Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Ичаловская Н. А. Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4.1. — С. 79-80. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2899/ (дата обращения: 26.05.2018).



Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания школьного курса биологии, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая деятельность, учебный процесс.

За последние годы произошло значительное ухудшение здоровья школьников, связанное с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата (осанки), заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, расстройствами в деятельности нервной системы с соответствующим ухудшением восприятия учебного материала. К окончанию школы хронические заболевания имеют от 70 до 80% школьников [4].

Однозначно, что современные проблемы эколого-валеологического образования подрастающего поколения трудно решить только за счет сообщения ученикам знаний, которые сами по себе не решат комплексных задач воспитания и развития здорового поколения. Еще в Спарте в детях воспитывали сильный и здоровый дух, прекрасно понимая, что здоровое и крепкое будущее зависит от здоровых наследников. Но меняются эпохи, социальные уклады, ценности, с ними меняются и представления о телесных, духовных идеалах, а значит, меняется человек.

Наиболее неблагоприятная тенденция в состоянии здоровья среди всех групп населения отмечается в подростковом возрасте. Именно в этой возрастной группе наблюдается значительный рост общей заболеваемости — увеличивается частота болезней крови и кроветворных органов, мочеполовой, дыхательной и эндокринной систем, обмена веществ и расстройства питания. Таким образом, в настоящее время проблема здоровья детей и подростков весьма актуальна. Медицинские осмотры детей в школах показывают, что здоровых детей с каждым годом становится меньше. Это показатели неправильно организованного урока, учебного процесса в школе в целом, что еще раз доказывает необходимость широкого применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Практически каждый педагог в своей практике использует отдельные элементы данных технологий. Однако, к сожалению, это имеет место далеко не всегда и везде.

В настоящее время при организации здоровьесберегающей деятельности в рамках образовательного процесса мы руководствуемся рядом принципов здоровьесбережения:

- организация обучения через разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока;

- создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты;

- знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности;

- знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня;

- планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания;

- распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня [3].

Эти принципы положены в основу здоровьесберегающей деятельности, реализуемой нами на уроках биологии в МБОУ СШ № 2 им. А. С. Пушкина города Арзамаса. Работа по формированию, сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса является приоритетным направлением в нашей деятельности школьного учителя биологии.

Основное внимание мы уделяем созданию благоприятных условий для сохранения здоровья обучающихся, реализуя мероприятия по профилактике нарушений осанки (физкультминутки), утомления зрительного аппарата (офтальмопаузы), разнообразию форм двигательной активности учащихся на разных этапах урока (особенно на этапе проверки домашнего задания, когда к доске поочередно, сменяя друг друга, выходят несколько учащихся). Особенно эффективна эта работа при изучении школьного курса биологии 8 класса (раздел «Человек и его здоровье»).

Нами был подобран ряд упражнений, которые мы используем при проведении многих уроков [1-2].

Так на уроке «Строение мышц. Обзор мышц человека» мы предлагаем нашим ученикам сделать упражнения для расслабления мышц шеи, которое называется «Любопытная Варвара».

На уроке, тема которого «Осанка. Предупреждение плоскостопия», рекомендуем упражнения, которые улучшают осанку ученика. Упражнение называется «Птица перед взлетом».

На уроке по изучению зрительного анализатора используем упражнения для глаз.

Как свидетельствует наш опыт, учащиеся положительно реагируют на выполнение таких заданий, проявляют неподдельный интерес, стремятся найти самостоятельно другие упражнения и рекомендуют их для последующего использования нам и одноклассникам. Такая работа выходит за рамки урочной деятельности и приобретает характер внеурочной проектной.

Считаем, что этим решается важнейшая задача перевода знаниевой компоненты здоровьесберегающего содержания школьного курса биологии в деятельностный личностно-значимый, и обеспечивается подготовка учащихся к освоению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, к реализации которого в 8 классе наши ученики приступят в следующем учебном году.

Литература:

  1. Петров П. К. Методика преподавания гимнастики в школе/ П. К. Петров. – Гуманитарный издательский центр, 1998.
  2. Синяков А. Ф. Самоконтроль физкультурника /А. Ф. Синяков. – М.: Знание, 1987.
  3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе/Н. К. Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  4. http://www.rosminzdrav.ru/docs/mzsr/spa/117
Основные термины (генерируются автоматически): школьного курса биологии, уроках биологии, образовательного процесса, здоровьесберегающей деятельности, процессе преподавания школьного, уроке «Строение мышц, школьного учителя биологии, ухудшение здоровья школьников, изучении школьного курса, здоровья участников образовательного, содержания школьного курса, утомления зрительного аппарата, ухудшением восприятия учебного, расслабления мышц шеи, рамках образовательного процесса, Пушкина города Арзамаса, Формирование здорового образа, двигательной активности учащихся, проблема здоровья детей, Педагогика высшей школы.

Ключевые слова

здоровый образ жизни, здоровье, учебный процесс, здоровьесберегающая деятельность

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос