Физическое воспитание как эффективная система улучшения здоровья студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №13 (199) март 2018 г.

Дата публикации: 28.03.2018

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Нигманов Б. Б., Тангриев А. Т. Физическое воспитание как эффективная система улучшения здоровья студентов // Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 292-293. — URL https://moluch.ru/archive/199/48858/ (дата обращения: 16.06.2019).



В статье рассматривается эффективное воздействие спортивноориентированного подхода в физическом воспитании. Обязанность вузовских педагогов — учитывать этот подход, создавать условия для его реализации.

Ключевые слова: физическое воспитание, спорт, двигательная деятельность, здоровье, молодежь

В последнее десятилетие наблюдается тенденция улучшения нормативных представлений относительно здоровья, особенно у мужчин. Это можно объяснить влиянием западных норм условий жизни, где здоровье рассматривается как качественная характеристика любого профессионала. Забота о здоровье становится элементом имиджа преуспевающих, серьезных деловых людей. Это позитивное явление реформ. Вместе с тем отмечается, что ценность здоровья в нормативных представлениях повысилась, но еще не стала фактом сознания, остается на уровне моды. Реальное поведение под влиянием изменившихся условий ухудшилось у женщин и осталось прежним у мужчин. Встречаются мнения, предполагающие достаточно жесткие меры по вовлечению молодежи в режим самооздоровления средствами двигательной деятельности.

Авторы [2] предлагают следующие кардинальные меры. Во-первых, ввести в вузах вступительные экзамены по физической подготовке и по их итогам при несоответствии оценки в аттестате фактическому состоянию обязать приемные комиссии вузов передавать материалы в Министерство образования для признания аттестатов о среднем образовании недействительными. Во-вторых, в приложении к вузовскому диплому выставлять оценку по физическому воспитанию, а не зачет. В-третьих, аннулировать диплом и наказывать лиц, выдавших диплом при несоответствии действительной физической подготовки оценке в дипломе. В-четвертых, всё учебное время, отведенное программой на физическую культуру, посвятить одному виду спорта или нескольким, в зависимости от спортивной базы вуза.

Спортивноориентированное физическое воспитание согласуется с теорией личностноориентированного воспитания и с теорией деятельностного подхода к воспитанию. Поэтому попытки сохранить в физкультурном воспитании студентов позиции стандартно-нормативного физического воспитания с дополнением лишь валеологических знаний обречены на неудачу. В вузы приходят уже состоявшиеся личности, выбравшие специальность и, безусловно, имеющие право выбора вида спорта или системы физических упражнений на занятиях по физической культуре. Эти интересы к видам занятий не только воспитываются, но и формируются в процессе 18-летней социализации личности студента. И обязанность вузовских педагогов — учитывать эти интересы, создавать условия для их реализации. Только в этом случае реализованные интересы превращаются в потребность и привычку к занятиям спортом, которые являются основой физической культуры личности.

Под методом спортивного воспитания [3] понимают способы работы педагога и обучающегося, при помощи которых происходит овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества и способности, формируется мировоззрение. Сама природа спорта обладает мощным воздействием на личность. Воспитательное значение спорта очень велико: он закаляет характер, учит преодолевать трудности, формирует личность, заставляет бороться со своими слабостями, преодолевая себя. Благодаря спорту человек учится контролировать свои эмоции, понимать красоту. В спорте человек впервые начинает постигать азы правовой культуры, усваивать правила «честной игры». Спорт выступает мощным фактором социализации, проявления социальной активности. Именно в спорте может родиться настоящий руководитель и организатор, поскольку спорт во многом моделирует жизненные ситуации.

Одна из основателей спортивноориентированного физического воспитания учащейся молодежи [3] отмечает, что в процессе адаптации технологических достижений в области спорта в интересах целенаправленного преобразования физического потенциала человека принципиальное место должно занять признание приоритета тренировки как ведущего и самого эффективного способа такого преобразования. Подчеркивается, что это особенно важно для повышения эффективности физического воспитания учащейся молодежи, где до сих пор приоритетную роль играет обучение двигательным действиям и формирование двигательных умений и навыков, в результате чего упускаются наиболее благоприятные возможности для развития качеств человека в сенситивные периоды его возрастной эволюции.

С биологической точки зрения тренировку следует рассматривать как процесс направленной адаптации организма к физическим нагрузкам.

Анализируя цели тренировки [1], автор подчеркивает, что они определяются общими социальными и личностными установками человека на достижение им физического совершенства. Цель физической тренировки определяется необходимостью создания фундамента его физического здоровья, основы его кинезиологического потенциала. Таким образом, применительно к решению задач физического воспитания под оздоровительной тренировкой следует понимать педагогический процесс адаптации организма к физическим нагрузкам с целью укрепления здоровья и совершенствования физического потенциала человека.

Необходимость использования оздоровительной тренировки с целью совершенствования физического воспитания сегодня признается многими специалистами. Это связано с тем, что методика проведения занятий по физической культуре, сложившаяся в системе образования, не способствует реализации оздоровительных задач в полной мере, поскольку направлена главным образом на освоение двигательных навыков и по своей физической нагрузке недостаточна для достижения тренированности организма.

Для повышения оздоровительной эффективности физического воспитания при его планировании преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.

Литература:

  1. Бальсевич В. К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры.-2012.-№ 3.-С. 2–4.
  2. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура, молодежь и современность // Теория и практика физической культуры.-1995.-№ 4.-С. 2–8.
  3. Лубышева Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи, диссоциации // Теория и практика физической культуры.-2002.-№ 3.-С. 11–14.
Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическая культура, двигательная деятельность, оздоровительная тренировка, спорт человек, учащаяся молодежь, физический потенциал человека.


Похожие статьи

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа...

В данной статье рассматривается роль физической культуры в жизни учащейся молодёжи. Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт. Сегодня, в век технического прогресса...

Инновационные системы физического воспитания учащейся...

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, упражнение, двигательная активность, физическое развитие, учебный процесс, внеучебное время

Здоровьесберегающие технологии в процессе физического воспитания учащейся молодежи.

Рубрика: Физическая культура и спорт

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

2) способность человека к продолжительному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая положительное влияние на развитие специфических компонентов...

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Оптимально подобранный режим двигательной активности, физические упражнения

Использование дополнительных анализаторов организма человека и физических упражнений для лучшего запоминания учебного материала.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный...

Влияние физической культуры и спорта на жизнь человека. Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры. Влияние физических нагрузок на...

Социальные функции физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт — это сложное явление современного общества, которое выполняет ряд социально важных функций: Укрепление здоровья человека; Воспитание гармонично развитой личности, для которой важно физическое совершенство...

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления...

Укрепление здоровья включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Считается, что выполнение данной функции осуществляется путем систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность...

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

Физическая культура, как культура в целом, заключает в себе наибольший потенциал воспроизводства личности как целостности в своем физически-духовном единстве. Ситуация усложняется тем, что современная культура предоставляет человеку несколько источников...

Значение физической активности в жизни человека

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г. Дата публикации: 21.11.2016 2016-11-21.

Интенсивная двигательная деятельность, поддерживая структуру и функции органов и тканей, является абсолютно необходимым...

Похожие статьи

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа...

В данной статье рассматривается роль физической культуры в жизни учащейся молодёжи. Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт. Сегодня, в век технического прогресса...

Инновационные системы физического воспитания учащейся...

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, упражнение, двигательная активность, физическое развитие, учебный процесс, внеучебное время

Здоровьесберегающие технологии в процессе физического воспитания учащейся молодежи.

Рубрика: Физическая культура и спорт

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

2) способность человека к продолжительному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая положительное влияние на развитие специфических компонентов...

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Оптимально подобранный режим двигательной активности, физические упражнения

Использование дополнительных анализаторов организма человека и физических упражнений для лучшего запоминания учебного материала.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный...

Влияние физической культуры и спорта на жизнь человека. Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры. Влияние физических нагрузок на...

Социальные функции физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт — это сложное явление современного общества, которое выполняет ряд социально важных функций: Укрепление здоровья человека; Воспитание гармонично развитой личности, для которой важно физическое совершенство...

Занятия волейболом как средство сохранения и укрепления...

Укрепление здоровья включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Считается, что выполнение данной функции осуществляется путем систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность...

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

Физическая культура, как культура в целом, заключает в себе наибольший потенциал воспроизводства личности как целостности в своем физически-духовном единстве. Ситуация усложняется тем, что современная культура предоставляет человеку несколько источников...

Значение физической активности в жизни человека

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г. Дата публикации: 21.11.2016 2016-11-21.

Интенсивная двигательная деятельность, поддерживая структуру и функции органов и тканей, является абсолютно необходимым...

Задать вопрос