриотизм, чувство воинского долга, ответственность, достоинство, честь и преданность своему Отечеству.

Почти на протяжении всей отечественной истории кадетских корпусов проблеме воспитания кадет уделялось большое внимание. Администрация и педагоги корпусов всегда и во все времена постоянно заботились о кадетском обучении и воспитании, понимая под этим организованное и целенаправленное формирование у молодежи моральных и боевых качеств, которые отвечают задачам вооруженных сил и необходимы для успешной службы. Особое внимание уделялось воспитанию у кадет чувства патриотизма, высокой боевой и военной выучки, верности воинскому долгу, чести, дисциплинированности, товарищества, смелости, уважение к старшим кадетам, мужество, отвага и преданность царю и Отечеству.

Воссоздание кадетских корпусов в современной России — важный и необходимый процесс. Опыт воспитания и образования не забыт в современных кадетских корпусах, в их работе сейчас используются многие положительные стороны прежней кадетской системы. Но современная система кадетского образования не может быть полным аналогом прошлого. В современных условиях она должна основываться на современных и новейших реальностях в деле развития военного образования. Профиль создаваемых кадетских корпусов, в отличие от суворовских училищ, является более адресным, так как профессионально ориентирован на определенный род (вид) вооруженных сил. Это и позволяет им с большей основательностью готовить будущих офицеров как высоких профессионалов своего дела. Также воспитание кадет стало возможным, начиная с 1 класса. Для этого создаются кадетские школы и классы, которые начинают обучение кадет не с 5 класса, как в кадетском корпусе, а с 1 класса. Появилась возможность обучаться в кадетских корпусах девочкам. Огромное внимание уделяется патриотическому воспитанию кадет. Обстановка в кадетских корпусах настраивает ребенка на тесное общение с Родиной, с ее культурными, историческими и военными образами и тем самым пробуждая в сердцах их любовь к Родине. Целью гражданско-патриотического воспитания является развитие интеллектуальной сферы личности и представлений о воинской славе страны, на основе осмысления героического прошлого.Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что сегодня патриотическое воспитание рассматривается на уровне государства и сейчас политики и общественные деятели во главе с президентом Российской Федерации В. В. Путиным разработали программу патриотического воспитания на 2016–2020 гг. На одной из встреч с представителями общественности по вопросу патриотического воспитания В. В. Путин сказал: «Справедливо говорят, что настоящий патриотизм — это образованный патриотизм. Настоящий патриот тот, кто знает, как и чем он может служить своему Отечеству. Говоря о патриотизме, это «не просто красивые слова», а «уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это — ответственность за свою страну и ее будущее». А для этого стране сегодня «нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, а значит, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий, на деятельность молодёжных и военно-патриотических организаций, исторических и краеведческих клубов, других подобных структур. Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».

Подводя итог, можно сказать, что кадетское движение сейчас набирает популярность и престижность в Российской Федерации. Создается все больше кадетских корпусов, школ, классов. Важнейшим направлением в кадетских корпусах является патриотическое воспитание, которое сейчас стало одной из основных задач нашей страны. И кадетские корпуса на протяжении уже многих лет успешно справляются с данной задачей, используя различные формы и методы патриотического воспитания, выпуская из своих стен настоящих патриотов своей Родины.

Литература:

  1. Антонов А. Н. Первый кадетский корпус. — СПб: С.-Петербург, Скоропечатня Рашкова, 1906. — 63 с.
  2. Бецкой И. И. Рассуждения, служащие руководством к новому установлению Шляхетского кадетского корпуса, сколько принадлежит до воинской части оного. — СПб.: Печ. при Сенате, 1766. — 25 с.
  3. Галанин Ю. Г. Кадетское воспитание: Исторические основы, практический опыт, успехи и проблемы становления кадетского воспитания в современных условиях: монография. — М., 2007. — 200 с.
  4. Лузанов П. Ф. Сухопутный шляхетский кадетский корпус. Исторический очерк.. — СПб.: Книгопечатня Шмидт, 1907. — 189 с.
  5. Юдин В. В. Кадетское образование: Понятие, содержание, значение // Вестник ОГУ. — 2011. — № 11. — С. 247–254.
Основные термины (генерируются автоматически): кадетских корпусах, кадетских корпусов, кадетские корпуса, кадетских корпусах высокообразованных, кадетских корпусах девочкам, кадетских корпусах мальчиков, патриотического воспитания, современных кадетских корпусах, кадетского воспитания, кадетских корпусов проблеме, Воссоздание кадетских корпусов, воспитанники кадетских корпусов, военно-учебными заведениями, основными военно-учебными заведениями, военного образования, уникальному опыту сосуществования, вопросы кадетского воспитания, сосуществования сотен народов, Кадетских корпусах несомненны, опыту сосуществования сотен.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle