Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Грудина С. В. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 70-72. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2982/ (дата обращения: 19.09.2018).

Здоровье нации – категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность общества. От него зависит трудовой потенциал страны и её обороноспособность, а также, что не менее важно – воспроизводство населения – здорового будущего поколения.

Уровень здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации неумолимо снижается. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей и подростков является сегодня приоритетной задачей государства.

О состоянии здоровья школьной молодежи в документах Министерства здравоохранения за 2010 год опубликовано: 50% школьников считаются с нарушенным здоровьем, 20-35% школьников имеют хроническую патологию, 27% болезней – биологически обусловлены, а 43% болезней являются следствием пагубного образа жизни[ 5, с.56 ].

Решение проблемы носит комплексный характер, требующий привлечения специалистов разных научных направлений, в том числе и специалистов по оздоровительной физической культуре, в частности – по фитнесу.

Одним из путей решения этой проблемы может являться внедрение различных направлений фитнеса в систему школьного физкультурного образования, что будет способствовать обновлению занятий по физической культуре школьников.

Развиваясь и совершенствуясь, направления фитнеса охватывают различные формы двигательной активности, при этом он может удовлетворять потребности самых различных социальных групп населения в выборе оздоровительных занятий, содействуя повышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора за счёт большого количества фрагментов искусства в занятиях фитнесом (классических, народных, современных танцев и музыкальных произведений в различных стилях и т.д.), возможности выбора фитнес-программ, ориентированных как на культурные традиции Запада, так и Востока[ 5, с.60 ].

Направление детского фитнеса появилось сравнительно недавно, но его популярность стремительно растёт как за рубежом, так и у нас в стране и представляет интерес для специалистов по физической культуре, несмотря на то, что пока ещё он не имеет достаточно строгого научного обоснования.

Анализ данных научно-методической литературы определил, что занятия детским фитнесом призваны удовлетворить потребность детей в физической активности и способствовать их оздоровлению, повышению интереса к ним, приобщению к здоровому образу жизни. Это достигается за счёт использования разнообразных фитнес-технологий, современного инвентаря и оборудования, музыкального сопровождения и др., а также возможностей выбора тех или иных видов занятий.

Широкая пропаганда фитнеса в средствах массовой информации служит дополнительным и существенным аргументом в пользу выбора детьми занятий им. Их интерес также обусловлен и тем, что фитнес-программы общедоступны, высокоэффективны и эмоциональны [ 3, с.104 ].

Доступность занятий детским фитнесом определяется, прежде всего, тем, что их содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и, в большинстве случаев, не требуется специального дорогостоящего оборудования (исключение составляют упражнения на тренажерах, степах, фитболах).

Их эффективность заключается в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма ребёнка, развитие двигательных способностей и профилактику различных заболеваний.

Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением, создающим положительный психологический настрой, танцевальной и игровой направленностью детского фитнеса, но и стремлением согласовывать свои движения с движениями партнёров в группе, возможностью демонстрировать хорошо отработанные движения, получением удовлетворённости от занятий, что также эмоционально вдохновляет занимающихся и повышает интерес к ним.

Интерес к фитнесу и разновидностям его направлений не случаен. Занимающимся предоставляются большие возможности заниматься в соответствии с их потребностями и интересами, проявлять свою индивидуальность, самобытность. Это обуславливается также свободой выбора направлений фитнеса и добровольностью участия, доступностью для самого широкого круга занимающихся (независимо от пола, возраста, состояния здоровья) и современным взглядом на занятия физической культурой [ 3, с.105 ].

Детский фитнес включает большое разнообразие оздоровительных комплексных программ. Приоритет оздоровительно-профилактической направленности программ детского фитнеса определяются обилием проблем с состоянием здоровья у детей и подростков. Их основу составляет использование физических нагрузок с целью оздоровления, физического развития, повышения физической подготовленности и раскрытия внутреннего потенциала ребёнка как личности, как сторонника здорового образа жизни. Демонстрация развития двигательных умений и навыков занимающихся реализуется через показательные выступления, конкурсы, фестивали и шоу.

Программы по детскому фитнесу и его технологии в последние годы применяются в учреждениях общего (дошкольного и школьного), дополнительного образования, фитнес-центрах и в специальных коррекционных учреждениях. Комплексы упражнений из разных направлений детского фитнеса можно включать в школе как во внеклассную работу (кружки, секции, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня, в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях), так и в основную форму учебно-воспитательной работы – урок.

Программы с применением различных направлений фитнеса и его технологий (включающих средства ритмопластики, стретчинга, фитбол-аэробики, танцевально-игровой гимнастики, лечебно-профилактического танца), которые пользуются большой популярностью среди детей школьного возраста, могут способствовать:

  • приобщению школьников к систематическим занятиям физической культурой и повышению интереса к ним;

  • улучшению состояния их здоровья, профилактике различных заболеваний (зрения, осанки, плоскостопия, двигательной активности);

  • повышению уровня физической подготовленности занимающихся и эффективному развитию двигательных способностей.

Всё это даст возможность теоретического обоснования программы для внедрения её в учебный процесс школьников в виде третьего урока физкультуры с оздоровительной направленностью.

Занятия фитнесом для детей разного возраста могут эффективно способствовать их оздоровлению, привлечению к занятиям физической культурой, повышению к ним интереса. Они содействуют формированию двигательной культуры: культуры тела, культуры движений, культуры телесного здоровья, разумной организации досуга, развлечения, самосовершенствования, ведения здорового образа жизни.

Используя в полной мере оздоровительный потенциал фитнеса в профилактике различных заболеваний, гиподинамии, общество получит наименее затратный и наиболее эффективный способ оздоровления детей школьного возраста [ 3, с.109 ].

Таким образом, детский фитнес можно рассматривать как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности на добровольной основе, исходя из интересов занимающихся, с целью достижения оптимального физического состояния, повышения физических кондиций, профилактики заболеваний, укрепления состояния здоровья и приобщения к здоровому образу жизни детей и подростков.

По данным опроса школьников старших классов г.Санкт-Петербурга (более 2000) было выявлено, что наиболее популярными являются фитнес-технологии, основанные на оздоровительных видах гимнастики (ритмической, атлетической, восточных оздоровительных видов), аэробики, шейпинга, калланетики, стретчинга и др. Появившиеся сравнительно недавно такие направления фитнеса как фитбол-аэробика, степ-аэробика, йога-аэробика и др., также пользуются популярностью среди учащихся. 88,9% респондентов отметили, что уроки физической культуры будут более интересными, если в них включать современные направления фитнеса. Согласно опросу учащихся, фитнес-технологии занимают второе место по популярности среди секционных занятий в школе (после спортивных игр).

В результате проведённого опроса учителей физической культуры г.Санкт-Петербурга (153 человека) было определено, что 61% респондентов применяют технологии фитнеса как в уроках физической культуры, так и во внеклассной работе. Респонденты отмечают, что учащиеся с большим интересом занимаются разными направлениями фитнеса, однако для большей результативности, педагогам не хватает знаний по теории и методике внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс. 88% специалистов считают, что в современных условиях модернизации образования подготовка и переподготовка специалистов по оздоровительным видам физической культуры и фитнесу является актуальной, а внедрение фитнес-технологий в уроки физической культуры в школе – просто необходимы [ 1, с.126 ].

В связи с этим в некоторых учебных заведениях, в частности на факультете «Физической культуры и спорта» Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена, для учителей физической культуры проводятся курсы повышения квалификации «Фитнес-технологии в физкультурном образовании школьников».

Проведённый анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, опрос, позволили экспериментально обосновать эффективность внедрения фитнес-технологий и программ в физкультурное образование школьников. Разработка новых фитнес-технологий включает наиболее эффективные, как зарубежные, так и отечественные достижения в области оздоровительной физической культуры, что позволяет их использовать с определённой целью в различных типах и видах образовательных учреждений, в том числе, специализированных коррекционных, а также в фитнес-центрах.


Литература:

  1. Актуальные проблемы развития фитнеса в России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. – 260с.

  2. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002.-384с.

  3. Сайкина Е.Г. Стратегическая роль фитнеса в модернизации физкультурного образования школьников: Монография. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. – 297с.

  4. Сайкина Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях: Монография. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 301с.

  5. Фитнес в модернизации физкультурного образования и его роль в оздоровлении населения России: Сборник материалов международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Г.Н.Пономарёва, Е.Г.Сайкиной. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2010. – 292с.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, детский фитнес, состояние здоровья, направление фитнеса, интерес, здоровый образ жизни, занятие, музыкальное сопровождение, двигательная активность, внеклассная работа.

Похожие статьи

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Ключевые слова:физическая культура, федеральный закон, физическое воспитание, учебные заведения, двигательная активность, здоровье, здоровый образ жизни, высшая школа, студенты, формирование.

Использование музыкального сопровождения в занятиях...

физическая культура, музыкальное сопровождение, занятие, упражнение, силовая выносливость, физическое воспитание, двигательная активность, музыкальная композиция, ритмическая гимнастика...

Мир фитнеса — мир здоровья (из опыта работы)

детский фитнес, здоровый образ жизни, двигательная активность, опорно-двигательный аппарат, ребенок, чувство ответственности, сопротивляемость организма, координация движений, гармоничное физическое развитие...

Повышение качества занятий по физической культуре в вузе...

музыкальное сопровождение, физическая культура, музыка, физическая активность, темп, упражнение, Спарта, основная часть, занятие, музыкальная стимуляция. Влияние музыкального воспитания на физическое развитие...

Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, как средство...

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт. Сегодня, в век технического прогресса, когда снижается уровень здоровья населения при большой технической нагрузке и недостаточной двигательной активности...

Особенности двигательной активности женщин на занятиях...

физическая культура, музыкальное сопровождение, занятие, упражнение, силовая выносливость, физическое воспитание, двигательная активность, музыкальная композиция, ритмическая гимнастика, комплекс...

Роль музыкального сопровождения во время физической...

физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие, двигательная активность, детский сад.

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа...

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт. Сегодня, в век технического прогресса, когда снижается уровень здоровья населения при большой технической нагрузке и недостаточной двигательной активности...

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Ключевые слова:физическая культура, федеральный закон, физическое воспитание, учебные заведения, двигательная активность, здоровье, здоровый образ жизни, высшая школа, студенты, формирование.

Использование музыкального сопровождения в занятиях...

физическая культура, музыкальное сопровождение, занятие, упражнение, силовая выносливость, физическое воспитание, двигательная активность, музыкальная композиция, ритмическая гимнастика...

Мир фитнеса — мир здоровья (из опыта работы)

детский фитнес, здоровый образ жизни, двигательная активность, опорно-двигательный аппарат, ребенок, чувство ответственности, сопротивляемость организма, координация движений, гармоничное физическое развитие...

Повышение качества занятий по физической культуре в вузе...

музыкальное сопровождение, физическая культура, музыка, физическая активность, темп, упражнение, Спарта, основная часть, занятие, музыкальная стимуляция. Влияние музыкального воспитания на физическое развитие...

Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, как средство...

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт. Сегодня, в век технического прогресса, когда снижается уровень здоровья населения при большой технической нагрузке и недостаточной двигательной активности...

Особенности двигательной активности женщин на занятиях...

физическая культура, музыкальное сопровождение, занятие, упражнение, силовая выносливость, физическое воспитание, двигательная активность, музыкальная композиция, ритмическая гимнастика, комплекс...

Роль музыкального сопровождения во время физической...

физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие, двигательная активность, детский сад.

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа...

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт. Сегодня, в век технического прогресса, когда снижается уровень здоровья населения при большой технической нагрузке и недостаточной двигательной активности...

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Задать вопрос