Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Киселёва, Н. А. Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса / Н. А. Киселёва, Л. Н. Никольская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.1 (145.1). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40644/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая форма сетевого взаимодействия как здоровьесберегающая технология «Практические уроки здоровья как технология организации образовательного процесса». На примере конкретной формы работы раскрыт процесс формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.

Ключевые слова: образовательная область, сетевое сотрудничество, практические уроки здоровья, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая технология.

В современном обществе на человека ежедневно действуют большое количество вредных факторов, ухудшающих здоровье, как взрослого, так и детского населения, и приводящих к возникновению различных заболеваний. Сохранение и укрепление здоровья становится важной проблемой современного общества. Ведь всем известно, что предупредить заболевание намного легче, чем его лечить. В Российской Федерации существует перечень нормативных документов, регламентирующих профилактическую деятельность. А использование современных инновационных технологий способствует достижению результатов профилактических мероприятий на практике в короткие сроки.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с учебными заведениями медицинской направленности решает не только вопросы сетевого взаимодействия, но и способствуют внедрению и применению в работедошкольных инновационных здоровьесберегающих технологий.Основной целью таких технологий является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Сотрудники детского сада видят значимость этой работы, так как здоровые дошкольники сегодня – это здоровые активные граждане города Волжского и страны в будущем. Поэтому дошкольные работники постоянно изучают современные инновационные и интерактивные здоровьесберегательные формы и технологии работы посредством сетевого взаимодействия.

Организация сетевого взаимодействия ДОУ с социальными организациями по проблеме здоровьесбережения детей дошкольного возраста предусматривает следующие задачи сотрудничества:

1.Координация деятельности, совместное планирование профилактических и оздоровительных мероприятий.

2. Модераторское сопровождение и консультативная помощь педагогам по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста.

3. Медицинское обследование состояния здоровья и физического развития воспитанников ДОУ.

4. Профилактическая работа с родителями.

Реализацию данных задач предусматривает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в содержании образовательной области «Физическое развитие». Одной из главных задач области «Физическое развитие». является формирование у старших дошкольников становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) Огромную роль в практической работе по решению поставленных задач играют инновационные технологии работы с дошкольниками.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 г. Волжского Волгоградской области функционирует с 1965 года. В течение всего периода работы педагогический коллектив в своей деятельности использует инновационные здоровьесберегающие технологии:

– с 1974 г. по 2000 г. – методика лечебной педагогики детских санаторных учреждений г. Ленинграда (создание благоприятного микроклимата для каждого ребенка, обусловленного постоянным движением детей; эстето- и музыкотерапия; дозированный туризм);

– с 2000г. по 2010г. – проектная деятельность по здоровому образу жизни;

– с 2010 г. – волонтерская деятельность (детская агитбригада «Журавлята»).

Более 7 лет муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 «Журавушка» г. Волжского Волгоградской области» сотрудничает с Волжским филиалом ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж».

С целью реализации социального заказа государства на воспитание у подрастающего поколения неприятия вредных привычек и привитие желания следовать нормам здорового образа жизни и на основе государственной программы «Здоровье нации», была разработана здоровьесберегающая технология «Практический урок здоровья», которая сталарезультатом. сетевого взаимодействия дошкольного учреждения с учреждением среднего профессионального образования здравоохранения.

Данная технология направлена на:

1. Формирование у детей в соответствии с возрастом знаний о здоровом образе жизни, путях формирования ЗОЖ и его составных частях (режим, питание, отдых, занятия физкультурой и спортом) как жизненной ценности человека.

2. Профилактику вредных привычек и асоциального поведения в сообществе детей и взрослых через моделирование опасных жизненных ситуаций для ребенка в социуме и показ альтернативного поведения детей в данных ситуациях (вредные привычки).

3. Популяризацию в детской среде занятий физкультурой (в условиях семья и социального окружения) и спортом (в специально организованных спортивных секциях в городской инфраструктуре).

В МДОУ д/с № 38 с 2011г здоровьесберегающая технология «Практические уроки здоровья ««Журавлята учиться быть здоровыми» используется как форма организации образовательного процесса посредством проведения познавательных занятий с элементами мастер-класса студентами медицинского колледжа.

В рамках повышения качества подготовки медицинских специалистов в соответствии с требованиями ФГОС, студенты должны освоить соответствующие профессиональные компетенции:

1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

При освоении профессионального модуля «Проведение профилактических мероприятий» по специальности «Сестринское дело», обучающиеся должны:

– иметь практический опытпроведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода и уметь обучать население принципам здорового образа жизни;

– проводить оздоровительные и профилактические мероприятия и консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики по вопросам рационального и диетического питания;

– организовывать мероприятия по проведению диспансеризации и знатьсовременные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья и основы иммунопрофилактики различных групп населения при проведении диспансеризации населения и работе «Школ здоровья».

Поэтому, практические выступления будущих медиков перед воспитанниками дошкольных учреждений способствуют повышению профессиональных компетенций. Так как, основная работа медсестры заключается в проведении профилактических мероприятиях с населением, поэтому «Практические уроки здоровья» способствуют:

1. Формированию понимания сущности и социальной значимости своей профессиональной деятельности медицинской сестры.

2. Воспитанию конкурентоспособного и социально адаптированного специалиста.

3. Повышению информационной активности и реализация творческого потенциала студентов колледжа через использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности.

4. Развитию умения анализа рабочей ситуации, осуществление контрольной деятельности, оценка и коррекция собственной деятельности, ответственности за результаты своей работы.

Практические уроки здоровья «Журавлята учатся быть здоровыми» в МДОУ д/с № 38 проводятся студентами Волжского филиала медицинского колледжа в рамках прохождения практики в условиях дошкольного учреждения в соответствии с учебным планом и на основе договора о совместной деятельности.

Периодичность: 1 раз в месяц или событийно.

Тематика «Практических уроков здоровья» посвящена значимым датам в области здравоохранения различного уровня (Всемирным дням зрения, охраны здоровья уха и слуха, защиты детей от инфекционных заболеваний; Всероссийским, региональным и городским здоровьесберегающим акциям, пропаганде семейных традиций и ценностей и др.).

Приведем примеры тематики «Практических уроков»:

– 15.10.2013 г. Практический урок здоровья в форме мастер-класса «В стране чистых ладошек»;

– 09.12.2014 г. Практический урок здоровья в форме театрализованной беседе «Чтобы спинка была ровная и ножки быстрые»;

– 15.10.2014 г. Практический урок здоровья «Час здоровья» в рамках городского месячника «Рукопожатие гигиены»;

– 24.03.2015 г.. Практический урок здоровья «Простые правила здоровья» в рамках Всемирного дня борьбы с туберкулезом;

– 06.04.2016 г. Практический урок здоровья «Щи да каша – здоровая еда наша» в рамках Всемирного дня борьбы с диабетом.

Содержаниетематических выступлений определяется нормативно-правовыми (ФГОС ДО – образовательная область «Физическое развитие») и организационно-методическими документами (Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), а также с учетом регионального компонента и приоритетного направления деятельности (физическое развитие) дошкольного учреждения. Длительность мероприятий: 30 минут.

Формой проведения «Практических уроков здоровья» являются тематические выступления в игровой интерактивной форме с учетом возрастных характеристик дошкольников 4-7 лет, а также с активным использованием мини-театральных постановок и сценок, ИТК-технологий.

17 октября 2016 года в МДОУ д/с № 38 «Журавушка» состоялся Практический урок здоровья «Волшебное мыльце» студентов группы М-932 (1 бригада), посвященный «Всемирному дню мытья рук-2016». В ходе практического урока, в доступной форме, студенты медицинского колледжа рассказывают детям о важности событийного мероприятия. В игровой форме студенты рассказали воспитанникам о важности данной гигиенической процедуры и показали ребятам как правильно надо мыть руки. Особый интерес у детей вызвала сценка «Спор овощей», которая еще раз напомнила, о необходимости употреблять в пищу полезные продукты, чтобы быть крепкими, сильными и здоровыми. А закончилось занятие физкультминуткой, направленной на развитие ловкости и совершенствование координации движений. В подарок дошкольники получили раскраски с картинками по теме занятия.

12 декабря 2016 года в группах № 3 и 4 прошел Практический урок здоровья «Сказка о вирусятах – вредных ребятах», посвященный профилактике ОРВИ и гриппа среди дошкольников в условиях дошкольного учреждения. Учащиеся группы М-933 (2 бригада) Волжского медицинского колледжа провели с дошкольниками 4-7 лет игру на внимание «Найди такой же» с элементами арт-терапии. Детям было предложено найти у себя элементы одежды цветов продуктов питания, содержащих витамины для защиты детского организма: перец зеленого цвета, красный помидор, оранжевая морковка, белый лучок и др. Далее была показана сценка «Лисенок заболел» (анализ состояния человека при заболевании гриппом). Дети отгадывали загадки о предметах личной гигиены и занимались веселой гимнастикой (профилактика гриппа и ОРВИ). Все участники урока были награждены раскрасками на тему «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Результатом использования «Практических уроков здоровья «Журавлята учатся быть здоровыми» является формирование у дошкольников стойкой положительной мотивации на здоровый образ жизни и занятия физкультурой, спортом. Перспектива данной работы планируется заключается в распространении данной здоровьесберегающей технологии среди ДОУ города.

Таким образом, здоровьесберегающая технология «Практические уроки здоровья «Журавлята учатся быть здоровыми», как форма организации образовательного процесса,является наиболее взаимовыгодной для всех участников сетевого взаимодействия, потому что помогает приобрести практический опыт и практические навыки в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Дошкольного Образования.

Литература:

  1. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. – М.: Эксмо, 2013.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Приказы и письма министерства образования и науки РФ (ООО «ТЦ СФЕРА», Москва, 2014).
  3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СЕРВИЗ, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): Практический урок здоровья, здоровый образ жизни, сетевое взаимодействие, дошкольное учреждение, образовательная область, Детский сад, Дошкольное Образование, медицинский колледж, мероприятие, образовательный процесс.


Похожие статьи

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, родитель, семья, ребенок, формирование основ, педагогический процесс, детский сад, педагог, двигательная активность.

Использование здоровьесберегающих технологий как...

Приоритетными направлениями для детей дошкольного возраста является воспитание потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Работая с детьми дошкольного возраста необходимо использовать следующие принципы

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье. Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с национальной безопасностью государства.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

здоровый образ жизни, Детский сад, образовательный комплекс, младший школьный возраст, школа, образовательная организация, воспитание основ, единый педагогический коллектив, начальная школа, Детский...

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия...

здоровый образ жизни, детский сад, семья, ребенок, физическая культура, двигательная активность, дошкольное детство, дошкольное образование, дошкольный возраст, физическая нагрузка.

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию...

здоровый образ жизни, родитель, детский сад, физическая культура, ребенок, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, семья, семейное воспитание, воспитание детей.

Похожие статьи

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, родитель, семья, ребенок, формирование основ, педагогический процесс, детский сад, педагог, двигательная активность.

Использование здоровьесберегающих технологий как...

Приоритетными направлениями для детей дошкольного возраста является воспитание потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Работая с детьми дошкольного возраста необходимо использовать следующие принципы

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье. Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с национальной безопасностью государства.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

здоровый образ жизни, дошкольный возраст, утренняя гимнастика, игра, ребенок, детский сад, дыхательная гимнастика, оздоровительная работа, физическое воспитание, здоровье детей.

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

здоровый образ жизни, Детский сад, образовательный комплекс, младший школьный возраст, школа, образовательная организация, воспитание основ, единый педагогический коллектив, начальная школа, Детский...

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни...

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия...

здоровый образ жизни, детский сад, семья, ребенок, физическая культура, двигательная активность, дошкольное детство, дошкольное образование, дошкольный возраст, физическая нагрузка.

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию...

здоровый образ жизни, родитель, детский сад, физическая культура, ребенок, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, семья, семейное воспитание, воспитание детей.

Задать вопрос