Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 30.12.2016

Статья просмотрена: 379 раз

Библиографическое описание:

Добря М. Я., Сапрыгина К. Г. Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 380-381. — URL https://moluch.ru/archive/134/37510/ (дата обращения: 21.05.2018).



Раннее детство — это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие — основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. [1]

При ежегодном логопедическом обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения речи у 70–80 % обследованных, то есть к 5 годам речь детей не соответствует возрастной норме. А специализированная логопедическая помощь в системе образования оказывается детям с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции.

В этом году в дошкольные учреждения города Абакана в среднем поступает 25–30 детей. Из них одна третья часть (в среднем) с задержкой речевого развития, помимо этого поступают так же неречевые дети.

Поэтому сегодня остается актуальной проблема раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста (с момента поступления в ДОУ) и организации своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Раннее детство имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка, и именно поэтому неправильное воспитание на данном возрастном этапе может привести к задержке речевого развития (ЗРР), что осложнит его дальнейшее развитие в целом. Поэтому детям с отклонениями в развитии должна быть оказана коррекционная помощь, и чем раньше, тем лучше.

Оказание ранней помощи детям с ЗРР должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным интенсивное развитие их речи в раннем возрасте.

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном взрослых — речи родителей, членов семьи, педагогов ДОУ), важным средством профилактики нарушений звукопроизношения служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкое планирование игровой деятельности.

Игра способствует поддержанию интереса детей к деятельности, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию, развивает умения и навыки. С целью профилактики нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста мною были подобраны игры и упражнения направленные на: А) развитие мелкой моторики пальцев рук; Б) развитие слухового внимания, восприятия; В) развитие просодической стороны речи; Г) развитие артикуляционного аппарата; Д) уточнение звука или его вызывание по подражанию.

а) Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.

– Пальчиковая гимнастика.

– Игры с различными предметами

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою.

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особое удовольствие.

С детьми младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики используются игры с различными предметами, такие как «Нанизывание бусинок на веревку», «Сложи в коробку», «Собери цветочек» и др. [2]

б) Игры иупражнения на развитие слухового внимания, восприятия, фонематического слуха.

В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

Работа по формированию слухового внимания, восприятия и памяти проходит поэтапно:

  1. нахождение и узнавание источника звука;
  2. дифференциация звуков

– по способу воспроизведения («Барабан — погремушка», «Хлопки- притопы»);

– по темпу («Дождик»);

– по силе звучания («Громко-тихо»);

– по длительности звучания («Дорожки»).

Виды игр:

– Игры на угадывание не речевых звуков.

– Игры на формирования фонематического компонента (различение слов и звукоподражаний, отличающихся одним или несколькими звуками). Например: «Машина или мышка», «Мишка-мышка».

в) Игры иупражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция).

Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом.

Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах, дуть на привязанные к ниточке ватные палочки, бумажные игрушки, сдувать их со стола, ладошки.

г) Игры иупражнения, развивающие артикуляционный аппарат.

Известно, что причиной нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста становятся несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений речи — работа по подготовке артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались. Продолжительность занятий составляет 3–5 минут («Логопедические пятиминутки») Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6–8 раз.

д) Игры на звукоподражание, стихи, потешки.

Цель: Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

Используемые игры, стихи, потешки, приговорки должны соответствовать возрасту, связаны с жизненными ситуациями, которые знакомы ребенку.

Если проводить в ДОУ работу по профилактике нарушений звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста, то количество детей, состояние речи, которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции, значительно уменьшится.

Литература:

  1. Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2–3 лет: Пособие для психологов, воспитателей и родителей. — М.: АРКТИ, 2005. — 96 с.
  2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. — Ярославль: Академия Развития, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): младшего дошкольного возраста, нарушений звукопроизношения, детей младшего дошкольного, развитие слухового внимания, нарушений речи, профилактики нарушений, профилактики нарушений звукопроизношения, развитие мелкой моторики, стороны речи, речевого развития, обследовании речи детей, профилактики нарушений речи, мелкой моторики пальцев, развития речи ребенка, артикуляционного аппарата, моторики пальцев рук, коррекции недостатков речи, возникновения нарушений речи, подражания речи окружающих, патологией речи.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос