Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Актуальные вопросы защиты интеллектуальной собственности

9. Гражданское право и процесс
148
Поделиться
Библиографическое описание
Акимова, А. А. Актуальные вопросы защиты интеллектуальной собственности / А. А. Акимова, К. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 69-70. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/40/1269/.

В сфере интеллектуально собственности особую группу дел составляют дела, связанные с созданием и оформлением прав на служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Практика показывает, что участники спорных отношений по таким делам не всегда готовы представить нужные доказательства для подтверждения своей правовой позицию[1, c. 46].

В качестве примера рассмотрим спор между Обществом с ограниченной ответственностью в лице генерального директора Общества и работником данного Общества о праве на получение патента на полезную модель. Руководство фирмы утверждало, что спорная полезная модель является служебной разработкой, ибо именно в условиях фирмы полезная модель была доведена до технического и технологического уровня, позволяющего приступить к производству спорного изделия. Со своей стороны работник утверждал, что разработал полезную модель самостоятельно, и его «пригласили на фирму, именно поэтому, что руководство фирмы проявило к его изделию коммерческий интерес. Работник настаивал на том, что после заключения трудового договора с Обществом он занимался лишь вопросами реализации программы по выпуску полезной модели, но не ее разработкой в рамках трудовых отношений[1, c. 46-47].

Стороны конфликта не смогли урегулировать свои разногласия мирным путем, в результате чего спор был передан на рассмотрение суда[1, c. 47].

В подобных ситуациях необходимо соблюдать главное требование закона – процесс создания любого объекта служебного изобретательства должен быть юридически зафиксирован. Согласно п.1 ст.1370 Гражданского Кодекса Российской Федерации изобретение, полезная модель, промышленный образец признаются служебными, если они созданы работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя[1, c. 47].

Отметим, что правильная организация действий во взаимоотношениях работодателей и работников – авторов служебных разработок стимулирует творческую деятельность сотрудников и позволяет избежать многих конфликтов[1, c. 50].

Растет количество стартапов, малый бизнес активно производит интеллектуальную собственность. Товарный знак – это один из самых наглядных видов интеллектуальной собственности[2, c. 12].

Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг, которые производит предприниматель. Функция индивидуализации, выделения конкретного товара из ряда аналогичных товаров является главнейшей функцией товарного знака. Государственная регистрация товарного знака, подтверждаемая соответствующим Свидетельством удостоверяет исключительное право предпринимателя производить данный товар или услугу[2, c. 12].

Товарный знак – это объект исключительного права. Исключительные права обозначают, что никто, кроме Вас, без Вашего разрешения не может использовать Ваш товарный знак, похожий на него. Государственная регистрация товарного знака нужна для того, чтобы получить на него, как на объект интеллектуальной собственности, исключительные права[2, c. 14].

То, что Вы придумали товарный знак, вложили большие деньги в рекламную компанию, сделали Ваш продукт популярным на рынке, а товарный знак узнаваемым, не является подтверждением Ваших исключительных прав на него. Исключительные права на товарный знак можно получить только путем ее государственной регистрации и никаким другим образом[2, c. 14].

Существует достаточно распространенное заблуждение, что официальная регистрации компании и соответственно официальная регистрация фирменного наименования обеспечивают исключительные права на одноименный товарный знак. Это не так. В какой-то момент может появиться компания, которая воспользуется Вашей репутацией и станет продвигать на рынке свои товары или услуги под Вашим товарным знаком. И запретить ей заниматься такой деятельностью будет очень сложно.

Возможна и другая не менее не приятная ситуация, когда другая компания зарегистрирует Ваш товарный знак на себя и запретит Вам пользоваться Вашим же товарным знаком[2, c. 14].

Исключительные права на товарный знак дают Вам следующие охраняемые российским и международным законодательством права:

-право пользоваться и распоряжаться Вашим товарным знаком, быть его единоличным владельцем.

-права запрещать третьим лицам использование Вашего товарного знака.

-права передавать права на использование товарного знака другим лицам на основании лицензированного договора.

- право уступить (продать) принадлежащий Вам товарный знак и получит прибыль[2, c. 14].

На основании решения о государственной регистрации товарного знака Роспатент в течение 1 месяца со дня получения документа об уплате пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него осуществляет государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков[2, c. 20].

В государственный реестр товарных знаков вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений[2, c. 20-21].

При непредставлении в установленном порядке документы об уплате пошлины регистрация товарного знака не осуществляется, а соответствующая заявка на товарный знак признается отозванной на основании решения Роспатента. Свидетельство на товарный знак выдается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности ( Роспатент) в течении одного месяца со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков[2, c. 21].

Ныне действующее российское законодательство одновременно использует такие понятия, как «коммерческая тайна», «конфиденциальная информация», «секрет производства», «ноу-хау». В связи с этим большой интерес вызывает вопрос о соотношении коммерческой тайны и ноу-хау[3, c. 40].

При разных названиях ст. 1465 ГК РФ «Секрет производства (ноу-хау)» и новой редакции п.2 ст.3 Федерального закона от 24 июля 2004г. ( в ред. от 24 июля 2007г.) №98-ФЗ « О коммерческой тайне» ( далее- Закон о коммерческой тайне) « Информация, составляющая коммерческую тайну ( секрет производства)» их содержания совпадают дословно и они рассматриваются как синонимы: сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а так сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законом основании и в отношении них обладателей таких сведений введен режим коммерческой тайны[3, c. 40-41].

Отсюда следует, что содержание секрета производства составляют сведения, т.е. информация, что подтверждается и содержанием ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которой под информацией понимаются сведения ( сообщения, данные) независимо от формы их представления[3, c. 41].

Секреты производства (ноу-хау) названы среди объектов интеллектуальной собственности (ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ)), и в отношении их признается исключительное право (ст. 1465-1466 ГК РФ) [3, c. 41].

Общее между институтами коммерческой тайны и ноу-хау проявляется прежде всего в нематериальном характере результата. Кроме того, содержание коммерческой тайны и ноу-хау составляет конфиденциальная информация, в отношении которой применяются идентичные критерии охраны прав на нее: действительная или потенциальная коммерческая ценность в силу неизвестности третьим лицам; отсутствие свободного доступа на законном основании; принимаемые обладателями информации меры к охране ее конфиденциальности[3, c. 41].

Отличия между рассматриваемыми институтами сводятся к следующему:

  1. различный состав информации, входящей в их содержание. Информация, составляющая коммерческую тайну, - практически любая информация, попадание которой к конкурентам может причинить вред правообладателю; ноу-хау – исходя из общепринятой практики информация о сущности охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, о методах, технологиях, процессах производства, сведения относящиеся к способам реализации экономических и организационных решений при продвижении на рынок продукции и услуг;
  2. различный состав субъектов права на данные объекты[3, c. 41-42].

Определение коммерческой тайны, данное в Законе о коммерческой тайне, позволяет разграничить секрет производства (ноу-хау) и коммерческую тайну. Коммерческая тайна – это совокупность различных мер, обеспечивающих конфиденциальность соответствующей информации; секрет производства – это сведения, отвечающие указанным выше требованиям[3, c. 43].

Следовательно, в данном случае понятие коммерческой тайны будет рассматриваться в качестве родового, а ноу-хау – видового. Ноу-хау не включает в себя перечень информации, которая может являться коммерческой тайной. Примером могут служить сведения о руководителях фирмы, о мерах, принимаемых по защите безопасности[3, c. 43].


Литература:

1. Забегайло, Л.А., Назарова, И.А. Актуальные вопросы разрешения споров, связанных с созданием и оформлением прав на служебные разработки // Юрист.-2010.-№2. С.46-50.

2. Леонов, А. Товарный знак и защита интеллектуальной собственности // Юрист.-2010.-№12. С.12-21.

3. Потапов, Н.А. Соотношение ноу-хау с коммерческой тайной // Юрист.-2010.-№6. С.40-43.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный