Библиографическое описание:

Иванова Н. А. Здоровьесберегающие технологии в структуре профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 48-50.



В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с применением здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: здоровьесберегающие образовательные технологии, подготовка студентов-бакалавров, требования к организации здоровьесберегающего обучения.

Потребность человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании обусловлена тем, что из года в год увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Согласно материалам Государственного доклада Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. "О положении детей в Российской Федерации" в дошкольном возрасте 15-20% детей имеют ту или иную хроническую патологию, в возрасте 6-7 лет такие дети составляют уже 30 - 35%, а на момент окончания школы, практически здоровыми могут быть признаны лишь 20 - 25%.

Указанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа. В своих размышлениях Н.И.Пирогов утверждал, что всё будущее жизни находится в руках школы и ее прямое назначение - быть руководителем жизни на пути к будущему.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Педагоги должны осознавать свою ответственность за состояние здоровья учащихся и находить решение проблемы негативного влияния учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся в овладении необходимыми приемами и методами здоровьесберегающих образовательных технологий.

Особая роль в сбережении здоровья учащихся отводится учителю начальных классов. Именно он, с первых дней пребывания ребенка в школе, подробно знакомится с личным делом первоклассника, расспрашивает родителей о возможных отклонениях в здоровье и поведении ребенка, совместно с медицинским работником школы оформляет листок здоровья на каждого учащегося. А самое главное, педагог начального образования стремится заинтересовать детей учебой, умело строит свой педагогический процесс так, чтобы не навредить здоровью школьников, избегая стрессовых ситуаций, иначе говоря - использует все методы и средства здоровьесберегающих образовательных технологий. Именно по этой причине в учебный план педагогических вузов введен курс «Здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения», где студенты, в том числе и будущие учителя начальных классов, знакомятся с принципами и методами здоровьесбережения, со «школьными факторами риска» (стрессовая педагогическая тактика педагогических воздействий; интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, нерациональная организация учебной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной работы, низкая функциональная грамотностьпедагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья), «школьными болезнями» (искривление позвоночника, снижение остроты зрения, гастриты и др.) и т.д. Лекционные занятия для студентов начинаются с раскрытия сущности понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровьесберегающие образовательные технологии».

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей на сколько решается задача сохранения здоровья учеников и учителя. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения и укрепления здоровья за период обучения в школе, сформировать у него мотивацию на сохранение и укрепление здоровья, необходимые знания, умения и навыки здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, их родителями, медицинскими работниками, с коллегами в состоянии спланировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий применяются следующие группы средств, комплексное использование которых позволяет решать задачи оздоровления учащихся: средства двигательной направленности (физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнас­тика; лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка; массаж и др.); оздоровительные силы природы (проведение занятий на свежем воздухе, и т. д.); гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена; проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна).

В здоровьесберегающих образовательных технологиях применяются две группы методов: специфические(характерные только для процесса оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

В структуре метода выделяют приемы, которые классифицируются следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастика; лечебная физкультура; массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинг) - позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации; стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.); информационно-обучающие(письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам) (В.И. Ковалько).

Поскольку основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, то и при его постановке студенты должны учитывать требования здоровьесбережения: обстановка и гигиенические условия в классе (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения и др.); количество видов учебной деятельности (норма 4-7 видов за урок); средняя частота и продолжительность чередования различных видов учебной деятельности; место и длительность применения ТСО; наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке (физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, гимнастика для глаз и др.); наличие мотивации деятельности учащихся (оценка, похвала, соревновательный момент и т.п.); психологический климат на уроке и наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка и др.); темп окончания урока («скомканность», спокойное завершение, задержка учащихся после звонка на перемену) и др.

Студенты учатся составлять расписание уроков в соответствии с физиолого-гигиеническими требованиями. Эти требования определяются динамикой физиологических функций организма и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально составленное расписание должно учитывать эти показатели, а также сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. Ранговая шкала трудности предметов для младших школьников приведена в СанПиН-ах.

На практических занятиях будущие учителя начальных классов также закрепляют и совершенствуют навыки пользования различными измерительными приборами, помогающими определить состояние ребенка (термометр, тонометр, спирометр, динамометр кистевой и др.); знакомятся с правилами здорового образа жизни; учатся выявлять ранние формы плоскостопия, сколиоза, нарушения зрения; разрабатывают планы профилактических мероприятий возможных болезней. В методической копилке, которую студенты собирают в процессе занятий, можно встретить сценарии Дней здоровья, планы организации перемен и каникул школьников, электронные версии физминуток и динамических пауз, а также многое другое. Полученные навыки, студенты применяют при реализации практической составляющей их профессиональной подготовки. Работая с классом на педагогических практиках в школе, будущие учителя применяют здоровьесберегающие образовательные технологии, используют свои методические наработки для осуществления диагностики физического состояния детей в классе и, на основе полученных данных, строят учебный процесс в соответствии с принципами здоровьесбережения.

Таким образом, подобная работа оказывает положительное воздействие на результативность работы по формированию профессиональных компетенций будущих педагогов в области здоровьесбережения младших школьников и своего лично, способствует повышению качества высшего профессионального образования.

Литература:

  1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М., 2004.- 240 с.
  2. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. М.-Ростов н./Д. Изд.центр «МарТ», 2005.- 528 с.
  3. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младших школьников. Пособие для учителя. М.Изд. центр ВЛАДОС, 2002.-144 с.
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2004.-296 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровьесберегающие образовательные технологии, здоровья учащихся, здоровьесберегающих образовательных, учителя начальных классов, образовательных технологий, укрепления здоровья, будущие учителя начальных, младших школьников, учебной деятельности, укреплению здоровья учащихся, состояние здоровья учащихся, сбережении здоровья учащихся, состоянии здоровья учащихся, видов учебной деятельности, лечебная физкультура, Здоровьесберегающие технологии, будущего учителя начальных, гигиена младших школьников, учебно-воспитательного процесса, задачи оздоровления учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос