В данной статье рассматривается способность педагога через организацию досуговой деятельности с детьми с ТМНР способствовать не только их общему развитию, но и корректировать направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Досуговая деятельность способствует коррекции многих недостатков их психического и физического развития — эмоциональной и сенсорной сферы, внимания, речи, представлений об окружающей действительности, произвольности, серийности и выразительности движений и пр.
Тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР) — это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма, таких как интеллектуальные нарушения, двигательные нарушения, нарушения зрения и слуха, расстройства аутистического спектра, соматические заболевания и т. д.
Отделение интенсивного ухода для детей с ТМНР ГКУ ЦСПР «Роза ветров» предназначено для постоянного, временного проживания детей в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Педагогам отделения интенсивного ухода ГКУ ЦСПР «Роза ветров» крайне важным представляется перевести ребенка из объекта ухода в активного участника всех процессов, с ним происходящих . Важную роль при этом играет коммуникативный опыт , который мы должны дать детям. По нашему мнению, все действия взрослого, занятого уходом или проводящего занятия с детьми, должны быть озвучены: ребенку нужно объяснять, что с ним происходит в данный момент, какие действия планируются. Все действия специалистов должны быть направлены на формирование у ребенка ощущения собственного «я».
Пример конспекта досуговой деятельности с детьми с ТМНР.
Конспект досуга для детей «Новогоднее приключение»
Цель : Создать у воспитанников веселое, праздничное настроение.
Задачи:
Образовательные:
− продолжать знакомить воспитанников со временем года — зима.
− дифференцировать понятия «выше — ниже».
Коррекционно-развивающие:
− развивать слуховое восприятие в процессе имитации действий на основе стихотворных, ритмизированных произведений.
− корригировать внимание посредством обращенной речи, предлагаемых заданий.
− развивать зрительно-двигательную координацию путем выполнения пальчиковой гимнастики.
− развивать познавательный интерес к окружающему миру.
− повышать общий тонус воспитанника.
Воспитательные:
− воспитывать доброжелательные взаимоотношения друг к другу, чувства радости от совместной деятельности.
− воспитывать положительные эмоции у воспитанника.
− воспитывать элементарные умения взаимодействия.
Оборудование: наряженная елка, корзинка с колокольчиками, магнитофон, флэш-карта с записью детских песен, корзинка со снежками, газовая ткань голубая, костюмы Курочки, Цыплят, Лисы, Деда Мороза, Снежинки, Собачки.
Действующие лица:
Ведущий, Курочка, Цыплята-воспитанники, Лиса, Собачка, Дед Мороз, Снежинка, помощники в организации праздника, ответственный за музыку.
В актовом зале наряжена елка, расставлены декорации к празднику.
Звучит новогодняя мелодия (из м. ф. «Маша и Медведь»), дети с воспитателями занимают свои места.
Организационный момент (создание эмоционально положительного фона)
Ведущий: Ребята, здравствуйте! (отработка жеста — «Здравствуйте»)
Я приглашаю вас на праздник.
Ведущий:
Что за праздник к нам идёт ?
К нам стучится Новый год!
У новогоднейёлочки зелёные иголочки
И снизу до верхушки — красивые игрушки,
Висят на ветках шарики, волшебные фонарики,
И бусы, и снежинки, и голубые льдинки,
Усыпаны ветки пушистым снежком…
Мы песенку ёлочке нашей споём!
Хоровод « Маленькой елочке » (Дети с воспитателями водят хоровод вокруг елки).
Ведущий: Посмотрите, дети, кто на праздник к нам пожаловал!
Курочка:
Здравствуйте, дети! Меня зовут Хохлатка, а вот мои цыплятки.
Нам петух сказал вчера, что будет Новогодний праздник.
Мы красиво нарядились и на елку торопились!
Подходите к елке ближе, рассмотрите выше — ниже.
Сколько здесь на ней игрушек: шишек, шариков, игрушек.
Под музыку заходит Лиса. Цыплятки убегают.
Лиса: Я бежала и бежала, петушка вдруг услыхала!
Как цыпляток много здесь, можно мне любого съесть.
(Лиса крадется к цыплятам, приговаривает)
Лиса: А вот этот-то хорош, и этот просто объеденье, этот — просто чудо…
Как же мне так повезло?
(подходит к одному цыпленку): а вот тебя- то я цыпленок утащу к себе домой!
(«Курица» встает между цыпленком и лисой)
Курица: Ко — ко -ко. Это все не хорошо!
Ну-ка, лисонька, постой. Уходи скорей домой!
Нынче праздник у цыплят, все нарядные сидят.
Лиса: Никуда я не пойду и цыпленка утащу! (крадется к цыплятам)
Ведущий: Давайте, цыплята, лису напугаем, чтоб праздник не портила нам.
А для этого проведем разминку для пальчиков, чтобы быть сильными и не бояться лисы. Фоном звучит музыка, и Ведущий проводит с воспитанниками пальчиковую гимнастику, воспитатели помогают (сопряжено с детьми).
Пальчиковая гимнастика «Цыплята».
Раз, два, три, четыре пять
Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.
Будем мы цыплят считать
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Раз — цыпленок на крыльце,
Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.
Два — еще сидит в яйце,
Три — цыпленок самый смелый,
А четыре — самый белый,
Пятый — маленький цыпленок,
загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу
Кушать захотел спросонок
стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони
Лиса (удивленно): Я цыпляток не боюсь!
Курочка: Что ж Собачку позовем, мы помощников найдем.
Прибегает собачка: Гав-гав-гав.
Лиса (заметалась, забегала перед цыплятами): Ой, я слышу грозный лай!
Собачка: Ты лисица, убегай! Шубку рыжую спасай! Закидаем Лису снежками! Игра в снежки под музыку.
(Лиса убегает и ворует корзинку с колокольчиками)
Курочка:
Что лисички не видать?
Можно праздник продолжать.
Наша ёлка так красива, так нарядна, так стройна.
Только не горит огнями, не блестит совсем она!
Колокольчики возьмём, ёлочку сейчас зажжём.
(Подходят к ёлочке, смотрят, а колокольчиков нет)
Курочка: Что же делать нам цыплятки? Мои милые ребятки?
(Звучит смех, с веточки падает снежинка, Ведущий берёт её в руки)
Ой смотрите- ка снежинка, развесёлая пушинка
Я слышала, что когда падает снежинка, надо загадывать желание.
«Хочу, чтобы к нам на праздник Дед Мороз пришёл, и Лису плутовку на праздник привёл»
(Звучит музыка, залетает Снежинка.)
Снежинка: Ой, куда же я попала?
Позвольте представиться.
Я, цыплята, Веселинка, ну а попросту Снежинка.
Курочка: Здравствуй, Снежинка-Веселинка.
Ты прилетела на праздник к ребятам?
Снежинка: Я летаю! Я сверкаю!
И кружусь, кружусь, кружусь!
Я желанья исполняю, когда в ладошке окажусь!
Ведущая: Прилетела ты сюда, ну конечно же не зря!
Мимо лисонька бежала, колокольчики украла,
Надо нам ее найти к нам на праздник привести.
Танец снежинок под музыку. Танцует Снежинка с воспитанниками.
Курочка: По лесу идём, идём, а Деда Мороза не найдём. Устали мы.
Ведущий: Давайте, отдохнем.
Релаксирующее упражнение с газовой тканью, имитация метели.
Звучит волшебная музыка.
Снежинка: Так мы уже пришли!
Под музыку заходит Дед Мороз
Снежинка: Вот же он Дед Мороз, самый настоящий!
ДМ: Здравствуйте, цыплята! Здравствуйте гости!
Дед Мороз: Я настоящий из глухой дремучей чащи,
Где стоят в сугробах ели, где холодные метели!
Вижу что-то здесь ни так!
Что случилось у цыплят?
Снежинка: Хоровод снежинок падает с небес.
Детки ожидают праздничных чудес.
А лиса — плутовка вздумала вредить,
И цыпляток хочет праздника лишить!
Курочка: Ко, ко, ко, ко, ко, ко убежала далеко!
Как нам лисоньку поймать?
Колокольчики забрать!
ДМ: Эту мы беду исправим
Все огни гореть заставим!
(Стучит посохом)
А, ну плутовка появись,
И прям под ёлкой окажись!
(Под музыку появляется Лиса, за спиной держит корзинку с колокольчиками)
ДМ: А, ну, рыжая отвечай, куда колокольчики дела?
Зачем цыпляток съесть хотела?
(Лиса испуганно пятиться к ёлке и ставит корзинку с колокольчиками)
Лиса: Больно нужны мне ваши колокольчики, да и цыплятки малы ещё, есть там нечего!
Дед Мороз: Ах, ты хитрая плутовка, чуть цыплятам праздник не испортила!
Лиса: Ладно, ладно, так и быть. Буду с ними я дружить.
Курочка: Ко, ко, ко, ко, ко, ко наше счастье велико.
Снежинка: Я так рада, что ваше желание исполнилось цыплятки!
Колокольчики берите
Ёлочку скорей зажгите.
Музыкальный оркестр колокольчиков
(Зажигается ёлочка)
Снежинка: Ура! Волшебство случилось!
Ваша ёлка заискрилась!
Ведущий: Приглашаю всех на праздничный хоровод «В лесу родилась елочка».
Поздравляем всех с праздником и провожаем в группы.
Литература:
- Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Книга 3. Навыки общения. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. [3, с.33]
- Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Книга 6. Восприятие речи. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. [6, с.57]
- Перкинс Школа: Руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития / Под ред. Кэти Хайд. — М.: Теревинф, 2011.
- Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Метод. пособие. Изд. 2-е испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2002. [3, с.176]
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации / Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков, А. Зарин. — Псков: ПОИПКРО, 2009. [4, с. 168]
- Основы коррекционной педагогики. Учеб.-метод. пособие / Авторы-сост. Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. — Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского., 2009. [5, с.110]
- Васильева Н. Н., Новотворцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль. «Академия развития», 1997 г. [с.27]