Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача современного общества | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Киселева К. Г., Жиженина Л. М. Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача современного общества // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4.1. — С. 74-75. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2901/ (дата обращения: 19.10.2018).



В статье рассматриваются понятия здоровья и формирования здорового образа жизни у учащихся.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, здоровый образ жизни.

В настоящее время проблемы, связанные со здоровьем, имеют массовый характер и охватывают людей разных возрастов, учащейся молодежи в том числе. В этой связи одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы является сохранение здоровья учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования (ОО), подчеркивает, что «современная школа должна формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью, устойчивое представление о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни» [4].

В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [3]. Понятие «здоровье индивидуума» нельзя определить с достаточной точностью, т.к. оно связано с большой широтой колебаний важнейших показателей жизнедеятельности человека, с состоянием приспособительных возможностей организма.

Поэтому состояние здоровья учащихся в последние годы стало предметом исследования многих современных педагогов. За последние несколько лет были разработаны и реализованы многочисленные программы по различным аспектам здоровьесбережения [1-2, 5].

Так программа авторского коллектива Шешериной Г. А. представляет собой программу по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [5].

Программа авторского коллектива под руководством Мачульской Т. Б. представляет собой программу для детей с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на формирование знаний о здоровом образе жизни, профилактику вредных привычек, воспитание культуры здоровья и «развитие плюс подвижность». Одной из важнейших задач данной программы является воспитание обучающихся, обеспечение их необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье [2].

Программма Катович Н. К. и Ковалевой В. Н. «Культура здорового образа жизни» разработана для учащихся 9-10 классов. Она формирует ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других людей, знания, умения и навыки в области здоровья, побуждает учащихся к самопознанию и самосовершенствованию [1].

Проведенный нами анализ содержания данных программ показал, что они формируют достаточно поверхностное понимание понятия «здоровый образ жизни», глубоко не раскрывают механизмы формирования установок здоровьесбережения в учебной и повседневной жизни учащихся. В этой связи нами в рамках исследования на тему «Организация здоровьесберегающей деятельности средствами учебного предмета «Биология» общеобразовательной школы» предпринята попытка углубленного изучения факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся, механизмов здоровьесбережения с точки зрения изучения различных разделов школьного курса «Биология» основной школы.

Анализ программ здоровьесбережения выявил преобладающую теоретическую направленность их содержания. В программах отсутствует перечень лабораторных, практических работ, демонстрационных опытов, самонаблюдений, что, на наш взгляд, в современных условиях реализации компетентностного подхода к школьному образованию, неприемлемо. Поэтому мы в настоящее время рассматриваем возможности включения в нашу авторскую программу курса значительного количества разнообразных форм практикоориентированной деятельности, базирующейся н6а знании практически всех разделов школьной биологии основной школы. В качестве примера приведем темы отдельных лабораторных и практических работ: «Изучение санационных свойств растений кабинета биологии», «Изучение запыленности воздуха кабинета биологии», «Изучение вентиляционного режима домашней спальни», «Изучение показателей электромагнитного излучения бытовой техники на домашней кухне», «Изучение экономических показателей домашней квартиры с точки зрения здоровьесбережения» и др.

Также мы предлагаем разнообразную тематику опытов, самонаблюдений, связанных с изучением состояния собственного здоровья обучаемых. Это такие темы, как: «Изучение сезонности собственных респираторных заболеваний», «Изучение качества обуви с точки зрения здоровьесбережения», «Изучение постельных принадлежностей с точки зрения сохранения и укрепления собственного здоровья», «Анализ собственного гардероба с точки зрения здоровьесбережения», «Анализ собственных вредных привычек», «Изучение собственного рациона питания в разные сезоны», «Изучение наиболее часто употребляемых напитков с точки зрения здоровьесбережения», «Определение энергетической ценности продукции фаст-фуда» и др.

Мы считаем, что разрабатываемая нами программа поможет устранить существующие «пробелы» в деятельностной составляющей процесса формирования здорового образа жизни, в большей степени мотивировать учащихся на ведение здорового образа жизни, более отчетливо показать практикоориентированный характер содержания школьного курса биологии и в итоге изменить отношение учеников и к изучению данного предмета и собственному здоровью.

Литература:

  1. Культура здорового образа жизни. Программа факультативных занятий для 9(10) классов: [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://school20.goroo-orsha.by/index.php?Itemid=186&catid=24:2011-01-31-07-23-32&id=286:-ixx-2010-l-&option=com_content&view=article (дата обращения 12.11.2017)
  2. Программа формирования здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья «Азбука здоровья»: [Электронный ресурс]. – Адрес доступа:http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/621056/ (дата обращения 12.11.2017)
  3. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения: [Электронный ресурс]. – Адрес доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 901977493 (дата обращения 14.10.2017).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413).
  5. Шешерина Г. А. Формирование ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС НОО в образовательном учреждении: Методические рекомендации / Г. А. Шешерина., Н. К. Солопова, И. В. Кожевникова и др. – Тамбов: ТОИПКРО, 2012. – 94 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, собственное здоровье, программа, изучение, состояние здоровья учащихся, основная школа, общее образование, авторский коллектив, учащийся.

Похожие статьи

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Здоровье школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

О неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут в последнее время много. И к этому имеются все основания. Лишь около 10 % учащихся могут считаться здоровыми, более половины школьников страдают различными хроническими заболеваниями.

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.

Формирование культуры здоровья учащихся школ

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

История улицы Тентюковской в городе Сыктывкаре

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, собственное здоровье, программа, изучение, состояние здоровья учащихся, основная школа, общее образование, авторский коллектив, учащийся.

здоровый образ жизни, здоровье, собственное здоровье...

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача... здоровый образ жизни, здоровье, собственное здоровье, программа, изучение, состояние здоровья учащихся, основная школа, общее образование, авторский коллектив, учащийся.

Программа формирования экологической культуры, здорового...

 оценка эффективности реализации программы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ТНР на уровне начального общего образования разработана с учётом требований следующих нормативных документов

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня.

Компетентность в области здоровьесбережения...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, учебный процесс, школа, современная школа, учебно-воспитательный процесс, укрепление здоровья школьников, формирование здоровья учащихся, здоровье, учреждение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Здоровье школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

О неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут в последнее время много. И к этому имеются все основания. Лишь около 10 % учащихся могут считаться здоровыми, более половины школьников страдают различными хроническими заболеваниями.

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.

Формирование культуры здоровья учащихся школ

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

История улицы Тентюковской в городе Сыктывкаре

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, собственное здоровье, программа, изучение, состояние здоровья учащихся, основная школа, общее образование, авторский коллектив, учащийся.

здоровый образ жизни, здоровье, собственное здоровье...

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача... здоровый образ жизни, здоровье, собственное здоровье, программа, изучение, состояние здоровья учащихся, основная школа, общее образование, авторский коллектив, учащийся.

Программа формирования экологической культуры, здорового...

 оценка эффективности реализации программы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ТНР на уровне начального общего образования разработана с учётом требований следующих нормативных документов

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня.

Компетентность в области здоровьесбережения...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, учебный процесс, школа, современная школа, учебно-воспитательный процесс, укрепление здоровья школьников, формирование здоровья учащихся, здоровье, учреждение.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос