Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе
Автор: Салимьянова Алися Равильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 01.02.2017
Статья просмотрена: 835 раз
Библиографическое описание:
Салимьянова, А. Р. Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе / А. Р. Салимьянова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11835/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современном мире не существует ни одной страны, граждане которой являлись бы представителями одного этноса. Люди все больше эмигрируют. Причины для переезда в другую страну бывают разными: учеба, работа, замужество. Во всем мире сегодня в той или иной форме существует поликультурное воспитание. Воспитание поликультурной личности, способной адекватно воспринимать представителей иной культуры и строить с ними отношения на основе толерантности является одной из актуальных проблем современного общества. Возникла необходимость воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в открытом обществе и формированию навыков межкультурного диалога.
Поликультурное воспитание — это направление педагогической науки и практики, нацеленное на воспитание подрастающего поколения в духе поликультурности, предполагающей формирование личности, которой будут известны понятия «толерантности», «гуманизма», «интернационализма», развито чувство уважения к народам, нациям, расам и этносам. Современное поликультурное воспитание в нашем центре занимает очень важную роль, поскольку позволяет сформировать в воспитанниках правильное отношение к этнокультурной действительности, делает их компетентными во всех сопряженных с этим вопросах. В нашем образовательном учреждении обучаются дети разных национальностей и все они должны чувствовать себя одинаково комфортно.
У воспитанников необходимо развивать любовь к Родине, уважение к традиционным обычаям своего народа, а также к народному искусству, корректное отношение не только к этим аспектам, но и культурам других национальностей. Ребята должны стать более терпимыми ко всем проявлениям национальных особенностей, которые встречаются не только на территории нашей страны, но и за её пределами.
Содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения. Формирование поликультурной личности непосредственно ведется через решение определенных воспитательных задач.
Цель поликультурного воспитания— адаптация к культурным традициям, сохранение этнической культуры и традиций, создание условий для взаимопроникновения, объединение людей разных национальностей во имя мира на земле.
Воспитательные задачи:
− воспитание толерантности, терпимости к культурным различиям, признание возможности отклонений от общепризнанных стандартов;
− понимание и принятие другой культуры, изучение и оказание поддержки этнических различий, с которыми дети приходят в школу;
− уважение культурных различий между представителями разных национальностей.
В нашем коррекционно-образовательном центре мы проводим работу, направленную на формирование и сохранение культурного многообразия народов России, развитие у воспитанников духовных ценностей, уважения и доброжелательного отношения к культуре и традициям народов других стран, формированию умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и вероисповеданий. Поликультурное образование обладает большим воспитательным потенциалом. Оно может развивать у воспитанников такие качества как патриотизм, толерантность, интерес к культурам народов своей страны и других стран мира, культуру межнационального общения. С целью систематизации знаний о людях разных национальностей, их деятельности, культуре реализуются разные средства, формы и методы работы:
− расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия;
− знакомство с произведениями искусства, предметами быта и фольклора;
− празднование национальных праздников и знаменательных дат в истории разных стран и народов;
− устное народное творчество;
− художественная литература;
− общение с представителями разных национальностей;
− использование культурного пространства;
− создание благоприятных условий для расширения круга общения с детьми и взрослыми других национальностей;
− организация выставок и мини-музеев;
− восприятие музыкальных произведений;
− постановка танцев народов мира.
Для реализации этих задач в центре создана необходимая среда: мини-музей «Русская изба». Здесь проходят занятия, которые рассказывают о традициях и обрядах России, демонстрируются национальные костюмы, желающие имеют возможность примерить костюмы на себя, полистать фотоальбомы, потрогать домашнюю утварь, разглядеть русскую печь.
В библиотеке для ознакомления воспитанников с символикой, обычаями, традициями разных народов организовывается просмотр презентаций, слайд-шоу, чтение рассказов, сказок, былин, произведений устного народного творчества, просмотр фильмов. На театральных неделях, которые проводятся ежегодно в конце декабря, устраиваются показы спектаклей по сказкам разных народов. Погружаясь в подготовку к постановке к сказке, воспитанники ближе знакомятся культурой и бытом народа, традициями и национальной одеждой. При создании декораций изучают национальную архитектуру, стиль, интерьер.
Народные сказки — кладезь основ нравственности и культуры представителей различных наций. Благодаря им осуществляется знакомство с народными традициями. Помимо этого они обучают человека, как вести себя в тех или других жизненных ситуациях. Весьма эффективно используется технология «погружения», при просмотре фильмов, чтение литературы. Благодаря этому воспитанник открывает для себя мир «другого», представляет себя на его месте. Все это способствует формированию толерантного поведения по отношению к другим нациям.
При поликультурном воспитании детей, желательно применять традиционные народные формы досуга, сохраняющие и развивающие духовные ценности: карнавалы, обряды, праздники, фольклорные программы. В нашем центре стало традицией ежегодно проводить фольклорные праздники и развлечения. Одним из таких является «Масленица». Для проведения фольклорных праздников шьются костюмы, готовятся атрибуты, пишется интересный и содержательный сценарий праздника, и, конечно пекутся блины. Активное участие воспитанники приняли в конкурсе под названием «Танцы народов мира», который прошёл в форме карнавала. Красочные костюмы, содержательные рассказы, завораживающий танец, всё это позволило лучше узнать национальную культуру других народов.
Ведущее место на занятиях занимает творческо-поисковая деятельность воспитанников, беседы, лекции, дискуссии, групповая индивидуальная работа, инсценирование и обсуждения конкретных ситуаций, ролевые игры. На внеклассных занятиях по адаптивно-спортивному направлению дети знакомятся с играми разных народов.
С помощью игр идёт сплачивание коллектива, воспитанники привыкают соблюдать правила, объективно и реально оценивают поступки других. В процессе игр дети не только проявляют выдумку, четко выполняют чужой замысел, но могут и обновить идею.
В музыкальных гостиных воспитанники слушают музыкальные произведения композиторов разных народов, знакомятся с национальными инструментами их звучанием, применяется народная атрибутика, поются народные песни. О встрече Нового года народами Голландии, Франции, Италии, Германии дети услышали на занятии по теме: «Новогодние традиции народов мира». А на последующих занятиях пополнили знания по темам «Культура общения разных народов», устный журнал «Мировые религии», беседы «Традиции на Руси», «Уважение национальных, расовых и культурных различий», круглый стол «Нации и межнациональные отношения», стендовая презентация «Народы России».
На уроках технологии воспитанники знакомятся с традиционными женскими и мужскими ремеслами: вышивка, рукоделие, гончарное дело. Учатся шить обрядовые куклы, также познают разные виды декоративно-прикладного искусства «Дымка», «Гжель». Для закрепления результата и полноценного осознания культурного наследия и традиций своего народа, проводятся различные экскурсии по интересным местам, совершаются целевые прогулки. На ярком примере, в парке-музее «ЭТНОМИР», куда была организована экскурсия, участники экскурсии смогли увидеть целый мир в миниатюре. Всё, что есть в ЭТНОМИРе, наглядно, красочно и доступно познакомило с культурой и историей, достопримечательностью и климатом, флорой и фауной региона, что способствовало фиксации информации через впечатление, а значит, знания, полученные в ЭТНОМИРе, хорошо усвоялись и сохранятся в памяти на всю жизнь. Когда своими глазами видишь шамана-тувинца или девушку-эвенкийку, шьющую обереги, то диковинные названия народностей, проживающих слишком далеко, чтобы ими интересоваться, перестают быть для него просто словами. Таким образом, поликультурное воспитание — это важнейший элемент современной системы образования, направленный на интеграцию представителей разных народов, и способствующий рождению форм толерантного взаимного сосуществования.
Сегодня перед школой стоит задача создать такие условия, которые реально бы учитывали этнические и культурные особенности каждого ребенка. Педагоги нашего центра, используя свой профессиональный опыт и духовно-личностные качества, стараются формировать нравственность, духовность и патриотические чувства в наших воспитанниках.
Литература:
- Джуринский А. Н. Проблемы поликультурного воспитания в зарубежной Педагогике. // Вопросы философии. 2007. — No10. — С. 41–52.
- Даутова Г. Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Казань, 2004 (дата обращения: 16.02.2014).
- К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения в шести томах. Т. 2. — М.: Педагогика, 1988. – 496 с.
- Источник: http://womanadvice.ru/polikulturnoe-vospitanie Журнал WomanAdvice — советы на все случаи жизни.