Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 18.12.2020

Статья просмотрена: 276 раз

Библиографическое описание:

Волкова, О. В. Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы) / О. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 360-363. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76761/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматривается способность педагога через организацию досуговой деятельности с детьми с ТМНР способствовать не только их общему развитию, но и корректировать направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Досуговая деятельность способствует коррекции многих недостатков их психического и физического развития — эмоциональной и сенсорной сферы, внимания, речи, представлений об окружающей действительности, произвольности, серийности и выразительности движений и пр.

Тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР) — это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма, таких как интеллектуальные нарушения, двигательные нарушения, нарушения зрения и слуха, расстройства аутистического спектра, соматические заболевания и т. д.

Отделение интенсивного ухода для детей с ТМНР ГКУ ЦСПР «Роза ветров» предназначено для постоянного, временного проживания детей в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Педагогам отделения интенсивного ухода ГКУ ЦСПР «Роза ветров» крайне важным представляется перевести ребенка из объекта ухода в активного участника всех процессов, с ним происходящих . Важную роль при этом играет коммуникативный опыт , который мы должны дать детям. По нашему мнению, все действия взрослого, занятого уходом или проводящего занятия с детьми, должны быть озвучены: ребенку нужно объяснять, что с ним происходит в данный момент, какие действия планируются. Все действия специалистов должны быть направлены на формирование у ребенка ощущения собственного «я».

Пример конспекта досуговой деятельности с детьми с ТМНР.

Конспект досуга для детей «Новогоднее приключение»

Цель : Создать у воспитанников веселое, праздничное настроение.

Задачи:

Образовательные:

− продолжать знакомить воспитанников со временем года — зима.

− дифференцировать понятия «выше — ниже».

Коррекционно-развивающие:

− развивать слуховое восприятие в процессе имитации действий на основе стихотворных, ритмизированных произведений.

− корригировать внимание посредством обращенной речи, предлагаемых заданий.

− развивать зрительно-двигательную координацию путем выполнения пальчиковой гимнастики.

− развивать познавательный интерес к окружающему миру.

− повышать общий тонус воспитанника.

Воспитательные:

− воспитывать доброжелательные взаимоотношения друг к другу, чувства радости от совместной деятельности.

− воспитывать положительные эмоции у воспитанника.

− воспитывать элементарные умения взаимодействия.

Оборудование: наряженная елка, корзинка с колокольчиками, магнитофон, флэш-карта с записью детских песен, корзинка со снежками, газовая ткань голубая, костюмы Курочки, Цыплят, Лисы, Деда Мороза, Снежинки, Собачки.

Действующие лица:

Ведущий, Курочка, Цыплята-воспитанники, Лиса, Собачка, Дед Мороз, Снежинка, помощники в организации праздника, ответственный за музыку.

В актовом зале наряжена елка, расставлены декорации к празднику.

Звучит новогодняя мелодия (из м. ф. «Маша и Медведь»), дети с воспитателями занимают свои места.

Организационный момент (создание эмоционально положительного фона)

Ведущий: Ребята, здравствуйте! (отработка жеста — «Здравствуйте»)

Я приглашаю вас на праздник.

Ведущий:

Что за праздник к нам идёт ?

К нам стучится Новый год!

У новогоднейёлочки зелёные иголочки

И снизу до верхушки — красивые игрушки,

Висят на ветках шарики, волшебные фонарики,

И бусы, и снежинки, и голубые льдинки,

Усыпаны ветки пушистым снежком…

Мы песенку ёлочке нашей споём!

Хоровод « Маленькой елочке » (Дети с воспитателями водят хоровод вокруг елки).

Ведущий: Посмотрите, дети, кто на праздник к нам пожаловал!

Курочка:

Здравствуйте, дети! Меня зовут Хохлатка, а вот мои цыплятки.

Нам петух сказал вчера, что будет Новогодний праздник.

Мы красиво нарядились и на елку торопились!

Подходите к елке ближе, рассмотрите выше — ниже.

Сколько здесь на ней игрушек: шишек, шариков, игрушек.

Под музыку заходит Лиса. Цыплятки убегают.

Лиса: Я бежала и бежала, петушка вдруг услыхала!

Как цыпляток много здесь, можно мне любого съесть.

(Лиса крадется к цыплятам, приговаривает)

Лиса: А вот этот-то хорош, и этот просто объеденье, этот — просто чудо…

Как же мне так повезло?

(подходит к одному цыпленку): а вот тебя- то я цыпленок утащу к себе домой!

(«Курица» встает между цыпленком и лисой)

Курица: Ко — ко -ко. Это все не хорошо!

Ну-ка, лисонька, постой. Уходи скорей домой!

Нынче праздник у цыплят, все нарядные сидят.

Лиса: Никуда я не пойду и цыпленка утащу! (крадется к цыплятам)

Ведущий: Давайте, цыплята, лису напугаем, чтоб праздник не портила нам.

А для этого проведем разминку для пальчиков, чтобы быть сильными и не бояться лисы. Фоном звучит музыка, и Ведущий проводит с воспитанниками пальчиковую гимнастику, воспитатели помогают (сопряжено с детьми).

Пальчиковая гимнастика «Цыплята».

Раз, два, три, четыре пять

Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.

Будем мы цыплят считать

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Раз — цыпленок на крыльце,

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.

Два — еще сидит в яйце,

Три — цыпленок самый смелый,

А четыре — самый белый,

Пятый — маленький цыпленок,

загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу

Кушать захотел спросонок

стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони

Лиса (удивленно): Я цыпляток не боюсь!

Курочка: Что ж Собачку позовем, мы помощников найдем.

Прибегает собачка: Гав-гав-гав.

Лиса (заметалась, забегала перед цыплятами): Ой, я слышу грозный лай!

Собачка: Ты лисица, убегай! Шубку рыжую спасай! Закидаем Лису снежками! Игра в снежки под музыку.

(Лиса убегает и ворует корзинку с колокольчиками)

Курочка:

Что лисички не видать?

Можно праздник продолжать.

Наша ёлка так красива, так нарядна, так стройна.

Только не горит огнями, не блестит совсем она!

Колокольчики возьмём, ёлочку сейчас зажжём.

(Подходят к ёлочке, смотрят, а колокольчиков нет)

Курочка: Что же делать нам цыплятки? Мои милые ребятки?

(Звучит смех, с веточки падает снежинка, Ведущий берёт её в руки)

Ой смотрите- ка снежинка, развесёлая пушинка

Я слышала, что когда падает снежинка, надо загадывать желание.

«Хочу, чтобы к нам на праздник Дед Мороз пришёл, и Лису плутовку на праздник привёл»

(Звучит музыка, залетает Снежинка.)

Снежинка: Ой, куда же я попала?

Позвольте представиться.

Я, цыплята, Веселинка, ну а попросту Снежинка.

Курочка: Здравствуй, Снежинка-Веселинка.

Ты прилетела на праздник к ребятам?

Снежинка: Я летаю! Я сверкаю!

И кружусь, кружусь, кружусь!

Я желанья исполняю, когда в ладошке окажусь!

Ведущая: Прилетела ты сюда, ну конечно же не зря!

Мимо лисонька бежала, колокольчики украла,

Надо нам ее найти к нам на праздник привести.

Танец снежинок под музыку. Танцует Снежинка с воспитанниками.

Курочка: По лесу идём, идём, а Деда Мороза не найдём. Устали мы.

Ведущий: Давайте, отдохнем.

Релаксирующее упражнение с газовой тканью, имитация метели.

Звучит волшебная музыка.

Снежинка: Так мы уже пришли!

Под музыку заходит Дед Мороз

Снежинка: Вот же он Дед Мороз, самый настоящий!

ДМ: Здравствуйте, цыплята! Здравствуйте гости!

Дед Мороз: Я настоящий из глухой дремучей чащи,

Где стоят в сугробах ели, где холодные метели!

Вижу что-то здесь ни так!

Что случилось у цыплят?

Снежинка: Хоровод снежинок падает с небес.

Детки ожидают праздничных чудес.

А лиса — плутовка вздумала вредить,

И цыпляток хочет праздника лишить!

Курочка: Ко, ко, ко, ко, ко, ко убежала далеко!

Как нам лисоньку поймать?

Колокольчики забрать!

ДМ: Эту мы беду исправим

Все огни гореть заставим!

(Стучит посохом)

А, ну плутовка появись,

И прям под ёлкой окажись!

(Под музыку появляется Лиса, за спиной держит корзинку с колокольчиками)

ДМ: А, ну, рыжая отвечай, куда колокольчики дела?

Зачем цыпляток съесть хотела?

(Лиса испуганно пятиться к ёлке и ставит корзинку с колокольчиками)

Лиса: Больно нужны мне ваши колокольчики, да и цыплятки малы ещё, есть там нечего!

Дед Мороз: Ах, ты хитрая плутовка, чуть цыплятам праздник не испортила!

Лиса: Ладно, ладно, так и быть. Буду с ними я дружить.

Курочка: Ко, ко, ко, ко, ко, ко наше счастье велико.

Снежинка: Я так рада, что ваше желание исполнилось цыплятки!

Колокольчики берите

Ёлочку скорей зажгите.

Музыкальный оркестр колокольчиков

(Зажигается ёлочка)

Снежинка: Ура! Волшебство случилось!

Ваша ёлка заискрилась!

Ведущий: Приглашаю всех на праздничный хоровод «В лесу родилась елочка».

Поздравляем всех с праздником и провожаем в группы.

Литература:

  1. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Книга 3. Навыки общения. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. [3, с.33]
  2. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Книга 6. Восприятие речи. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. [6, с.57]
  3. Перкинс Школа: Руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития / Под ред. Кэти Хайд. — М.: Теревинф, 2011.
  4. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Метод. пособие. Изд. 2-е испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2002. [3, с.176]
  5. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации / Л. Б. Баряева, И. М. Бгажнокова, Д. И. Бойков, А. Зарин. — Псков: ПОИПКРО, 2009. [4, с. 168]
  6. Основы коррекционной педагогики. Учеб.-метод. пособие / Авторы-сост. Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. — Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского., 2009. [5, с.110]
  7. Васильева Н. Н., Новотворцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль. «Академия развития», 1997 г. [с.27]
Основные термины (генерируются автоматически): лис, цыпленок, праздник, ребенок, снежинка, ведущий, колокольчик, курочка, музыка, пальчиковая гимнастика.


Похожие статьи

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»

Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...

Тактильные книги как средство развития эмоционально-чувственного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения

Одна из проблем при воспитании незрячего ребенка и ребёнка с глубоким нарушением зрения отставание в психическом развитии, что вызвано, в частности, недостатком эмоционально-чувственных ощущений при недостаточной разработанности методов, форм и средс...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ

Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Взаимодействие с родителями специалистов по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Первым и главным институтом воспитания ребенка является семья. В связи с этим, в семье и закладываются основы личности ребенка, его нравственность, поведенческие черты, происходит развитие всех психических процессов. В ходе организации коррекционно-п...

Похожие статьи

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»

Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...

Тактильные книги как средство развития эмоционально-чувственного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения

Одна из проблем при воспитании незрячего ребенка и ребёнка с глубоким нарушением зрения отставание в психическом развитии, что вызвано, в частности, недостатком эмоционально-чувственных ощущений при недостаточной разработанности методов, форм и средс...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Использование Асtivity-Book в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ДОУ

Важным аспектом современного образования является задача педагога научить ребенка ставить перед собой цели, находить способы их решения. Представлен практический опыт использования Activity-Book, способствующей углублению знаний и умений детей в груп...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении

В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, ...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Взаимодействие с родителями специалистов по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Первым и главным институтом воспитания ребенка является семья. В связи с этим, в семье и закладываются основы личности ребенка, его нравственность, поведенческие черты, происходит развитие всех психических процессов. В ходе организации коррекционно-п...

Задать вопрос