Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 18.11.2017

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Щеглова О. Г. Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 325-328. — URL https://moluch.ru/archive/180/46560/ (дата обращения: 23.02.2019).



Сформированная связная речь − важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе. В коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими различные нарушения речи формирование связной речи − конечная цель всего коррекционного процесса, требующего длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка. Одним из нарушений речи, при котором наблюдаются недостатки в формировании связной речи, является общее недоразвитие речи (ОНР).

Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.

Т. В. Волосовец и соавторы отмечают, что связное речевое высказывание детей с ОНР отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения [2, c.17].

В своем исследовании В. Я. Валуева указывает на то, что у детей с ОНР отмечаются специфические особенности связной монологической речи, недостаточная сформированность которой проявляется в монологах, трудностях программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, нарушении связности и последовательности рассказа, смысловых пропусках существенных элементов сюжетной линии, заметной фрагментарности изложения, нарушении временных и причинно-следственных связей в тексте. Эти особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этим отмечаются бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, описывая любимые игрушки, дети обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей [1, c.102].

Количественный диапазон употребляемых в предложениях слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи невелик. Большие трудности дети с ОНР испытывают в программировании своих высказываний. Словарный запас этих детей ниже, чем у детей первой группы как по количественным, так и качественным показателям. Так, дети овладели основными значениями слов, выраженными их корневой частью, но они недостаточно различают изменение значений, обусловленных употреблением разных приставок. Недостаточно успешно дошкольники с ОНР усваивают обобщающие слова, нередко заменяют родовые понятия видовыми.

В традиционной системе развития связной речи у дошкольников с ОНР применяются специально организованные занятия и различные виды деятельности:

фронтальные, подгрупповые или индивидуальные занятия по развитию фразовой речи с использованием разнообразных форм и видов высказываний (рассказ-образец, рассказы-соревнования, конкурсы рассказов, устные сочинения и т. д.);

организованная деятельность детей (игра-беседа «Посиделки-повязалки», бытовые ситуации общения, сюжетно-ролевые игры, театральные представления, праздники, родительские «игротеки общения», индивидуальные беседы детей с родителями по теме «Познакомь с рассказом маму» и т. д.).

Однако в условиях логопедического пункта мы вынуждены упростить данную модель коррекции из-за оптимизации образовательного процесса — становятся невозможными фронтальные занятия, но в рамках данной проблемы это имеет существенные плюсы: больше внимания уделяется непосредственно каждому ребенку. Также, взаимодействуя с другими детьми в рамках небольшой подгруппы, ребенок чувствует себя более комфортно и раскованно, в такой подгруппе он постоянно взаимодействует с другими участниками игры (специалистом и детьми).

Одним из уникальных средств, позволяющих развивать речь дошкольников, является пальчиковый театр — один из видов кукольного театра. Пальчиковые театрализованные игры положительно влияют на общее развитие ребенка, позволяют ему проявить свои творческие способности [3].

Пальчиковый театр также выступает как один из компонентов мотивационной среды, создаваемой для активизации высказываний (направляющие действия и слова педагога, рождающие потребность в высказывании или напоминающие о нем), так как персонажи (куклы) пальчикового театра необычны и привлекательны для детей.

Занятия по развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю и построены следующим образом: на неделю выделяется одна тема (сказка, пальчиковая игра). На первом занятии дети прослушивают речевой материал, выделяют главных персонажей, обсуждают их вместе с взрослым, пробуют описывать внешность, характер и действия персонажей. В зависимости от сложности персонажей пальчиковые куклы могут изготавливаться специалистом самостоятельно или совместно с детьми. Второе занятие посвящено непосредственно театрализованному представлению, где дети выступают в роли актеров, управляющих пальчиковыми куклами по заданному сценарию.

Например, самостоятельное рассказывание (описание события, предмета или явления, повествование или рассуждение о них) может быть построено следующими способами:

а) со сменой обстоятельств: без публики (для куклы, для себя), для единичных слушателей, наделенных доверием (педагог, мама, друг), для единичных слушателей при варьировании коммуникативных уровне, (взрослый, сверстник, младший по возрасту), публично (знакомая и незнакомая аудитория), самоконтроль с отсрочкой (запись на магнитофон, видео), диктовка взрослому для записи высказывания («Письмо другу», «Маленький писатель»);

б) при вариативном повторении: на занятии, на улице, дома, по одному, парами, цепочкой, стоя, сидя, лежа, в движении, громко, шепотом, на ушко, за зайку, мишку, Таню, Сережу, для папы, бабушки, девочки, мальчика.

Для детей с ОНР очень важно обеспечение позитивной эмоционально-оценочной среды (самооценка в условиях доброжелательства, заинтересованности, соучастия со стороны слушателей).

Таким образом, пальчиковый театр является эффективным средством развития связной речи дошкольников с ОНР и может быть реализован в рамках коррекционной работы на логопедическом пункте. Игры с пальчиковым театром развивают у детей с речевым недоразвитием не только речь, но и формирует любознательность, воображение, коммуникабельность, способствует развитию памяти, внимания, помогают развивать кисти рук, что благотворно влияет на овладение навыками связной речи, а также готовит дошкольников к овладению письменной речью.

Литература:

  1. Валуева Я. В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР и использованием методических приемов // Логопед. 2014. № 1. С. 102–112.
  2. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учеб.-метод. пособие / под ред. Т. В. Волосовец. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 286 c.
  3. Смирнова Н. И. И… оживают куклы. М.: Детская литература, 1982. 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, пальчиковый театр, занятие, логопедический пункт, общее недоразвитие речи, овладение навыками.


Похожие статьи

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой. Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в...

Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня...

Принципиально новые решения проблемы активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня дает пальчиковый театр, представляющий собой «уникальное средство, позволяющее включать в работу...

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей

Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой...

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы.

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

ребенок, III, образовательная инновация, общее недоразвитие речи, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, речевое развитие детей, связная речь, словарный запас, слуховое восприятие.

Использование современных педагогических технологий как...

связная речь, III, ребенок, развитие, общее недоразвитие речи, уровень, речевое недоразвитие, формирование, связная монологическая речь, занятие.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент). Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей...

Развитие связной речи у детей старшего возраста с ОНР при...

Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе работы со сказкой. Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в...

Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня...

Принципиально новые решения проблемы активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня дает пальчиковый театр, представляющий собой «уникальное средство, позволяющее включать в работу...

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей

Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой...

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы.

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

ребенок, III, образовательная инновация, общее недоразвитие речи, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, речевое развитие детей, связная речь, словарный запас, слуховое восприятие.

Использование современных педагогических технологий как...

связная речь, III, ребенок, развитие, общее недоразвитие речи, уровень, речевое недоразвитие, формирование, связная монологическая речь, занятие.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим...

Исследование динамики формирования речи у детей с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент). Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей...

Развитие связной речи у детей старшего возраста с ОНР при...

Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.

Задать вопрос