Автор: Богданов Иван Викторович

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

II международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 17.01.2017

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Богданов И. В. Эффективное взаимодействие гражданских и воинских организаций в системе физического воспитания молодежи [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 11-16. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11730/ (дата обращения: 18.12.2017).



В статье описывается сравнительные анализ физической подготовки двух групп подростков старшего школьного возраста, где критериями определяющий уровень физической подготовки молодежи в основу которых положены результаты выполнения молодежью физических упражнений, отражающие физические качества: «силу», «быстроту», «выносливость».

В статье результаты отражены в графиках, где показано, что в экспериментальных группах, связи с военнослужащими постоянны, результаты выполнения физических упражнений выше, а в тех группах, где взаимодействия с военнослужащими не постоянны или отсутствуют, результаты выполнения физических упражнений ниже как у юношей, так и у девушек.

Автор заключил, что в решении проблемы формирования здорового образа жизни, развития физической подготовки и формирования военно-прикладного навыка у молодежи для службы в Вооруженных Силах необходимо эффективно использовать возможности семейного воспитания, дополнительного образования, систему военно-патриотического воспитания с привлечением военных специалистов физической подготовки.

Рекомендовано использовать эту статью начальникам физической подготовки, спортивным организаторам, инструкторам по спорту в Вооруженных Силах Военно-Морского Флота Российской Федерации, учителям, тренерам физической культуры, организаторам спортивных праздников и любителям военно-прикладных видов спорта как пример подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах.

Ключевые слова: взаимодействие, преемственность, специалисты физической подготовки, военно-прикладной навык, школьная программа по физической культуре, условия взаимодействий, подготовка к службе в армии

The article describes the comparative analysis of the physical preparation of the two groups of high school age teens, where the criteria determining the level of physical fitness of young people which are based on the results of the youth of exercise, reflecting the quality of the physical «force», «speed», «endurance».

Groups:

–Control educational institutions, which do not have constant communication with military units and the military, where physical culture specialists do not pay attention to the development of military-applied skills in adolescents;

–Experimental educational institutions, in which there are constant connection with the military units and military experts of physical training, which pay attention to the development of military-applied skills in adolescents.

In the article the results are reflected in the graphs, which show that in the experimental groups, due to the military are constant, the results of the exercise above, and the groups that interact with the military are not constant or missing, the results of the exercise below as young men, so and girls.

The author concluded that in solving the problem of healthy lifestyle, development of physical training and the formation of a military-applied skills in young people for service in the Armed Forces need to effectively harness the power of family education, additional education, the system of military-patriotic education with the involvement of the military experts of physical training.

It is recommended to use this article for heads of physical training, sports organizers, trainers in sports in the Armed Forces, the Navy of the Russian Federation, teachers, coaches physical training organizers of sports events and fans of military-applied sports as an example of the preparation of young people for service in the Armed Forces.

Keywords: interaction, continuity experts of physical training, military-applied skill, curriculum on physical training, conditions of interaction, preparation for military service

Основным показателем эффективности учебной и внеклассной работы учебных заведений по физическому воспитанию учащихся является уровень усвоения ими программного материала и выполнения норм и требований ВФСК «ГТО» [1]. В связи с этим, нами было проведено исследование физической подготовленности учащихся 11 классов с целью выявления готовности к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации при взаимодействии гражданских и воинских специалистов физической подготовки.

Как отмечают М. В. Александрова, С. А. Тращенкова, Р. М. Шерайзина, взаимодействие связано, с одной стороны, с понятием «взаимодействие», а с другой — с представлениями о продуктивности системы, развитие которой проявляется через внутреннее движение ее элементов, формирование единой системы взаимодействия [2].

Исследование проводился с 2009 по 2016 годы, были охвачены гражданские, муниципальные, коммерческие, некоммерческие общественные организации, спортивные общества в городе Мурманске и Мурманской области, имеющие контакты с воинскими организациями, областной и городские спортивные комитеты, отделы молодежи, физической культуры и спорта Муниципальных образований Мурманской области.

Исследование проводилась среди молодежи города Североморска и других городов Мурманской области, вовлеченной в спортивно-массовые мероприятия, проводимые региональным управлением, местными советами, а также воинскими городскими, районными, области организациями.

За время работы над исследованием было охвачено более 1000 человек военнослужащих по призыву, по контракту и гражданской молодежи Кольского Заполярья. Была исследована физическая подготовка молодежи ученических организаций общей системы образования (общеобразовательные учреждения школы № 1, № 37 г. Мурманска; школа № 1 г. Мончегорска; школы № 1, № 9, № 12 г. Североморска; школа № 1 г. Полярного) и личного состава воинских частей Северного флота и деятельности управления физической подготовки объединенного стратегического командования Северного флота.

Целью исследования является определение уровня физической подготовки учащихся общеобразовательных организаций в процессе совместной деятельности гражданских и военных специалистов физической подготовки.

Задачавыявление группы учеников, более подготовленных в процессе взаимодействия гражданских и военных организаций к службе в Вооруженных силах Российской Федерации.

Критериями для определения уровня физической подготовки молодежи в основу которых положены результаты выполнения молодежью физических упражнений, отражающие физические качества: «силу», «быстроту», «выносливость».

Общеобразовательные учреждения нами были условно разделены на две группы:

– — контрольные общеобразовательные организации, в которых отсутствуют постоянные связи с воинскими частями и военнослужащими, где специалисты физической культуры не уделяют внимание развитию военно-прикладных навыков у подростков;

– — экспериментальные общеобразовательные организации, в которых существуют постоянные связи с воинскими частями и военными специалистами физической подготовки, которые уделяют внимание развитию военно-прикладных навыков у подростков.

Результаты исследования и бесед преподавателей показали, что для урока физкультуры объем работы в скоростно-силовых упражнениях недостаточен и сводится в основном к приему контрольных нормативов, а подготовка к ВФСК «ГТО» выносится на факультативные занятия. Специалисты физической культуры недостаточно подготовлены по видам военно-прикладного спорта. Не проводятся подготовительные занятия, материально-техническая база в образовательных учреждениях не соответствует современным требованиям.

Исследования результатов упражнений говорят о том, что выпускники учебных заведений, которым в скором времени предстоит проходить военную службу в рядах Вооруженных Сил, не готовы к этому или готовы условно. Причиной является низкий уровень физической подготовленности подростка. Вновь введенный ВФСК «ГТО» призван способствовать развитию физической подготовки подрастающего поколения. ВФСК «ГТО» должен стимулировать поднятие уровня физической подготовки. Однако даже нормативы, соответствующие «золотому» знаку ГТО, не высоки.

Вооруженные Силы Российской Федерации нельзя рассматривать как организацию, где физически слабо подготовленного человека вмиг закалят, сделают сильным, крепким, выносливым, мужественным, на что откровенно рассчитывают сами призывники, их родители, а подчас школьные педагоги. Для физически слабых юношей период адаптации во всех родах войск крайне длителен, протекает тяжело. Армейские нагрузки для них являются очень трудным испытанием. И об этом надо знать всем, а не только будущим воинам. Именно поэтому физическую подготовку учащихся допризывного возраста следует приблизить к требования Вооруженных Сил.

Но все же исследования показали, что логика преемственности упражнений из ВФСК «ГТО» в «НФП-2009» существует, о чем свидетельствуют нормативы упражнений ВФСК «ГТО» V ступени (возрастная группа от 16 до 17 лет) и ст. 260 приложение № 21 к НФП 2009 «Требования к физической подготовленности граждан, поступающих на военную службу по контракту» и ст. 252–253 «Проверка и оценка физической подготовленности военнослужащих, прибывших в войсковую часть на ее пополнение…» [5,6].

Анализируя результаты выше приведенных упражнений, мы можем полагать, что по ряду упражнений нормы ВФСК «ГТО» приблизились к нормам Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах. Но существует и ряд проблем, которые не позволяют в полном объеме свидетельствовать, что комплекс готовит молодёжь к службе в Вооруженных силах Российской Федерации. Одной из причин являются различия между упражнениями. Некоторые упражнения, определенные в Комплексе, не названы в Наставлении, что является проблемой для поступающих на военную службу. Молодой человек может иметь неплохую физическую подготовку, успешно справляется с ВФСК «ГТО», но при сдаче нормативов при поступлении на контрактную службу, или в армию по призыву, или в военный ВУЗ могут возникнуть трудности лишь по причине неумения выполнять требования Наставления («НФП-2009»). Поэтому мы считаем, что необходимо привести к единым требованиям нормативы физической подготовки как в школе на уроках физической культуры, так и при сдаче норм ВФСК «ГТО» и в Вооруженных силах Российской Федерации.

Результаты испытуемых сравнивали с нормативами, взятыми из ВФСК «ГТО» на «золотой значок» — (максимальный результат) и для поступающих на военную службу по призыву — «НФП-2009» (максимальный результат), для девушек были предложены нормативы как для лиц женского пола, поступающих на военную службу по контракту «НФП-2009» [7, 8]. Нормативы ВФСК «ГТО» и «НФП-2009» явно показали противоречия реальной физической подготовки молодежи с учетом ВФСК «ГТО» и программы физической культуры учебных заведений.

По каждому результату, вывели процент, взяв максимальный результат за 100 % рассчитав по формуле:

T x 100, где Т — Средний результат; N — максимальный результат.

N

Там, где результат упражнения исчисляется временным показателем, применили формулу:

N x 100, где Т — Средний результат; N — максимальный результат.

T

Для наглядности, отразили результаты в диаграммах, которые представлены на рисунках 1 и 2.

Рис. 1. Сравнение результатов упражнений контрольной и экспериментальной групп юношей

Рис. 2. Сравнение результатов упражнений и контрольной экспериментальной групп девушек

На графиках наглядно показано, что в экспериментальных группах, где связи с военнослужащими постоянны, результаты выполнения физических упражнений выше, а в тех группах, где взаимодействие с военнослужащими не постоянно или отсутствует, результаты выполнения физических упражнений ниже как у юношей, так и у девушек.

Мы проанализировали упражнения, представленные в Наставлении по физической подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации («НФП-2009»), в школьной программе и во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «ГТО» (ВФСК ГТО), и сделали вывод, что поступающему на военную службу будет необходимо владеть навыками выполнения всех упражнений, предложенных в «НФП-2009». А фактически призывник владеет только частью упражнений, к изучению остальных упражнений придется приступать в армии. В связи с этим существует необходимость включить в программу физической подготовки допризывников упражнения из «НФП-2009», то есть пересмотреть нормативы школьной программы и ВФСК «ГТО» V ступени в упражнениях с учетом требований, предъявляемых в «НФП-2009».

Для создания системы прикладной физической подготовки учащихся допризывного возраста считаем обязательным установление теснейших межпредметных связей между физическим воспитанием и начальной военной подготовкой с привлечением военных специалистов физической подготовки.

Есть необходимость в современной ситуации продолжить развитие физической и военной подготовки молодежи после окончания юношами и девушками образовательных учреждений вплоть до призыва в армию по призыву и контракту. Необходимо подключать к этой деятельности гражданских педагогов и военных специалистов физической культуры, шире использовать в этих целях оборонно-спортивные лагеря, военно-спортивные клубы, организацию ДОСААФ и др.

Показательным результатом совместной работы флота и гражданских организаций являются совместно проводимые спортивно-массовые мероприятия, которые отражают как формы, так и содержание взаимодействия между флотом и гражданскими организациями в подготовке молодёжи [9].

Развитие концепции качественного взаимодействия гражданских и военных организаций приведет к более эффективной системе подготовки призывников к службе в Вооруженных Силах РФ.

Основополагающим условием взаимодействия молодежи в эффективном развитии физического воспитания является постоянная совместная деятельность гражданских и воинских организаций физической культуры и спорта в современных условиях (повышение эффективности постоянного взаимодействия; постоянная заинтересованность всех сторон участников физического воспитания; единая политика физического воспитания молодежи в гражданских и воинских организациях) [10].

Исследование позволило сделать следующие выводы:

Анализ исследований, а также материалов философской, исторической, психолого-педагогической литературы последних лет, посвященных взаимодействию организаций в физическом воспитании, выявил ряд тенденций в определении педагогических условий, необходимых для успешной организации педагогического процесса, направленного на физическое развитие молодежи для подготовки ее к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Для устранения недостатков физической подготовки молодежи мы считаем, что важную роль может сыграть взаимодействие гражданских и воинских организаций.

Организованное, спланированное, качественно отрегулированное взаимодействие в современном мире является одним из основных условий повышения эффективности развития физической подготовки людей, где через физическую подготовку при проведении совместных спортивных мероприятий активно реализуются идеи сплоченности, патриотического настроения молодежи и всего населения страны.

Литература:

  1. Ачкасов, Е.Е., Машковский, Е.В., Добровольский, О. Б. Сборник нормативно-правовых документов по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [Текст] / Е. Е. Ачкасов, Е. В. Машковский, О. Б. Добровольский. — ГЭОТАР-Медиа. — М.: 2016. — 208 с.;
  2. Наваль Мади, Шерайзина, Р. М. Комфортная образовательная среда как условие продуктивного взаимодействия ее субъектов / научно-теоретический и прикладной журнал: Вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого № 5(96). –Новгород: 2016. — С. 53–56;
  3. Ачкасов, Е.Е., Машковский, Е.В., Добровольский, О. Б. Сборник нормативно-правовых документов по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [Текст] / Е. Е. Ачкасов, Е. В. Машковский, О. Б. Добровольский. — ГЭОТАР-Медиа. — М.: 2016. — 208 с.
  4. Об организации физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации.: Приказ Министерства Обороны Российской Федерации / Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации № 200 от 21.04.2009. // В редакции Министерства Обороны Российской Федерации № 560 от 31.07.2013. — М.: Анкил, 2013. — 248 с.;
  5. Ачкасов, Е.Е., Машковский, Е.В., Добровольский, О. Б. Сборник нормативно-правовых документов по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [Текст] / Е. Е. Ачкасов, Е. В. Машковский, О. Б. Добровольский. — ГЭОТАР-Медиа. — М.: 2016. — 208 с.
  6. Об организации физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации.: Приказ Министерства Обороны Российской Федерации / Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации № 200 от 21.04.2009. // В редакции Министерства Обороны Российской Федерации № 560 от 31.07.2013. — М.: Анкил, 2013. — 248 с.;
  7. Ачкасов, Е.Е., Машковский, Е.В., Добровольский, О. Б. Сборник нормативно-правовых документов по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [Текст] / Е. Е. Ачкасов, Е. В. Машковский, О. Б. Добровольский. — ГЭОТАР-Медиа. — М.: 2016. — 208 с.
  8. Об организации физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации.: Приказ Министерства Обороны Российской Федерации / Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации № 200 от 21.04.2009. // В редакции Министерства Обороны Российской Федерации № 560 от 31.07.2013. — М.: Анкил, 2013. — 248 с.;
  9. Манухин, В. П. Национально-региональный компонент образования в Мурманской области / Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. (7–9 ноября 2013 г.) // Отв. ред. В. Л. Цылев. — Мурманск: МГГУ. — 2013. — С. 317–325;
  10. Манухин, В.П., Богданов, И. В. Взаимодействие образовательных и воинских организаций на севере России по военнопатриотическому воспитанию и физической подготовке молодежи / научно-теоретический и прикладной журнал: вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. — 5(96). — 2016. — Новгород: С. 56–61.
Основные термины (генерируются автоматически): физической подготовки, Российской Федерации, Вооруженных Силах, физической культуры, Вооруженных Силах Российской, ВФСК «ГТО», Силах Российской Федерации, физической подготовки молодежи, of physical training, специалистов физической подготовки, физической подготовке, Обороны Российской Федерации, военных специалистов физической, Министерства Обороны Российской, физической подготовленности, уровня физической подготовки, experts of physical, Вооруженных силах Российской, организации физической подготовки, физических упражнений.

Ключевые слова

преемственность, взаимодействие, специалисты физической подготовки, военно-прикладной навык, школьная программа по физической культуре, условия взаимодействий, подготовка к службе в армии

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос