Библиографическое описание:

Тарханова Т. И. Использование здоровьесберегающих технологий в рамках изучения химии в средней школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 183-186.

Проблемы здоровья населения России, и в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «Здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто». Поэтому и обсуждать эти проблемы стали достаточно часто.

Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несет и система образования. Период взросления человека, приходящийся на время его пребывания в школе, оказался одним из периодов, в течении которого происходит ухудшение состояния его здоровья, при том что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье школьника представляет интегративный критерий качества современного образования. Подготовить учащегося к самостоятельной жизни – это значит оформить у него адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию

Основные принципы концепции образования, формирующего здоровье учащихся

  • Принцип целостности (комплексности) понятия «здоровье» и интегративности (взаимодополняемости) всех существующих подходов к решению данной проблемы предполагает создание на межведомственном уровне как муниципальных образований, так и для отдельных образовательных учреждений единой программы формирования здоровья детей и подростков как целостного медико-психолого-педагогического явлению. На уровне отдельного образовательного учреждения комплексность может быть реализована только при объединении усилий различных специалистов в единую медико-психолого-педагогическую службу (центр «Здоровье»), рассматривающую создание формирующего здоровье образовательного пространства как основную цель своего существования и стратегическую задачу функционирования образовательного учреждения в целом, его миссию.

  • Принцип дифференцированности предполагает дифференциацию целей, задач, средств и планируемых результатов формирования здоровья учащихся во всех его проявлениях при обязательном всеобщем охвате всех обучающихся. Дифференциация должна проходить с учетом возраста и степени сформированности здоровья как целостного психофизиологического и социально-личностного состояния школьников.

  • Принцип аксеологичности (ценностной ориентации) требует формирования у детей и молодежи устойчивых мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни как необходимом условии реализации личностных устремлений, уважения к человеку, которые должны стать ориентирами и регуляторами их повседневного поведения. Поэтому процесс формирования здоровья невозможен без общей целостной системы воспитания конкретного образовательного учреждения.

  • Принцип многоаспектности реализуется в сочетании различных направлений целевой педагогической деятельности образовательного учреждения по формированию здоровья. Ее ведущими аспектами являются: социальный, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни; психологический, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок детей и подростков, позитивно-когнитивных оценок себя и окружающей действительности, а также навыков поведения в трудных жизненных ситуациях; образовательный, формирующий систему представлений и знаний о здоровье и здоровом образе жизни как сложных социально-личностных и психофизиологических явлений.

  • Принцип последовательности или этапности предусматривает, что цели и задачи построения формирующего здоровье образования должны быть разделены на общие стратегические и частные (то есть они не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой компании), и на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач поддерживается соответствующим целевым ресурсным обеспечением.

Создание культурологического пространства

Образование, формирующее здоровье, невозможно без создания культурологического пространства школы, а именно:

  • создания системы дополнительного образования (широкая сеть кружков художественно-эстетической, научно-технической и спортивной направленности); системы реального детского самоуправления на уровне класса и школы; системы социального воспитания подрастающего поколения;

  • оздоровления эмоционально-поведенческого пространства школы (его характеристики: уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов; особенности эмоционально-психологического климата в школе в целом, в каждом классе и педагогическом коллективе; стиль поведения учащихся и учителя на уроке и на перемене; степень проявления заботы учащихся и педагогов о психических последствиях своего общения ит.д.);

  • Продуманной организации интерьера школы в целом и каждого класса в отдельности с учетом влияния на психику учащихся и педагогов зрительных образов «среды обитания» и ее эмоционально-психическое обогащение.

Критериями общего (физического) здоровья являются: структурная и функциональная сохранность органов и систем; свойственная организму индивидуально достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде; сохранность привычного позитивного самочувствия.

Критериями душевного и социального здоровья человека являются: осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; позитивная критичность к себе и к собственной психической деятельности и ее результатам; соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; способность к самоуправлению своим поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами, к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этих планов; к изменению способа поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств и ситуаций.

Принципы здоровьесберегаюшей педагогики.

  1. Принцип не нанесения вреда. «No nocere – одинаково первостепенно и для медиков, и для учителей, и для родителей.

  2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов. Все происходящее в школе – от разработки планов и программ до проверки их выполнения (включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и т.д.) – должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Реализация этого принципа невозможна без проведения мониторинга здоровья учащихся.

  3. Принцип триединого представления о здоровье. Необходимо подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. имея в виду неразрывное единство здоровья физического, психического и духовно-нравственного.

  4. Принцип непрерывности и преемственности. Определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в школе не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке. Причем обязателен учет того, что уже было сделано ранее как в рамках организационных мероприятий, так и в учебно – воспитательной работе непосредственно.

  5. Принцип субъект – субъективного взаимоотношения с учащимися. Задача школьника состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача учителя – максимально содействовать ему в этом стремлении. Одна из граней реализации этого принципа – необходимость индивидуального подхода к учащемуся.

  6. Принцип комплексности и междисциплинарности. Только тесное, согласованное действие педагогов, психолога и врача является условием достижения намеченных результатов.

  7. Принцип медико–психологической компетентности учителя. Является развитием предыдущего принципа и определяет высокие требования к уровню педагогической и медико-валеологической грамотности соответствующей перестройке сознания, ценностных ориентаций у педагогов. Эффективно работающий педагог – это всегда и хороший педагог.

  8. Принцип приоритета позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Один из важнейших педагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.

  9. Принцип приоритета активных методов обучения. Эти методы результативны не только в контексте образовательного процесса, но и с точки зрения здоровьесбережения. Эффект достигается, во-первых, за счет снижения риска появления у школьников переутомления; во-вторых, за счет несравненно более гармоничного развития личности в условиях активного включения в процесс постижения таинств жизни, именуемой образовательным.

  10. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии. Стимулировать процесс развития личности, формирования, укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма на таком уровне напряжения сил и возможностей, при котором проявление заботы о перспективах развития и жизнедеятельности организма не вступает в противоречие с заботой об актуальном состоянии и здоровье человека.

  11. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. Отсутствие у ребёнка, подростка чувства такой ответственности, по сути, сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья, так как не обеспечивает необходимых педагогических предпосылок для реализации знаний, умений, навыков в ситуации, требующей принятия решений, связанных со здоровьем.

  12. Принцип отсроченного результата. Личностные изменения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируются длительно и доступно. Поэтому на старте работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников, необходимо запастись терпением при отсутствии видимых результатов в первые недели и месяцы ожидания изменений.

  13. Принцип контроля за результатами. Принцип основан на получении обратной связи. Должен быть реализован как в работе всей школы (проведение диагностики и мониторинга здоровья), так и в работе каждого учителя. Важно, как ученик усвоил, интересно ли ему это, какие мысли и чувства возникают у него в связи с получением новой информации и т.д.

Ограничения в работе педагогов, связанные со здоровьесберегающими образовательными технологиями (8 «НЕ»)

  1. Не допускать учебные нагрузки учащихся, приводящие к их состоянию переутомления.

  2. Не допускать «школьные стрессы».

  3. Не допускать распространения среди учащихся вредных привычек и зависимостей.

  4. Не допускать ошибок в организации физической активности учащихся, профилактике гиподинамии.

  5. Не допускать патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом («школьных болезней»). Не допускать сбоев в питании школьников во время их пребывания в школе.

  6. Не «забалтывать « проблемы здоровья учащихся.

  7. Не пренебрегать сотрудничеством с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

  8. Не допускать безграмотности педагогов в вопросах здоровьесберегающих технологий.

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках изучения курса химии средней школы.

Учителя химии активно участвуют в инновационной деятельности. Цель работы: воспитание творческой, активной, самостоятельной личности, готовой к сотрудничеству, умеющей адаптироваться в различных жизненных условиях. Главным при этом считаю сохранение здоровья учащихся, т.е. стараюсь использовать такие методы и приемы в обучении, которые помогают сохранять не только физическое, но, главным образом, психическое здоровье учащихся.

Использование содержание образования и различные технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их склонностей, чтобы создать при обучении психологический комфорт, создать ситуацию, которую можно назвать «Я могу».

Широкое применение разноуровневых форм обучения: базовое, профильное и углубленныое преподаванием предмета.

Адаптивная технология. Применяется на начальных этапах изучения химии, основной упор делается на использование знаний, которые уже имеются у учащихся из ранее изученных предметов, а также из собственной практической жизни. Эта технология является здоровье сберегающей, позволяет учащимся с уверенностью и даже удовольствием начать изучение нового для них предмета. Учитель использует опыт детей, интерпретирует его в соответствии с познавательно-воспитательными задачами.

В современной школе как средства активизации и интенсификации учебного процесса используются игровые приемы, ролевые и деловые игры, мозговая атака, игровой тренинг, игровые импровизации . Ученик во время игры раскрепощается, ощущает состояние физического и психического комфорта, эмоционально настроен на восприятие, непроизвольное внимание и запоминание, усвоение. В игре личность удовлетворяет потребности в самовыражении, самоопределении, самореализации. Обучение происходит в атмосфере легкости, непосредственности, без насилия и принуждения, спокойно, естественно, без тревоги и страха.

Большое внимание уделяется интегрированным урокам, на которых обычно создается хороший психологический климат, решается вопрос мотивации обучения.

Применение на всех этапах обучения дифференциации как внутри параллели, так и внутри класса.

В классах профильного и углубленного изучения химии широко используется лекционно-семинарская система, блочно-модульная технология, технологию проектов – для смены видов деятельности, целесообразности, для лучшего усвоения учебного материала.

Особое внимание уделяется проектно-исследовательским методам обучения, направленным на развитие творческих способностей учащихся. У учащихся происходят позитивные изменения в интеллектуальной сфере (умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи ит.д.), в мотивационно-потребностной сфере (возрастает творческая активность, желание работать), в нравственно-эмоциональной сфере (появляется собственная позиция, ответственность, критичность).Происходит воспитание успешной личности, получающей удовлетворение от своей деятельности. Возникает атмосфера творчества, сотрудничества( умение работать в коллективе, группах)

Широко использование информационно-коммуникационные технологии обучения. Компьютер применяется как средство усиления интеллекта обучаемых, их развития. При работе учащиеся выполняют содержательную часть задач (поиск идеи, различных вариантов решения, взаимосвязей с другими задачами), техническую (поиск необходимой информации, расчеты, построения, преобразования) : все это значительно экономит время учебного процесса. Но при этом необходимо строго соблюдать дозировку учебной нагрузки, проводить различные мероприятия по охране зрения.

В рамках элективных курсов, а также и на уроках при изучении отдельных тем учащиеся выполняют в зависимости от желания различные виды проектов, темы которых лежат в области самоопределения учащихся. В настоящее время 57% учащихся лицея в той или иной степени занимаются проектной деятельностью.

Вывод: Совместное и целенаправленное использование ИКТ, адаптивной, блочно-модульной и проектной технологий, которые дополняют и обогащают друг друга, позволяет подчинить учебно-воспитательный процесс одной из главных задач школы – подготовка ученика к жизни, к труду. Современное содержание образования, применение современных образовательных технологий позволяют решать проблему мотивации учения школьников, обеспечивает учащихся достаточно высокой степенью познавательной самостоятельности. Все это позволит успеху в обучении и воспитании конкретного ученика, если выйдет из школы здоровым и физически и психически.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровья учащихся, здоровье учащихся, Принцип приоритета, формирования здоровья, формирования здоровья учащихся, образовательного учреждения, мониторинга здоровья учащихся, проблемы здоровья учащихся, сохранение здоровья учащихся, Принцип приоритета действенной, Принцип приоритета позитивных, психическое здоровье учащихся, Принцип формирования ответственности, Принцип приоритета активных, укрепления здоровья, Принцип триединого представления, проявления заботы учащихся, Принцип непрерывности, Принцип сочетания охранительной, Принцип комплексности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос