Организация режимных моментов в группах компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зиновьева, Е. В. Организация режимных моментов в группах компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения) / Е. В. Зиновьева, Е. С. Барбье. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12515/ (дата обращения: 16.12.2024).



Рассмотрен вопрос организации режимных моментов в группах компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения) в дошкольном образовательном учреждении. Определены направления по содействию специальной организации восстановительного режима охраны зрения. Предложен вариант сценирования режимных моментов культурно-гигиенической, оздоровительно-профилактической направленности части ежедневной организации жизни и деятельности детей на основе восприимчивости дошкольников к примеру и подражанию.

Режимные моменты в младшей группе детского сада для многих детей являются тревожными. Переживание по поводу расставания с мамой в утренней час, нередко, перерастает в негативное восприятие последующего ежедневного режима. Ситуацию эмоционального напряжения в условиях группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения усиливает необходимость ежедневного сеанса аппаратного лечения, так как для успешной адаптации детей к окружающему, помимо специального обучения, применяют устройства, предназначенные для профилактики и лечения заболеваний глаз.

Планирование профилактической и лечебной деятельности — неотъемлемая часть системы здоровьесбережения в дошкольном учреждении. В свою очередь планирование воспитательно-образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности требует содействия лечебно-профилактической работе силами педагогического воздействия, которое ориентировано на интересы детей, а именно на формирование положительных качеств, привычек, предупреждение дезадаптивных проявлений.

В педагогической теории и практике известна роль подражания в развитии ребенка, а также значение примера. Известно и то, что атмосфера поучений и требований уступают формирующий силе подражания через впечатления, которые дети воспринимают из окружения.

Несомненно, что педагогическое воздействие, направленное через старших детей на младших, является эффективным приёмом воспитания. Управляемая демонстрация хорошего примера — это создание такой атмосферы в образовательно-воспитательном процессе, в которой дети проявляют подражательную активность, расширяют кругозор полезных знаний, накапливают впечатления.

Процесс воспитания соблюдения режимных требований, на наглядном примере, в педагогической практике, как нельзя лучше стимулирует развитие педагогического мастерства в стремлении к эффективному взаимодействию с детьми в преодолении ситуаций негативного восприятия ежедневного режима.

Содействовать подражательному эффекту в аудитории младших дошкольников, усилить сознательность к действиям правильным и необходимым у старших дошкольников, и таким образом превратить беспокойное детсадовское утро в момент позитивно-оздоровительный — задача, решение которой невозможно без творческого подхода.

С творческой точки зрения, в деле решения задач организации режимных моментов в младшей группе на наглядном примере, необходима помощь детей из другой возрастной группы. Имея больший опыт и привычку к выполнению ежедневных культурно-гигиенических и оздоровительно-профилактических правил, дети старшей группы способны привлечь внимание малышей и личным примером повлиять на восприятие утреннего режима как жизнерадостного и необходимого события.

Сценарий организации режимных моментов вгруппах компенсирующей направленности (для детей снарушением зрения)

Сценарий организации режимных моментов в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения следует рассматривать как творческую разработку — инструмент, поддерживающий отлаженный механизм ежедневной организации жизнедеятельности детского сада. Содержание сценария отражает культурно-гигиеническую, оздоровительно-профилактическую и воспитательную направленность части ежедневной организации жизни и деятельности детей.

Проведение мероприятия по сценарию предполагает взаимодействие воспитателя, учителя-дефектолога и мед. персонала.

Цель: Содействовать специальной организации восстановительной деятельности режима охраны зрения, здоровьесбережению и становлению культуры здоровья на основе восприимчивости детей к хорошему примеру и подражанию.

Задачи:

‒ Расширять у детей с нарушением зрения опыт участия в специально организованной восстановительной деятельности режима охраны зрения в ДОУ;

‒ Способствовать накоплению знаний в атмосфере взаимодействия детей из разных возрастных групп;

‒ Прививать ответственное отношение к выполнению режимных моментов;

‒ Увлечь детей участием в деятельности в рамках сценария организации режимных моментов в группах компенсирующей направленности (для детей с нарушением зрения).

Участники:воспитанники младшего дошкольного возраста(далее «дети младшей группы») группы для детей с нарушениями зрения, воспитанники группы старшего дошкольного возраста (далее «дети старшей группы») для детей с нарушениями зрения; воспитатели, учитель-дефектолог, медсестра «Кабинета охраны зрения».

Предварительная работа в группе для детей старшего дошкольного возраста.

  1. Беседа на тему «Будь здоров или здравствуйте!" Цель: разъяснить значение слова «здравствуйте».
  2. Беседа на тему «Что полезно, а в чём вред?" Цель: закрепить знания о полезных для здоровья действиях, таких как выполнение утренней гимнастики, соблюдение правил гигиены рук, приёма пищи, выполнение режима охраны зрения.
  3. Соревнование «Победитель тарелки с кашей». Цель: стимулировать детей к приёму необходимого объёма пищи.
  4. Разучивание стихотворных текстов (см. далее в сценарии организации режимных моментов в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения). Беседа по содержанию стихотворных текстов.

Предварительная работа в группе для детей младшего дошкольного возраста.

  1. Беседа на тему «Давайте поздороваемся». Цель: воспитывать соблюдение правила приветствия и доброжелательности.
  2. Беседа на тему «Каша манная, да дети румяные». Цель: способствовать положительному отклику детей к приёму пищи.
  3. Игра «Видим-смотрим». Цель: развивать умение удерживать в поле зрения игрушку-стимул.

Деятельность учителя-дефектолога

Деятельность детей. Старшая группа

Деятельность детей. Младшая группа

1

«Утро начинается»

В группу к малышам приходят дети из старшей группы.

Учитель-дефектолог обращается к детям:

Пожелать здоровья просто,

Только «здравствуйте», скажи-

И откликнемся мы дружно

Скажем вместе: «Здравствуйте!»

Дети приветствуют друг друга.

Дети приветствуют друг друга.

2

«Об утренней зарядке»

Учитель-дефектолог продолжает:

Кто поможет разобраться

Что здоровью не вредит?

Что на пользу, а в чем вред?

Как нам избежать сто бед?

1.Выступает ребенок:

Я ответ на Ваш вопрос знаю без запинки.

Лишь проснусь я по утру,

Чистить зубы я спешу.

Умываюсь, не ленюсь,

На зарядку становлюсь: Раз — наклон, два — поворот,

Три — прыжки, четыре — вдох,

Выдох, вдох, раз и два,

Сильным подрастаю я.

Дети перестраиваются для показа упражнений утренней зарядки.

2. Выступает ребенок: Я и все мои друзья (указывает на построение детей)

Знают о пользе зарядки с утра.

Для пользы здоровья зарядка нужна.

Выполняют упражнения.

Выполняют упражнения.

3

«О пользе молочной каши»

Далее перед подготовкой к завтракувыступает ребенок:

О кашах молочных на завтрак друзья,

Открою секрет вам большой, не тая.

В кашах есть сила для всех малышей,

Ребят постарше и взрослых детей.

Если ты кашу не съел?!

Если в помои отправил?!

Знай, для вредных болезней лазейку оставил.

Съедая на завтрак порцию каши

Мы подрастаем как родители наши.

Если же кашу ты съел без следа -

Это большая победа твоя!

Дети старшей группы возвращаются в групповую комнату для приёма пищи.

В завершении завтрака воспитатели, беседуя, побуждают детей к положительному отклику о приёме пищи.

Дети приступают к приёму пищи.

4

Учитель-дефектолог обращается к детям: Загадаю вам загадку,

Вот послушайте, ребята!

Утром проснувшись,

Мы их открываем,

Смотрим мы в оба,

Глядим и моргаем.

А если мы спим, мы их закрываем.

Учитель-дефектолог продолжает:

Вот послушайте рассказ

Что вредит здоровью глаз...

После завтрака дети старшей и младшей группы встречаются вновь.

Ответы детей. (Глаза).

5

«Что вредит здоровью глаз»

Выступают дети:

Ребенок (1)Если долго неподвижно смотришь дома телевизор!? Ты вредишь своим глазам!

Ребенок (2) Монитор компьютера излучает свет — твоим глазам наносит вред.

Ребенок (3) Низко над раскраской склонилась голова, значит, скоро устанут глаза.

6

" Что приносит пользу глазам»Учитель-дефектолог к детям:

И добавим мы к рассказу,

Что приносит пользу глазу...

Ребенок (1) Нам, конечно же не лень, носить красивые очки весь день.

Ребенок (2) Если испачканы линзы очков, салфеткой протри или чистым платком. Ребенок демонстрирует способ очищения линз очков при помощи салфетки.

Ребенок (3) Я очки свои люблю. В футляр их бережно кладу. Демонстрируется футляр для хранения очков.

Ребенок (4) Лечить глаза на аппаратах — важное дело для нас, ребята!

Мы каждое утро спешим с одобрения врача

В кабинет охраны зрения.

Дети старшей группы для детей с нарушениями зрения совместно детьми младшей группы проходят в кабинет охраны зрения.

7

«В кабинете охраны зрения»

Выступает ребенок: Нам глаза лечить не лень,

Лечим глазки каждый день.

Все послушно выполняем.

И вашим глазам здоровья желаем.

8

Дети из старшей группы для детей с нарушениями зрения проходят сеанс аппаратного лечения в присутствии детей из младшей группы. Параллельно один из педагогов в беседе побуждают младших детей к положительному отклику к выполнению режима аппаратного лечения в кабинете охраны зрения.

9

Проводится обобщающая краткая беседа по ключевым моментам встречи детей из разных возрастных групп.

Подведение итога проводится под руководством педагогов отдельно в каждой из возрастных групп.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение зрения, компенсирующая направленность, младшая группа, старшая группа, прием пищи, группа, деятельность детей, аппаратное лечение, кабинет охраны зрения.

Похожие статьи

Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности

В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...

Организация физкультурно-оздоровительной работы и пропаганды здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении

В статье представлены материалы по организации методического и психолого-педагогического сопровождения работы по пропаганде здорового образа жизни в муниципальном дошкольном образовательном учреждении; освещены причины низкой эффективности традиционн...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через организацию досуговой деятельности с детьми с ТМНР способствовать не только их общему развитию, но и корректировать направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Досуговая деятел...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассм...

Организация профориентационной работы в 5 классах

Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы в образовательных учреждениях. Автор раскрывает основные понятия темы. Особое внимание уделяется организации работы по профессиональной ориентации в основной школе. Анализируются рекомен...

Организация подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к инклюзии детей с задержкой психического развития

Статья посвящена проблеме организации подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития. Готовность педагогов ДОО является одним из главных вопросов, требующих ра...

Развитие мелкой моторики и координации у подростков с ОВЗ с помощью уроков физкультуры

В данной работе рассмотрены основные варианты применения уроков физической культуры для лиц, окончивших специальные образовательные учреждения (коррекционные школы) и их последующего внедрения в учебный процесс средних специальных образовательных учр...

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод реализации двигательных потребностей детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по организации и проведению физкультурных досугов, праздников и соревнований, как эффективного средства реализации двигательного опыта старших дошкольников. Представлены рекомендации по составлению оптимального двигат...

Похожие статьи

Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности

В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...

Организация физкультурно-оздоровительной работы и пропаганды здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении

В статье представлены материалы по организации методического и психолого-педагогического сопровождения работы по пропаганде здорового образа жизни в муниципальном дошкольном образовательном учреждении; освещены причины низкой эффективности традиционн...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через организацию досуговой деятельности с детьми с ТМНР способствовать не только их общему развитию, но и корректировать направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Досуговая деятел...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ в возрасте от 1, 5 до 7 лет

В статье представлен опыт работы учреждения по психолого-педагогической поддержке семей, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе родителей (законных представителей) детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассм...

Организация профориентационной работы в 5 классах

Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы в образовательных учреждениях. Автор раскрывает основные понятия темы. Особое внимание уделяется организации работы по профессиональной ориентации в основной школе. Анализируются рекомен...

Организация подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к инклюзии детей с задержкой психического развития

Статья посвящена проблеме организации подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития. Готовность педагогов ДОО является одним из главных вопросов, требующих ра...

Развитие мелкой моторики и координации у подростков с ОВЗ с помощью уроков физкультуры

В данной работе рассмотрены основные варианты применения уроков физической культуры для лиц, окончивших специальные образовательные учреждения (коррекционные школы) и их последующего внедрения в учебный процесс средних специальных образовательных учр...

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод реализации двигательных потребностей детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по организации и проведению физкультурных досугов, праздников и соревнований, как эффективного средства реализации двигательного опыта старших дошкольников. Представлены рекомендации по составлению оптимального двигат...