Автор: Бахтин Юрий Константинович

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Бахтин Ю. К. Здоровьесберегающие основы образовательной деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 15-17.

 

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, который вступил в силу с первого сентября 2013 года, как и в предыдущих законах, чётко указано, что одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является «приоритет жизни и здоровья человека» (Статья 3).

На здоровье детей и подростков, занимающихся в образовательных учреждениях, в значительной степени оказывают влияние условия образовательной среды и организация учебно-воспитательного процесса. При этом обязанности по обеспечению необходимых условий для охраны и укрепления здоровья учащихся, включая обеспечение рационального питания, занятий физической культурой и спортом, а также создание безопасных условий обучения и воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами, - возложены на образовательную организацию.

Основные требования к условиям реализации учебного процесса определены «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (Сан-ПиН 2.4.2.2821-10). Однако для текущей оценки выполнения указанных требований допускается использование руководителями образовательных учреждений определённых гигиенических регламентов, разработанных на основе санитарных норм (Г.А.Александрова, 2014).

В качестве оценочных гигиенических регламентов рекомендуются следующие показатели, выполнение которых зависит от руководителей образовательных учреждений: соответствие недельной учебной нагрузки установленным нормам, с учётом класса и продолжительности учебной недели, продолжительность перемен; обеспеченность классов мебелью соответствующих размеров; проведение гимнастики до занятий; охват школьников горячим питанием; площадь озеленения школьного участка; организация групп продлённого дня, и некоторые другие вопросы, включающие гигиенические требования к учебному процессу, к его материально-техническому обеспечению и условиям обучения, а также - к организации физического воспитания учащихся. За соблюдение всех регламентов, включённых в соответствующие разделы, образовательное учреждение может набрать определённое количество баллов, что позволяет дать объективную оценку состояния его санитарно-эпидемиологического благополучия, обеспечение которого, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», относится к компетенции руководителей образовательных учреждений (Г.А.Александрова, 2014).

Принятие федеральных законов последних лет (Закон «Об образовании», ФГОС, Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закон «О защите детей от информации, причиняющий вред здоровью и развитию», и др.) – определяют проблему здоровья в современной школе в разряд приоритетных (С.В.Алексеев, 2014).

Следует отметить, что приоритет идеи здоровьесбережения и здоровьесозидания прослеживается как на международном уровне, так и на уровне отечественного образования и, в частности, - на уровне Санкт-Петербургской системы образования.

На международном уровне одно из совместных международных исследований Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), проводимое во многих странах, включая и Россию, называется «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (Health Behaviour in School-aged Children – HBSC). При этом целью исследования HBSC является получение представления о здоровье подростков в их социальном контексте – дома, в школе, с семьёй и друзьями.

Значимость такого исследования состоит в том, что подростки в период между 11 и 15 годами жизни неизбежно сталкиваются с большим числом новых для них нагрузок и проблем, в числе которых, - как возрастающие ожидания окружающих от их учебной успеваемости, так и неизбежно изменяющиеся их социальные взаимоотношения с семьёй и сверстниками, а также и те психофизиологические перемены, которые обусловливаются их развитием и половым созреванием.

Исследования HBSC иллюстрируют изменения поведения мальчиков и девочек при переходе их от детского возраста в подростковый период и во взрослую жизнь. Полученные данные, как считает профессор С.В.Алексеев, могут быть использованы как для мониторинга состояния здоровья школьников, так и для планирования наиболее эффективных программ укрепления их здоровья, а результаты исследований HBSC заслуживают широкого использования в процессе методической подготовки педагогов.

В настоящее время европейский проект «Здоровые города» получил широкое распространение и в российских условиях. При этом практика исследования решения проблем здоровья, безопасности и качества жизни людей опирается на результаты разнообразных и разноплановых рейтинговых оценок.

Так, ежегодно международное агентство Bloomberg составляет независимый сводный рейтинг здоровья более 140 стран мира. За основу берётся разница между совокупным индексом здоровья страны и индексом рисков для здоровья её жителей. При этом учитываются такие показатели как средняя продолжительность жизни, показатели рождаемости и смертности населения, и другие.

По данным за 2011-й год Россия занимала 97-е место в данном рейтинге. При этом в группе 10 лучших стран мира находятся Сингапур, Италия, Австралия, Швейцария, Япония, Израиль, Испания, Нидерланды, Швеция, Германия.

В тоже время, в рейтинге образования Россия занимает 49-е место среди стран мира, а по рейтингу счастья («индекс счастья») Россия находится на 122-м месте среди более 150 стран (С.В.Алексеев, 2014, с. 6).

Выявление зависимостей и взаимовлияний указанных тенденций (здоровья, образования, счастья и других) – несомненно, представляет определённый интерес и требует систематических и объективных, сравнительных социальных исследований.

Наш, Российский уровень в первую очередь связан с концепцией создания «Здоровой школы», являющейся основной составляющей программы «Наша новая школа». Введение образовательных стандартов общего образования второго поколения предполагает разработку и реализацию школьной программы экологосообразного, природосообразного поведения, предусматривающей формирование культуры безопасного и здорового образа жизни. Тем не менее, в настоящее время результаты исследований состояния здоровья наших детей и подростков не вызывают оптимизма.

По данным НИИ Педиатрии Российской академии медицинских наук, в настоящее время в Российской Федерации 14% детей практически здоровы, у 50% детей имеются отклонения в формировании опорно-двигательного аппарата, а у 35-40% детей обнаруживаются различные хронические заболевания. Многочисленные исследования последних лет показывают, что 25-30% детей, поступающих в первые классы школ, имеют различные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, а число близоруких детей возрастает с 3,9% до 12,3%. Одновременно с этим, нарастает число детей с нервно-психическими расстройствами (с 5,6% до 16,4%) и с нарушениями осанки. Наиболее распространённой патологией среди детей школьного возраста является снижение остроты зрения, наблюдающееся в ряде регионов России у 30-40% учащихся.

Такие же тенденции обнаруживаются и с показателями состояния здоровья школьников Санкт-Петербурга, что было отмечено в Докладе Комитета по социальной политике Администрации Санкт-Петербурга о положении детей в Санкт-Петербурге - в 2011 году. В этой связи, среди основных направлений деятельности Российской академии образования в области охраны и укрепления здоровья учащихся школы, были выделены следующие приоритеты:

·                    здоровье и физическое развитие школьников;

·                    адаптация детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам;

·                    гигиена обучения и воспитания в школе;

·                    физиолого-гигиенические основы физического воспитания и трудового обучения;

·                    содержание и методика физического воспитания детей школьного возраста;

·                    нейрофизиологические механизмы формирования познавательной деятельности учащихся;

·                    возрастная психофизиология и психофизиология школьных трудностей;

·                    профилактики формирования девиантного поведения среди учащейся молодёжи;

·                    здоровьесберегающие технологии в образовании;

·                    формирование осознанного отношения к ценностям здоровья и здорового образа жизни;

·                    психолого-физиологический мониторинг педагогических инноваций;

·                    физиолого-гигиенические требования к организации учебных занятий детей с использованием компьютерной техники;

·                    физиолого-педагогические основы антиникотинового, антиалкогольного и антинаркотического воспитания;

·                    мониторинг физического и психофизиологического состояния учащихся;

·                    педагогическая физиология (физиологические основы эффективной организации учебного процесса).

Практическая реализация результатов научных изысканий учёных и практиков в решении указанных проблем могла бы сформировать перспективные направления работы школ - лабораторий и школ – экспериментальных площадок в различных регионах России.

Программа развития образования в Санкт-Петербурге рассматривает проблему здоровья как ключевое направление инновационной деятельности образовательных учреждений и как вполне реальный критерий в системе менеджмента качества образования в регионе.

Направление «Здоровье в школе» предполагает переход от принципа желаемого «сохранения здоровья в школе» к принципу необходимого и обязательного «сохранения здоровья в школе», с формированием философии: «здоровая школа – в здоровье каждого» (С.В.Алексеев, 2014, с.7).

Анализ современного состояния проблемы сбережения здоровья учащихся в системе образовательных учреждений Санкт-Петербурга даёт С.В. Алексееву основания выделить ряд основных направлений сберегающей здоровье образовательной деятельности. В их числе такие направления и формы работы, как:

·                    городская, районные и школьные программы «Здоровье в школе»;

·                    мониторинг здоровья школьников в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;

·                    деятельность служб здоровья в образовательных учреждениях города;

·                    школы - лаборатории, школы - экспериментальные площадки по созданию здоровьесозидающей образовательной среды;

·                    проектирование школьных программ культуры экологосообразного, безопасного и здорового образа жизни;

·                    уроки физической культуры как уроки здоровья;

·                    уроки ОБЖ как уроки безопасности и здоровья;

·                    реализация образовательных программ по профилактике табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, ВИЧ-инфицирования, агрессивного поведения и других проявлений социальных девиаций среди учащейся молодёжи;

·                    реализация программ профессиональной переподготовки и послевузовского образования педагога;

·                    методическая подготовка педагога по проблемам здоровьесбережения участников образовательного процесса;

·                    реализация учебно-методического комплекса «Здоровая и безопасная школа»;

·                    просвещение родителей по вопросам безопасного и здорового образа жизни детей.

Целью реализации программ здоровьесозидающего образования в Санкт-Петербурге представляется несомненное позитивное влияние эффективности педагогических здоровьесозидающих технологий на конкретные социально-педагогические и медико-статистические показатели качества жизни подрастающего молодого поколения нашего города (С.В.Алексеев, 2014; М.Г.Колесникова, 2014).

Основой формирования здоровьесозидающего мировоззрения школьного учителя Основ безопасности жизнедеятельности, учителя Физической культуры, учителей Биологии, Географии, Литературы, Истории, Математики, Физики, Химии и других учебных предметов, также как и организаторов, и методистов учебно-воспитательной деятельности будет служить полезный опыт взаимодействия «Школ здоровья» и распространение передовых, наиболее эффективных образовательных технологий здоровьесбережения в школах нашего города. Этому же призвано служить и дальнейшее повышение уровня здоровьеформирующего образования в нашем Педагогическом университете.

Литература:

1.                  Александрова Г.А. Гигиенические регламенты как показатели работы образовательной организации по охране здоровья обучающихся. // В кн.: Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков. Актуальные проблемы, тактика и стратегия действий. /Материалы IV Всероссийского Конгресса по школьной и университетской медицине - с международным участием. 15-16 мая 2014 г. – СПб.: ООО «Эри», 2014. – 448 с. (С. 3-5).

2.                  Алексеев С.В. На пути к здоровой школе: от международных вызовов к петербургской практике. - Там же, С. 5-7.

3.                  Колесникова М.Г. Результативность здоровьесозидающей деятельности в образовательных организациях Санкт-Петербурга. – Там же, С. 155-157.

4.                  Макарова Л.П., Матусевич М.С., Соловьёв А.В., Бахтин Ю.К. Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики в превентологии. // Молодой учёный, 2014. - № 3, с. 944-947.

5.                  Плахов Н.Н., Бахтин Ю.К. Модели и формы злоупотребления психоактивными веществами. // Молодой учёный, 2014. - № 3, с. 772-775.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательных учреждений, состояния здоровья, здоровья школьников, здоровья учащихся, укрепления здоровья учащихся, состояния здоровья школьников, образовательных учреждениях, проблему здоровья, Российской Федерации», руководителей образовательных учреждений, детей школьного возраста, «сохранения здоровья, здоровья школьников Санкт-Петербурга, образовательной деятельности, мониторинга состояния здоровья, совокупным индексом здоровья, исследований состояния здоровья, здоровья учащихся школы, основах охраны здоровья, здоровья человека».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос