Муниципальная политика в сфере физической культуры: организационные и правовые основы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 21.07.2015

Статья просмотрена: 2790 раз

Библиографическое описание:

Антонов, М. В. Муниципальная политика в сфере физической культуры: организационные и правовые основы / М. В. Антонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 631-635. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21293/ (дата обращения: 11.12.2024).

Физическая культура — составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

В статье 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» названы основные принципы государственной политики в сфере физической культуры: непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; учет интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры, признание ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям данного Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку; создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, Олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в сфере физической культуры, а также предприятий спортивной промышленности.

Сегодня проводимая государством политика в сфере физической культуры не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом.

Возможности и потенциал массового спорта и спорта высших достижений не используется в полной мере.

Изучив опыт управления государственным образовательным бюджетным учреждением дополнительного образования детей детско-юношеской школы города Санкт-Петербурга, можно выделить 3 больших блока проблем, в которых раскрыть еще ряд вопросов.

1-ый блок — экономический, в котором ключевыми словами выступают «Проси больше, всё ровно дадут меньше».

Планирование бюджета любого учреждения это сложный процесс, не исключение и спортивная школа. Чтобы всё предусмотреть надо скорее быть «экстрасенсом» или «пророком», которые способны заглянуть в будущее, а не опытным руководителем. Ты составляешь, разрабатываешь, готовишь и согласовываешь достаточно объемную часть документация для выделения бюджетных средств на следующий финансовый год, а в итоге цифры приходят совсем другие. И ты снова составляешь, разрабатываешь, готовишь и согласовываешь достаточно объемную часть документации, которая не розниться с выделенным финансированием. И вот здесь самое интересное! Как сделать так, чтобы никого не обидеть?

Прежде всего — зарплата всем сотрудникам, иначе работать коллектив не захочет, затем налоги, коммунальные услуги, обслуживание и т. д. А вот в конце уже дилемма, какие статьи КОСГУ в твоем бюджете наиболее важны, и начинаешь снимать. Немного со статьи закупка основных материальных ценностей, немного со статьи не основные материальные ценности или материальные запасы, со статьи расходов на проезд, питание и проживание спортсменов и тренеров-преподавателей, участвующие в спортивных мероприятиях т. д. И вот он «СИКВИСТИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ»!

2-ой блок — социальный: ключевыми словами этого блока становятся: «Не будет результата, не будет средств».

В сфере физической культуры и спорта наиболее важным является: результативность учащихся и массовость занимающихся.

Когда есть результат и достижения на различных спортивных мероприятиях спортсменов твоей спортивной школы, постоянный контингент занимающихся и творческий подход, тогда к тебе, как говориться поворачиваются лицом и идут на встречу в реализации намеченных планов.

В настоящее время, наши ученые: профессора экономических наук, кандидаты педагогических наук говорят о коммерциализации услуг в спортивно-досуговой сфере, результатом которой является, например, то, что 80 % российских школьников сегодня не знают, чем заняться после уроков, поскольку у их родителей нет средств на оплату кружков и секций. Такая ситуация опасна социально, нравственно, а также сказывается на здоровье подрастающего поколения. Говорят, что сегодня также происходит сокращение сети учреждений спортивно-досуговой сферы, уменьшение количества клубов и организаций, занимающихся любительскими видами спорта на безвозмездной основе.

Я же могу утверждать о ситуации изнутри.

На самом деле, коммерциализация услуг действительно развивается, но говорить о том, что это навязчивая идея, без которой невозможно существовать не приходиться.

В любой спортивной школе работают отделения на безвозмездной основе, то есть сотрудники получают за проведение учебно-тренировочных занятий зарплату.

Любой желающий, который пройдет контрольные испытания для зачисления в спортивную школу, не имеющий медицинского отвода и противопоказаний для занятий, подходящий под требования к зачислению свободно может приступать к занятиям тем или иным видом спорта. Это конечно сужает круг возможностей бесплатно попасть в спортивную школу, но тогда и результата не будет. Остальные, желающие заниматься спортом, но не прошедшие контрольные нормативы и требования к зачислению могут записаться в платные группы, если таковые имеются в спортивной школе. Исключения остаются для лиц с ограниченными возможностями (инвалиды), сирот, многодетных семей, беженцев и т. д. Исключения заключаются в отношении оплаты услуг, а именно: возможность частичной оплаты, скидки и безвозмездно.

-        отсутствие законодательной базы любительского массового спорта;

Действительно, в настоящее время остаётся факт отсутствия законодательной базы любительского массового спорта или частичного её присутствия. На примере города Санкт-Петербурга мы наблюдаем создание большого количества школьных спортивных клубов. Спортивные клубы открываются в государственных бюджетных образовательных учреждениях ежегодно и в большом количестве, а вот надо ли это количество в действительности остаётся под вопросом. Подумайте сами…

При открытии в общеобразовательной школе очередного спортивного клуба даёт законную возможность администрации этой школы отказать в безвозмездном пользовании спортивными объектами тренерам-преподавателям из районных спортивных школ, аргументируя тем, что времени свободного нет. Тем более что не так давно законным образом ввели третий урок физкультуры. И всё! Двери образовательных школ для дополнительного размещения и проведения учебно-тренировочных занятий спортсменам закрыты.

Пока судить плохо это или хорошо рано. Статистика покажет. Клубы набирают обороты, а результаты надо будет обсуждать позже. В любом случае, можно говорить о тенденции развития массового спорта, да только не стоит забывать о спорте высших достижений, благодаря которому наши спортсмены побеждают на Олимпиадах, в чемпионатах Мира, Европы и т. д.

-        недостаточная привлекательность для населения предлагаемых форм досуга;

На самом деле, и с этой проблемой можно бороться. Только начинать надо с самого начала, как только появилась информация об открытии того или иного, в основном олимпийского вида, отделения, уже в этот момент руководителю необходимо проанализировать необходимость такого открытия. А необходимость может исходить из потребности населения к занятиям тем видом спорта, который планируют открывать. Кажется, что сложно, но такой анализ нужен и тогда не попадёшь в ситуацию, когда открывают новое спортивное отделение по зимним видам спорта в том районе, где нет возможности им заниматься, и в том городе, где снега бывает мало или совсем нет.

Для решения указанной проблемой руководителю учреждения необходимо быть не просто педагогом, а ещё и разбираться в маркетинге. Надо исследовать рынок услуг, привлекательность и потребность и уже, исходя из результатов исследования принимать, решение об открытии новой, желательно востребованной услуги.

-        необходимость улучшения инфраструктуры городских дворов, с целью вовлечения в спортивную деятельность слоев населения с невысоким достатком;

В настоящее время существует долгосрочная целевая программа Санкт-Петербурга «Программа развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2015–2020 годы», в которой предусмотрено финансирование на ремонт и оснащение внутридворовых площадок в различных районах города Санкт-Петербурга. Также статья расходов по благоустройству территорий районов предусмотрена в бюджете муниципальных образований города.

Широко развивается направление работы инструкторов районных центров физической культуры и спорта с пожилыми людьми. Очень большую популярность в этом направлении отдано такому виду спорта, как скандинавская ходьба.

Остаётся конечно проблема финансирования затрат, связанных с ремонтом и оснащением уличных спортивных площадок, но говорить о том, что в этом направлении государственная власть не уделяет внимание не приходится.

-        текучесть недостаточность кадров в учреждениях спортивно-досуговой сферы;

В этом вопросе снова ключевая роль лежит на плечах руководителя учреждения. Ведь именно он отвечает за внутреннюю обстановку в коллективе. Только он может сдерживать и локализовать очаги социального напряжения. И если руководителю коллектив доверяет, то текучести кадров практически не бывает, ну разве что по выслуге лет. В таком коллективе единственным раздражителем внутреннего спокойствия могут быть только непонятные, нелогичные и не обоснованные бюрократические решения «вышестоящего административного аппарата».

-        увеличение среднего возраста преподавателей спортивно-досуговой сферы;

Иначе пока никак! Администрация учреждения во главе с руководителем не имеет потенциальных финансовых ресурсов и возможностей для значительной поддержки молодых кадров. Собственного административного ресурса не всегда хватает для развития молодого специалиста, хотя и здесь есть положительные моменты. Одно из последних новшеств это внедрение «дорожных карт» или так называемый «план мероприятий» по совершенствованию системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях. Хотя и не все ещё ориентируются в понятии «дорожная карта», это уже работает и заработная плата тренеров-преподавателей стремиться к среднему значению. Так вот что же такое «дорожная карта»?

Дорожная карта — это наглядное представление пошагового сценария развития определенного объекта — отдельного продукта, класса продуктов, некоторой технологии, группы смежных технологий, бизнеса, компании, объединяющей несколько бизнес-единиц, целой отрасли, индустрии и даже плана достижения политических, социальных и т. т. целей, например, урегулирования международных конфликтов и борьбы с особо опасными заболеваниями.

Иногда дорожное картирование используется как синоним бизнес-планирования либо Форсайта. Тогда как Форсайт представляет собой методику долгосрочного прогнозирования научно технологического и социального развития, основанной на опросе экспертов. Пока сложно судить работает это или нет. Надо ждать, анализировать и разбираться.

Ещё для поддержки молодых специалистов существуют «финансовые и материальные стимуляторы», которые выражаются в возможности учреждения доплачивать молодым сотрудникам стимулирующие надбавки за проезд, единовременная социальная помощь. На самом деле, многое зависит и от самого тренера-преподавателя. Если есть желание работать и добиваться результата, то и руководитель учреждения всегда сможет отметить инициативного работника.

К сожалению, высококвалифицированных кадров в городе Санкт-Петербурге осталось не так уж и много, поэтому руководители учреждений не преследуют целей избавляться от пенсионеров. Иначе, некому будет передавать накопленные знания и опыт.

3-ий блок «политический»

-        ненадлежащее состояние спортивных залов и бассейнов в школьных зданиях, учреждениях дополнительного образования;

Здесь можно поспорить. В глубинках да, в Санкт-Петербурге скорее уже нет.

Анализируя расходы, выделенные на капитальный ремонт учреждений физкультурной направленности различных районов Санкт-Петербурга до 2014 года включительно, можно сказать, что не всё так плохо как кажется. Есть, конечно, свои нюансы, как во всех других районах, но, в общем, учреждения отремонтированы и в них приятно не только заниматься спортом, а ещё и просто ожидать спортсменов внутри помещений или быть зрителем на соревнованиях. И всё это может происходить и дальше и быстрее, если Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» всё таки будет работать. И не будет этой ненужной «указки» сверху как должно быть!

-        отсутствие целенаправленной системной пропаганды физической культуры, здорового образа жизни и информирования о возможностях ведения здорового образа жизни в средствах массовой информации;

Здесь не поспоришь.

В настоящее время очень сложно конкурировать с коммерческими структурами в области рекламирования и информирования услуг вашего государственного бюджетного учреждения. Добиться безвозмездной рекламы практически не возможно. Приходится делать это своими силами.

-        отсутствие единства действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, финансово-промышленных объединений, компаний, коммерческих структур, ученых и специалистов в вопросах формирования здорового образа жизни детей и молодежи;

Какое может единство, если главное — это пропаганда здорового образа жизни, путём предоставления информации через средства массовой информации. Вот где главный источник единства целей, с помощью которого можно переворот совершить, если правильно им управлять.

-        отсутствие системы финансовой и материальной государственной поддержки некоммерческих организаций, занимающихся развитием спортивно-досугового направления;

Почему отсутствие? Есть присутствие, только оно недостаточное. А чтобы было достаточное надо прекратить секвестирование бюджета, тем более что умные люди утверждают, что в этом нет необходимости, так как «финансовая подушка» и резервы бюджета РФ достаточно велики.

Инициатив от органов исполнительной власти и, правда, практически нет! Остаётся только самим быть исключительно инициативными и как не странно за свой счёт. Причем инициатива во многом часто исходит от руководителя учреждения, в котором работают те самые тренеры-преподаватели, педагоги дополнительного образования, учителя физической культуры и тренеры по месту жительства. Если своих коллег не убеждать, что это надо, прежде всего им, а администрация учреждения, в котором они работают, сделает всё возможное, чтобы инициативы по повышению квалификации, переподготовке или просто дополнительному обучению не нарушали финансовой стабильности сотрудников, то и высококвалифицированных кадров будет становиться всё больше.

-        недостаточная работа по закреплению законодательно эффективных экономических мер, утверждающих в обществе культ здорового тела, здорового духа, здоровых традиций и здоровой жизни.

Скорее всего, пока наши власти будут строить спортивные объекты, а потом передавать их в управление людям, далеким от спорта и физической культуры, не владеющих вопросами менеджмента и хозяйственной деятельности, то так и будет продолжаться рост коррупции (ведь всё на этом построено) и развал спорта высших достижений. И даже не важно инвестиционный это проект, коммерческий или государственный. Для многих давно уже не секрет, как некоторые руководители назначаются на должность, вернее по какому признаку, хотя поверьте не всегда.

Одной из главных задач в деле развития массового спорта и организации здорового досуга населения, особенно детей, инвалидов, пенсионеров в современной России должно стать обеспечение территориальной и ценовой доступности учреждений спортивно-досуговой сферы. Особая роль в развитии физической культуры должна принадлежать муниципальным органам власти, как наиболее близкому к населению управленческому уровню. Именно, на муниципальном уровне, что, кстати, указано в ФЗ № 131 [6], должна разрабатываться и реализовываться первичная политика в данной сфере.

Таким образом, необходима разработка и реализация муниципальной политики в сфере физической культуры, под которой понимается деятельность властей направленная на создание условий для осуществления активного сохранения здоровья и отдыха населения путем занятий физической культурой и спортом на местном уровне. В управленческом аспекте муниципальная политика в сфере физической культуры — это комплекс мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления, направленных на создание правовых, экономических и организационно-управленческих условий обеспечивающих удовлетворение потребностей различных категорий и групп населения в физкультурно-спортивной деятельности, с учетом традиций, обычаев и экономического положения.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального поселения (ст. 14), муниципального района (ст. 15) и городского округа (ст. 16). Данное положение также закреплено в ст. 9 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ», в целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований.

 

Литература:

 

1.      Конституция РФ от 12.12.1993 г.

2.      Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

3.      Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

4.      Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ.

5.      Резолюция общественных слушаний на тему: «Проблемы развития массового спорта и организации здорового досуга детей и молодежи и пути их решения».

6.      Федеральный Закон № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

7.      Горшков В. Е. Какузин В. А., Починкин А. В. Управление физической культурой и спортом в современных условиях: учебное пособие. — Малаховка: МОГИФК, 2003.

8.      Дитятковский М. Ю. К вопросу о понятии осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий // Конституционное и муниципальное право. — 2008. — № 2. — С. 29–31.

9.      Галкин В. В. Экономика физической культуры. — Воронеж: Изд-во Московской Академии экономики и права, 2000.

10.  Зотов В. Б. Система муниципального управления. — СПб.: Питер, 2008. — С. 248.

11.  Соколов А. С. О муниципальной спортивной политике [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.infosport.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, спортивная школа, массовый спорт, Санкт-Петербург, спорт, вид спорта, здоровый образ жизни, муниципальный район, руководитель учреждения, самое дело.


Похожие статьи

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: проблемы правового регулирования

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы реализации на примере Республики Дагестан

Взаимодействие элементов образовательной системы: финансовый и управленческий аспект

Государственное управление в сфере санаторно-курортного обеспечения детей: характеристика общественных отношений

Проблемы управления средним профессиональным образованием в Республике Бурятия и пути их решения

Природоохранная деятельность в Российской Федерации: стимулы развития

Дистанционные технологии в деятельности детского сада: опыт и перспективы использования

Рыночные отношения вузов в условиях социально-экономического развития региона

Похожие статьи

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: проблемы правового регулирования

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа

Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы реализации на примере Республики Дагестан

Взаимодействие элементов образовательной системы: финансовый и управленческий аспект

Государственное управление в сфере санаторно-курортного обеспечения детей: характеристика общественных отношений

Проблемы управления средним профессиональным образованием в Республике Бурятия и пути их решения

Природоохранная деятельность в Российской Федерации: стимулы развития

Дистанционные технологии в деятельности детского сада: опыт и перспективы использования

Рыночные отношения вузов в условиях социально-экономического развития региона

Задать вопрос