Индивидуальный подход к учащимся среднего школьного возраста с учетом физиологических и педагогических особенностей в физическом воспитании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 20.02.2016

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Абдуллаев Н. М. Индивидуальный подход к учащимся среднего школьного возраста с учетом физиологических и педагогических особенностей в физическом воспитании // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 329-331. — URL https://moluch.ru/archive/108/25877/ (дата обращения: 22.09.2018).



Ключевые слова:средняяшкола, урок, физическаякультура, индивидуальныйподход, здоровья, контроль, программа, состояния, занятия.

Приоритетная задача современной образовательной политики — создание условий для высокого качества образовательного процесса. Обоснование рационального двигательного режима для детей, является одной из наиболее сложных проблем современной возрастной физиологии.

При высоком уровне двигательной активности повышается резистентность организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды перегреванию, охлаждению, действию ускорений и перегрузок. При этом физическое развитие носит гармоничный характер, и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся. При планировании физических нагрузок следует исходить, прежде всего, из оптимальных индивидуальных норм, которые обеспечивали бы разностороннее, гармоническое развитие ребенка, а не из потребного форсированного роста спортивных результатов. Физиологический эффект от школьного урока физической культуры на организм занимающегося, зависит от его задач и характера учебной работы. В разные возрастные периоды для школьников будут и неодинаковы средства и методы в решении задач физического воспитания.

В 13–15 лет, когда в достаточной степени у подростков уже достигнуты уровни физической подготовленности и развития, появилась возможность тонко анализировать мышечные ощущения и механизмы центральной нервной регуляции, при этом наблюдаются значительные отставания у них в физиологической зрелости внутренних органов. Учитывая склонность подростков к переоценке своих сил и возможностей, следует исключать на занятиях с упражнения, которые могут быть причиной перенапряжений, способствующие спортивному травматизму.

Правильно и рационально построенная система занятий физическими упражнениями школьников среднего возраста способствует стимуляции биологических процессов, усиливает рост и развитие органов и тканей.

Основной задачей физической культуры детей этого возраста (5–9 классов) является углубленное обучение базовым двигательным действиям. При этом более узко ставится задача углубленного изучения техники основных видов спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, единоборств и плавания). Параллельно с этим углубляются их знания — по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на системы организма (центральную нервную систему, кровообращения, дыхания, обмена веществ), а также на развитие волевых и нравственных качеств. Эти вопросы, охватывающие физическое воспитание и развитие детей среднего школьного возраста, имеет непосредственную связь с особенностями растущего организма подростков. Учет всех этих аспектов при овладении школьниками необходимыми знаний, умений и навыков является одним из основных узловых моментов в работе преподавателей по физической культуре и тренеров.

В подростковом возрасте появляются реальные предпосылки (морфологические, функциональные) для овладения практически самыми сложными двигательными действиями. Вместе с тем, в работе по физическому воспитанию с подростками необходимо помнить, что в период полового созревания возникает острая необходимость дифференцировать физическую нагрузку в зависимости от подготовленности, состояния и половой зрелости занимающихся. У подростков 13–15 летнего возраста (в пубертатном периоде) выявлено отставание в физиологической зрелости внутренних органов и систем. Однако в этом возрасте уже отмечаются предпосылки совершенствования отдельных физических качеств. Например, в возрасте 11–12 лет отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности человека. В этом возрасте для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно отдать предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием незначительных по весу отягощении, в том числе и веса собственного тела.

К 13–14 годам у подростков достигается предельная частота движений, которая доходит до величин взрослых, чем создаются физиологические предпосылки для обучения технике скоростных, скоростно-силовых локомоций (спринтерский бег, метания, сложно-технические виды спорта и другая деятельность).

Следует иметь в виду и то, что к 14–15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек снижаются (что ограничивает прирост качества — быстроты движений). В этот возрастной период падают и темпы прироста качеств в скоростно-силовых упражнениях. Их можно поддерживать или незначительно развивать только специально целенаправленными упражнениями. В конце подросткового возраста создаются благоприятные условия для воспитания силы, что соотносится с высоким уровнем морфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата школьника. Поэтому для занимающихся физической культурой учащихся 15–16 лет необходимо включать в уроки упражнения с небольшими отягощениями, преимущественно развивая у них скоростно-силовые качества. Для девушек этого возраста силовых упражнения ограничиваются, вследствие падения относительной силы мышц (соотношение абсолютной силы к массе тела).

В подростковом и юношеском возрасте, в связи с повышением устойчивости их организма к изменению внутренней среды (совершенствование механизмов гомеостаза), создаются предпосылки к использованию физических упражнений, способствующих поддержанию статических поз, висов, стоек, упоров, т. е. возможно применение изометрического метода тренировки, В подростковом возрасте появляются хорошие возможности для совершенствования качества — гибкости. При воспитании физических качеств, в этой возрастной группе школьников строгой системы последовательности применения средств тренировки нет.

Физиологические особенности школьников среднего возраста должны обязательно учитываться при подборе средств физического воспитания, выборе спортивной деятельности и дозировании тренировочных и соревновательных нагрузок.

Литература:

  1. Посохов В. М. Формирование здорового образа жизни учащихся путем создания системы физического воспитания в школе. 2011г.
  2. Хорошилова С. А. Планирование нагрузок на уроках физкультуры с учетом физиологических показателей — путь к оздоровлению учащихся
  3. Фомин Н. А. Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности М.: ФК и С 1991 г.
Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, подростковый возраст, упражнение, возраст, качество, физическая культура, физиологическая зрелость, высокий уровень.


Похожие статьи

Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных...

В подростковом возрасте мышечная сила развивается весьма умеренно.

2) Воспитание волевых качеств и характера; 3) Формирование устойчивой привычки к

Антонов Е. Е., Никитюк Б. А. Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта.

Возрастные особенности развития физических качеств

В последующий возрастной (подростковый) период все виды научного прогнозирования усложняются.

Технологии развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости) для детей дошкольного возраста средствами спортивного танца.

К вопросу о проблеме привлечения подростков старшего...

физическое воспитание, занятие спортом, физическая культура, двигательная активность, старший школьный возраст, формирование мотивации, спортивная культура, укрепление здоровья, спортивная деятельность, занятие.

Развитие двигательных качеств обучающихся | Статья в сборнике...

качество, ребенок, возраст, упражнение, развитие, система организма, сила, возможность, физическое воспитание, интенсивность беговых нагрузок.

Анализ спортивного развития человека в разных биологических...

Ключевые слова: физическая культура, спорт, биологические признаки, жизненные циклы, развитие, физическое воспитание, рефлексы

Она должна присутствовать в жизни ребенка в этом возрасте, так как она способствует физиологическому развитию ребенка.

Анатомо-физиологические особенности детей младшего...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

В подростковом возрасте мышечная сила развивается весьма ускоренно.

1. Антипов Е. Е., Никитюк Б. А. Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта.

Педагогический анализ программы по физической культуре для...

физическая культура, развитие координации, движение, упражнение, ребенок, педагогический анализ программы, координация движений, младший школьный возраст, учащееся первое классов, физическое воспитание.

Физическая культура в пожилом возрасте | Статья в журнале...

физическая культура, пожилой возраст, пожилое, физическая активность, группа, лечебная физкультура, обмен веществ, упражнение.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных...

В подростковом возрасте мышечная сила развивается весьма умеренно.

2) Воспитание волевых качеств и характера; 3) Формирование устойчивой привычки к

Антонов Е. Е., Никитюк Б. А. Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта.

Возрастные особенности развития физических качеств

В последующий возрастной (подростковый) период все виды научного прогнозирования усложняются.

Технологии развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости) для детей дошкольного возраста средствами спортивного танца.

К вопросу о проблеме привлечения подростков старшего...

физическое воспитание, занятие спортом, физическая культура, двигательная активность, старший школьный возраст, формирование мотивации, спортивная культура, укрепление здоровья, спортивная деятельность, занятие.

Развитие двигательных качеств обучающихся | Статья в сборнике...

качество, ребенок, возраст, упражнение, развитие, система организма, сила, возможность, физическое воспитание, интенсивность беговых нагрузок.

Анализ спортивного развития человека в разных биологических...

Ключевые слова: физическая культура, спорт, биологические признаки, жизненные циклы, развитие, физическое воспитание, рефлексы

Она должна присутствовать в жизни ребенка в этом возрасте, так как она способствует физиологическому развитию ребенка.

Анатомо-физиологические особенности детей младшего...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

В подростковом возрасте мышечная сила развивается весьма ускоренно.

1. Антипов Е. Е., Никитюк Б. А. Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта.

Педагогический анализ программы по физической культуре для...

физическая культура, развитие координации, движение, упражнение, ребенок, педагогический анализ программы, координация движений, младший школьный возраст, учащееся первое классов, физическое воспитание.

Физическая культура в пожилом возрасте | Статья в журнале...

физическая культура, пожилой возраст, пожилое, физическая активность, группа, лечебная физкультура, обмен веществ, упражнение.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Задать вопрос