Библиографическое описание:

Бахтин Ю. К., Толпова Р. С. Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 35-38.



Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и рассматривается как проявление социальной дезадаптации.

Ключевые слова: девиантное поведение, психоактивные вещества, профилактика, подростки.

Девиантное поведение человека определяется как устойчивая форма, отклоняющаяся от важных, принятых обществом, этических норм. Причиной его является триада противоречий: в самом индивидууме, социальной группе, в обществе [3]. Эти противоречия приводят к конфликтам на соответствующем уровне, вызывающими отклоняющееся поведение прежде всего у подростка, как не полностью сформировавшейся личности. Девиации в среде современных детей и подростков имеют наиболее выраженную направленность в форме злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), информационной и игровой видами зависимости. В связи с этим профилактика этих видов девиантного поведения является важной задачей педагогического процесса в общеобразовательных учреждениях [1].

Современные представления о причинах различных отклонений в состоянии здоровья детей, подростков и молодежи, а также механизмах развития девиаций в поведении позволили установить, что в основе лежит противоречие между потребностями личности и комплексом средств обучения и воспитания [2]. Это противоречие приводит к перенапряжению психики подрастающего поколения, различным формам заболеваний, а также к деформации ценностно-смысловой и мотивационной сферы. Последнее обстоятельство обусловливает поиск средств выхода из критической ситуации, что и способствует развитию той или иной модели девиантного поведения (различного вида аддикций и делинквенций). При этом, очевидно, имеется необходимость рассматривать образовательный процесс с обязательным включением в него методики профилактической работы по указанному направлению с учетом возрастных особенностей формирования личности детей и подростков. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что в плане первичной профилактики наиболее предпочтительными и перспективными являются программы, направленные на формирование здорового образа жизни [4].

Цель работы – обоснование путей профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности.

С точки зрения становления психофизиологических основ личности существует общепринятое мнение о возрастных этапах её формирования:

Начальный период – этап младенчества и раннего детства – начинается от рождения и заканчивается ориентировочно в 3 года. Для этого периода свойственны преимущественно общебиологические потребности в пище, сне, контактах с матерью и др. Формируются функции восприятия, чувств, речи, движения.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст – от 3 до 10 лет, для которого характерно развитие потребностной сферы, реализующейся в подражательной форме поведения с целью удовлетворения своих потребностей. Потребности ребенка направляются на саморазвитие, творческую деятельность игровой направленности, овладение навыками общения, чтения, счета, письма и т.д. В этот период происходит накопление опыта, смыслом которого является становление самостоятельности.

Третий период – подростковый возраст – от 10 до 18 лет, который условно делится на три приблизительно равных по продолжительности этапа: младший, средний и старший. Этот период отличается стремлением к свободе, самостоятельности, характеризуется поиском смысла жизни (правильного понимания роли собственного существования).

Возрастающие потребности взаимообусловлены и благодаря постепенно приходящему самопониманию, самопознанию у подростка формируется ценностно-смысловая сфера. Уже на начальном этапе закладываются духовно-нравственные основы существования человека, ценностное отношение к жизни. В подростковом возрасте проходит становление половая сфера, что оказывает существенное влияние на формирование личности представителей обоих полов, и зачастую может приводить к конфликтности на уровне индивидуума или группы. Конфликт выражается в противоречии биологических и духовных потребностей личности. Поэтому этот возраст полового созревания называют критическим периодом, создающим риски развития различного рода девиаций. При этом оформляется своеобразный стиль поведения, ведущий к физическим и психическим изменениям в организме. А, значит, подросток требует особого внимания к сохранению и укреплению здоровья, физическому и психическому развитию.

На этапах среднего и старшего подросткового возраста происходит осознание моральных потребностей, проблем. Ведущим направлением развития личности становится рефлексивная деятельность по формированию своей индивидуальности как основы саморазвития. Эти процессы приводят к созреванию характера человека и становления его волевой сферы.

Четвертый период – это юность, молодость (18 – 35 лет), когда доминируют социальные потребности, связанные с развитием самоутверждения, самовыражения, самосовершенствования. Эти потребности интегрируются в более сложную социальную сущность – в потребность самоопределения, реализуемую в трудовой деятельности, семейных отношениях, социальных связях и др. Указанные потребности в этот период преобразуются в потребности более высокого порядка – регуляцию деятельности и творческой активности.

Волевая сфера на данном этапе актуализируется и способствует созреванию потребностей деонтологического характера: область возросших обязанностей воспринимается индивидуумом как необходимость, выполнение социального долга. В этот период происходит развитие духовно-нравственных потребностей, имеющих основное выражение в последующие периоды жизни.

В первый период жизни ребенок нуждается прежде всего во внимании и уходе со стороны родителей. Забота о нем носит преимущественно гигиенический характер.

Для детей дошкольного и школьного возраста важен положительный пример поведения окружающих его родных и близких людей, которым он старается подражать. В этот период вырабатывается стиль его жизни, для чего необходима эмоционально яркая авторитетная личность воспитателя, которая направляет устремления и поступки ребенка в нужное русло. При этом должна быть предоставлена свобода выбора ребенком своего пестователя, проявляющего заботу о здоровье подопечного и уберегающего его от девиаций в поведении.

Подобную деятельность целесообразно планировать в игровой форме или в виде творческой активности.

В подростковом возрасте ведущими средствами удовлетворения потребностей и профилактики девиантных отклонений являются следующие:

- творческая деятельность, связанная с интересами подростка;

- физическая культура и спорт;

- методики психопрофилактики (методики самоанализа, самооценки, смыслотворчества);

- общение со сверстниками, особенно в различных видах деятельности (трудовой, спортивной, творческой и др.) и отдыха;

- формирование здорового сексуального самосознания и ориентации на основе духовно-нравственных установок [6].

Необходимо учитывать, что успешность формирования антидевиантного статуса личности подростка зависит от условий, обеспечивающих добровольный выбор деятельности в этом направлении.

Личность, сформировавшаяся в молодом возрасте, способна активно удовлетворять свои потребности средствами образовательной, культурной и практической деятельности. Наиболее значимыми для юношей становятся духовно-нравственные основы профилактики девиаций.

В настоящее время особую тревогу вызывает широкое распространение химической зависимости в подростково-молодежной среде (табакокурение, пьянство и алкоголизм, наркомания, токсикомания). Способствуют этому явлению следующие факторы:

- традиции, связанные с употреблением ПАВ;

- ухудшение социально-экономической обстановки;

- ценностный плюрализм и отсутствие духовно-нравственных ориентиров в системе образования;

- доступность ПАВ;

- мода на употребление ПАВ;

- лояльность законодательства к употреблению ПАВ;

- злоупотребление ПАВ в семьях;

- несоблюдение членами семьи норм и правил социального поведения;

- дисфункциональные воспитательные стили;

- неполная семья;

- постоянная занятость родителей;

- раннее асоциальное поведение в образовательных учреждениях;

- семейные конфликты;

- академическая неуспеваемость;

- конфликтные отношения со сверстниками и педагогами [8].

Подобные явления служат основой деформации смысловой и волевой сферы личности ввиду её неупорядоченности и неприспособленности к социальному окружению, что и приводит молодого человека к употреблению ПАВ. В связи с этим необходимо признать тот факт, что для повышения успешности усвоения образовательных программ профилактики химической зависимости в молодежной среде действием, которое предваряет составление этих программ, является выявление отношения молодых людей к сложившейся в современной социальной среде ситуации злоупотребления ПАВ [5].

Одним из важнейших условий успешности профилактической работы является повышение качества образования на основе учета потребностей представителей подрастающего поколения, развития их мотивационной сферы, стимулирования механизмов самоопределения и саморазвития. Перспектива развития здоровьесберегающего образования обозначена созданием соответствующей образовательной среды, компонентом которой будет являться диагностика и коррекция функционального состояния, при генерализованной идее формирования ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих [7].

В соответствии с периодами становления личности обоснованы концептуальные аспекты этапного формирования программ воспитания здоровых детей и подростков в общеобразовательных учреждениях [6]. Подобные программы целесообразно разрабатывать на основе удовлетворения возрастных доминирующих потребностей учащихся, мотивация которых совершенствуется в процессе развития их собственного интереса, личной активности, самосовершенствования, обеспечения психического комфорта и качества знаний. Основу этапности программ составляют следующие направления:

  1. Саморазвитие: 1 – 4 классы.
  2. Самопознание: 5 – 8 классы.
  3. Самоопределение: 9 – 11 классы.

Цель этапного общего образования – первичная профилактика девиантного поведения и воспитание здоровой личности.

Литература:

  1. Плахов Н.Н. Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды // Педагогика высшей школы, 2015. – № 5. – С. 20-22 Макарова Л.П. Методологические основы превентологии // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. – 2012. – №145. – С.44-54
  2. Сыромятникова Л. И. Первичная профилактика химической зависимости как стратегическое направление педагогики // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 909-912 Плахов Н.Н., Зайцев А.Г., Ткачук В.А. Доминирующие психические состояния как потенциал здоровья учащихся общеобразовательного учреждения военного профиля / Материалы V Международной научно-практической конференции «Оздоровление средствами образования и зкологии». – Челябинск, 2008. – С. 103-104 Сорокина Л.А., Буйнов Л.Г. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Профилактическая и клиническая медицина. – 2011. – № 3 (40). – С. 59-60 Чурилина И.Н. Современные подходы к профилактике наркозависимости в образовательном учреждении / Материалы XIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги». – СПб.: «Астерион», 2006. – С. 294-296
Основные термины (генерируются автоматически): девиантного поведения, особенностей формирования личности, возрастных особенностей формирования, профилактики девиантного поведения, девиантного поведения детей, основе учета возрастных, учета возрастных особенностей, химической зависимости, формирования личности детей, Педагогика высшей школы, видов девиантного поведения, профилактика девиантного поведения, модели девиантного поведения, Пути профилактики девиантного, Международной конференции «Ребенок, духовных потребностей личности, Психология девиантного поведения, путей профилактики девиантного, волевой сферы личности, статуса личности подростка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос