Библиографическое описание:

Добря М. Я., Сапрыгина К. Г. Отношение педагогов к проблеме предупреждения речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 93-95.



Ключевые слова: речевые нарушения, профилактика речевых нарушений, готовность педагогов к работе с детьми, имеющими речевые нарушения

В настоящее время, как показывает статистика, количество детей младшего дошкольного возраста с дефектом речи, поступающих в дошкольные образовательные учреждения, неуклонно растет. Поэтому данная проблема остается одной из актуальных.

Известно, что нарушения речи затрудняют процесс вхождения ребенка в социум, препятствуют успешному общению ребенка и овладению познавательными процессами, поскольку речь является центральным связующим звеном в формировании представлений и понятий, в овладении ребенком письменной формой речи. Как реакция на дефект, у ребенка может проявиться негативное влияние неполноценной речи на формирование характера, психики ребенка [3].

Все сказанное дает основание для подтверждения актуальности и необходимости организации профилактической работы по предупреждению нарушений речи и коррекционно-логопедического воздействия на исправление выявленных дефектов и возрастных несовершенств речевого развития ребенка.

Изучение различных направлений коррекционной деятельности воспитателя нашло отражение в работах Е. Б. Агеевой, Ю. Ф. Гаркуши, Р. И. Лалаевой, В. И. Селиверстова и др. В них подчеркивается, что для решения обозначенной проблемы необходимо создание тех педагогических условий, которые будут способствовать эффективной работе по преодолению и предупреждению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Одним из таких условий следует признать повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Для того, чтобы грамотно влиять на успешность овладения ребенком родным языком, педагог должен владеть приемами коррекционной работы с детьми, обладать достаточным уровнем теоретической и практической подготовки. Так, воспитатель дошкольного образовательного учреждения строит свою деятельность на основе комплексного подхода во взаимодействии с другими специалистами дошкольного образования: логопедом, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинским работником.

В профессиональном стандарте сформулированы профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования. Среди них следует акцентировать внимание на тех компетенциях, которые входят в круг нашего поля исследования и, кроме того, отражают специфику работы педагога с детьми, имеющими речевые нарушения: «- Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста. — Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями» [1].

Таким образом, «увеличивающаяся популяция детей с отклонениями в речевом развитии определяет все возрастающую потребность в профессиональном кадровом обеспечении ДОУ. Г. А. Волкова, Ю. Ф. Гаркуша, Л. Н. Ефименкова, Н. Л. Крылова, Р. Е. Левина, С. А. Миронова, Н. В. Новоторцева, В. И. Селиверстов, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др. акцентируют внимание на том, что коррекционно-педагогическое воздействие на развитие детей необходимо проводить совместными усилиями многих специалистов» [2, с.5]

Воспитатель является центральной фигурой, которая, воспитывая детей, организуя содержательную составляющую воспитательно-образовательного процесса, в результате тактичного и грамотного наблюдения за ребенком «может дать неоценимые сведения о речевом развитии детей как для собственной коррекционно-логопедической работы, так и для специалистов, к которым воспитатель по необходимости направляет ребенка. Взаимодействие с логопедом и семьей дошкольников является важным аспектом работы воспитателя и одним из условий ее результативности» [2, с.1].

Чтобы оценить готовность педагогов к работе с детьми, имеющими речевые нарушения и выявить отношение педагогов (воспитателей и логопедов) к проблемепредупреждения речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста, было проведено анкетирование, в котором приняли участие десять воспитателей и логопеды пяти дошкольных образовательных учреждений.

Общая характеристика респондентов — учителей-логопедов показала: все опрошенные логопеды имеют высшее профессиональное образование, среди воспитателей 60 % — с высшим профессиональным образованием, 30 % — со средним педагогическим образованием, 10 % — с высшим филологическим образованием. Средний возраст логопедов, принявших участие в анкетировании, — 27 лет. Средний возраст воспитателей составил 46 лет. Средний стаж работы в ДОУ: у логопедов — 5 лет, средний стаж работы воспитателей, принявших участие в анкетировании — 19 лет.

Оценка готовности педагогов к работе с детьми, имеющими речевые нарушения, была трехаспектной: был выделен мотивационный аспект (стремление педагогов к организации профилактической работы по предупреждению речевых нарушений у детей); теоретический (знание методов и приемов речевого развития детей); деятельностный (владение приемами и навыками педагогического руководства по речевому развитию детей и приемами коррекционно-логопедического воздействия).

Результаты анкетирования воспитателей позволили сделать вывод о сформированности мотивационной готовности к участию в совместной работе с логопедом по предупреждению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. Отвечая на вопросы анкеты, педагоги отмечали важность данного направления работы, его актуальность, давали развернутые ответы на вопрос о факторах, влияющих на успешность профилактики речевых нарушений, среди которых были названы: тяжесть речевого дефекта, понимание необходимости специализированной помощи, готовность к взаимодействию с логопедом и другими специалистами ДОУ.

Анализ теоретического аспекта готовности педагогов к работе с детьми, имеющими речевые нарушения, показал, что большинство респондентов (70 %) признают достаточность своей теоретической подготовки к работе по речевому развитию детей, обладают знаниями средств, приемов и методов развития речи, базовыми знаниями приемов коррекционной работы. Однако 30 % педагогов отмечают дефицитность теоретической подготовки к работе с детьми, имеющими речевые нарушения, признают недостаточную осведомленность об этапах и особенностях речевого развития детей дошкольного возраста.

Деятельностный аспект готовности педагогов к работе с детьми, имеющими речевые нарушения, включал анализ объективной оценки педагогами результатов деятельности воспитанников с нарушениями речи в процессе обучения в дошкольном учреждении. Педагоги могут выявить речевое нарушение у ребенка, определить его характер и причины. Владеют основными диагностическими методиками выявления уровня речевого развития ребенка (как правило, пользуются заданиями, составленными М. Алексеевой и В. Яшиной, О. Ушаковой и Е. Струниной). Педагоги, соотнося речевое нарушение с возрастными особенностями детей, дифференцируют индивидуальное нарушение и возрастное косноязычие.

Анализ ответов логопедов ДОУ показал, что они также осознают значимость проблемы профилактики речевых нарушений у детей, поступающих в дошкольное учреждение. При этом их профессиональный взгляд на частотность таких случаев показывает их возрастание (так, логопеды отмечают увеличение количества неговорящих детей и детей, имеющих задержку речевого развития, поступающих в младшую группу детского сада). Все логопеды указали на наличие плана работы с детьми данной категории, привели те формы работы, которые используются логопедом. Так, все опрошенные (100 %) указали на использование фронтальных и индивидуальных занятий с детьми; консультации педагогов и родителей по вопросам речевого развития ребенка. 20 % опрошенных логопедов указали на применение логопедического массажа; 60 % — использование упражнений на развитие психических процессов, их произвольности, 40 % — проведение пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, и 20 % — использование нетрадиционных методов логопедического воздействия (песочная терапия, пальчиковый театр).

Отвечая на вопрос о трудностях, которые возникают при реализации данной работы, логопеды указали на: «большое количество документации», «уменьшение времени на индивидуальную работу с ребенком», «недостаточное количество дидактического материала». Один из респондентов отметил завышенные требования родителей к результатам работы логопеда: «Родители ждут сиюминутного результата, при этом не играют и не побуждают детей к разговорной речи, заменяя общение с ребенком просмотром мультфильмов, не читают книги и не рассматривают с детьми картинки». Таким образом, логопеды показали достаточную осведомленность в причинах возрастной задержки речевого развития ребенка, продемонстрировали готовность к работе с такими детьми, знание методов и приемов логопедического воздействия, направленных на коррекцию нарушений речи (вызывание и постановка звуков, развитие фонематического восприятия, обогащение словаря, лексико-грамматические игры и упражнения) и умение дифференцировать речевые нарушения. планировать и осуществлять мероприятия,

Одним из ключевых вопросов являлось выяснение тех направлений в работе логопеда, которые влияют на организацию взаимодействия всех специалистов по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Все логопеды (100 %) указали на проведение совместных консультаций, подготовку совместных планов работы; проведение интегрированных занятий с участием воспитателя, логопеда, музыкального руководителя (указали 60 % опрошенных); совместное осуждение организации игровой деятельности детей, способствующей коррекции речевых нарушений и создающих условия для активизации речевой деятельности детей (20 % респондентов); присутствие логопеда на занятиях воспитателя (40 % опрошенных логопедов).

Указание на технологию взаимодействия логопеда и воспитателя содержится в ответе на последний вопрос анкеты (воспитатель руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия воспитателей и логопеда по каждому ребенку в отдельности и всей группе в целом).

Таким образом, результаты исследования позволили нам сделать выводы о том, что распространенность речевых нарушений у детей в дошкольных учреждениях достаточна высока, воспитатели отмечают недостаточную готовы к участию в коррекционно-логопедической работе с ними в ДОУ и демонстрируют высокую готовность к взаимодействию с логопедами в организации профилактической работы по предупреждению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550).
  2. Вершинина О. М. Пути оптимизации коррекционно-логопедической работы в ДОУ общеразвивающего вида. Автореферат дис.... канд. пед. наук: 13.00.03. — М, 2005. — 24 с.
  3. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей: избр. тр. / ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. — М.: АРКТИ, 2005. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): речевых нарушений, дошкольного возраста, младшего дошкольного возраста, речевые нарушения, детей младшего дошкольного, предупреждению речевых нарушений, речевого развития, речевого развития ребенка, детей дошкольного возраста, профилактики речевых нарушений, организации профилактической работы, речевого развития детей, готовности педагогов, речевому развитию детей, профилактика речевых нарушений, предупреждения речевых нарушений, нарушений речи, готовность педагогов, проблемепредупреждения речевых нарушений, коррекции речевых нарушений.

Ключевые слова

речевые нарушения, профилактика речевых нарушений, готовность педагогов к работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос