Влияние совместной работы военных и гражданских специалистов физической культуры и спорта на мотивацию допризывной молодежи к занятиям спортом в системе подготовки к службе на Военно-Морском Флоте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Богданов, И. В. Влияние совместной работы военных и гражданских специалистов физической культуры и спорта на мотивацию допризывной молодежи к занятиям спортом в системе подготовки к службе на Военно-Морском Флоте / И. В. Богданов, Р. Б. Мамбетов. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13231/ (дата обращения: 20.04.2024).



Данный материал раскрывает опыт совместной работы военных и гражданских специалистов по физической культуре при стимулировании и мотивировании допризывной молодежи к занятиям физической культурой и спортом, а именновоенно-прикладным спортом — греблей на шлюпках и гребно-парусным двоеборьем, что является элементом подготовки допризывной молодежи к службе на Военно-Морском Флоте Вооружённых сил Российской Федерации. Военнослужащие, активно занимающиеся физической культурой и спортом, собственным примером мотивируют допризывную молодежь к данному виду деятельности. Подрастающее поколение, видя, как взрослые занимаются своим физическим развитием, сами начинают заниматься физической культурой и спортом, уделяют этому много свободного времени и, тем самым, развивают физические качества, закаляют характер, повышают работоспособность, готовя себя к службе в армии, а также к трудовой и профессиональной деятельности. А наглядный пример является одним из основных мотивационных стимулов к таким занятиям.

Ключевые слова: взаимодействие, физкультура, спорт, допризывная молодежь, мотивация, гребля на шлюпках, гребно-парусное двоеборье, военно-прикладной спорт

This material reveals the experience of working together military and civilian specialists in physical culture to encourage and motivate youth to engage in physical culture and sports, namely military-applied sports — rowing boats and rowing and sailing competitions, and that is the element of youth preparation for service in the Navy in the Armed forces of the Russian Federation. Soldiers, actively engaged in physical culture and sports, by example and motivate pre-conscription young people to this type of activity. The younger generation, seeing as the adults engaged in their physical development, they begin to engage in physical culture and sports, devote a lot of time and thus develop physical qualities, builds character, increases efficiency preparing himself for military service, employment, and professional activities. A сlear example is one of the main incentive to such activities.

Keywords: interaction, physical education, sports, pre-conscription youth, motivation, rowing boats, rowing and sailing, biathlon, military-applied sports

Первое достоверное упоминание о лодке своими корнями уходит в глубокую древность — около 12 тысяч лет назад у людей появилось первое средство передвижения по водным просторам. В силу повседневной деятельности у человека возникла потребность передвигаться по глади воды. Изначально для этой цели использовали бревно. Затем бревно трансформировалось в лодку, когда в нём стали выжигать или выдалбливать углубление для гребца. Изобретение лодки и весла произошло почти одновременно. Эти изобретения значительно упростили передвижение по воде. В тех местах, где деревьев росло мало или они вообще отсутствовали, люди научились делать лодки из шкур животных, используя в качестве каркаса жёсткий китовый ус. Изобретение лодки и весла открыло новую эпоху в истории освоения человеком водной стихии, он получил первое транспортное средство (судно) для передвижения по воде [1].

Рассмотрим определение судна. Судно — это плавучее инженерное сооружение, предназначенное для выполнения различных задач мореплавания. Для этого судно должно быть прочным, водонепроницаемым и обладать соответствующими мореходными качествами: плавучестью, непотопляемостью, остойчивостью, управляемостью и ходкостью [2].

Шлюпка является маломерным судном. В процессе плавания шлюпка подвергается действию различных сил и крутящих моментов. Под их влиянием шлюпка плавает, движется и наклоняется в разных направлениях [3].

Сочетание теоретических знаний и комплекса практических навыков экипажа шлюпки по выполнению своих обязанностей в различной обстановке и умению личного состава сноровисто действовать, управлять шлюпкой при одиночном и совместно с другими шлюпками маневрировании называется морской выучкой [4].

Морская выучка — неотъемлемая часть боевой подготовки воинов. Об этом, к сожалению, почему-то стали забывать. Но теперь возрождаются былые традиции — о шлюпочной практике снова вспомнили. И это несмотря на то, что современные быстроходные плавсредства, которыми укомплектовываются корабли, уже не требуют от моряков навыков владения веслом и парусом так, как это было необходимо еще 20–30 лет тому назад. [5].

Но все же мы озадачились вопросом: «Кому сегодня нужно управлять шлюпкой»? Лучший ответ на этот вопрос можно найти в книге контр-адмирала В. А. Дыгало «Откуда и что на флоте пошло»: «…Хотя флот действительно изменился, но море-то осталось прежним! И только сильные и мужественные люди, как и раньше, смогут противостоять стихии. И где же, если не в шлюпке, можно воспитать профессиональные морские качества? Потому в программе обучения курсантов высших военно-морских училищ включена морская практика. А на флоте по-прежнему одним из самых популярных состязаний считаются шлюпочные гонки — захватывающий вид спорта как для участников, так и для болельщиков». [6]

Для привлечения молодежи к занятиям греблей на шлюпках и гребно-парусным двоеборьем необходимо использовать опыт военных специалистов физической подготовки и спортсменов-разрядников, которые совместно с педагогами общеобразовательных учреждений и спортивных школ могут готовить допризывную молодежь к этим видам спорта, тем самым прививая морскую выучку и традиции.

Если рассматривать гребно-парусное двоеборье и греблю на шлюпках с позиций ставших сегодня популярными фитнеса и здорового образа жизни, то необходимо отметить, что все упражнения, используемые как массовое средство профилактики и оздоровления — ритмичные. Занятия греблей на шлюпках также можно рассматривать как ритмичные оздоровительные физические упражнения.

Великий русский физиолог И. П. Павлов писал: «Не знаю ничего более властного и полезного в организме, нежели ритм».

Установлено, что продолжительная ритмичная гребля идеально укрепляет сердечную мышцу. Упражнения с веслом тренируют её, в особенности левый желудочек, который отвечает за транспорт обогащённой кислородом артериальной крови.

Систолический объём сердца у гребцов достигает рекордных величин, а пульс в покое колеблется в пределах 50–60 уд./мин. Облегчает работу сердца и то, что активное сокращение мышц во время гребка помогает возвратному кровообращению, ускоряет отток крови по венам.

При занятиях греблей сердце работает в особо комфортных условиях, оно как бы плавает в артериальной крови. Гребец дышит чистым, ионизированным и хорошо отфильтрованным воздухом — водная поверхность осаждает взвешенные пылинки и твёрдые микрочастицы городской атмосферы.

Усиление мощности работы сердечной мышцы при одновременной интенсификации доставки к нему богатой кислородом артериальной крови благотворно воздействует на сердце, укрепляя и создавая резервные запасы его мощности и выносливости.

Гребля — это ещё и эстетическое воспитание. Созерцание природной красоты обогащает нас новыми впечатлениями, исцеляет, восстанавливает благоприятное эмоциональное состояние. Занятия на воде повышают тонус, снимают усталость, улучшают настроение, дают бодрость, энергию, позволяют сбросить излишки эмоционального напряжения и гасят в мозгу центры раздражения. «Без природы человек закисает, превращается в обывателя, мещанина. Тот, кто хочет хорошо работать, должен постоянно общаться с природой» — замечает известный глазной хирург С. Н. Фёдоров [7].

Все эти факторы значительно мотивируют молодёжь к занятиям гребно-парусным двоеборьем и греблей на шлюпках, а значит побуждают подрастающее поколение готовиться к службе на флоте и в Вооруженных силах Российской Федерации.

Мотивация — это внутреннее побуждение человека к деятельности, способной удовлетворить его потребности. Мотивация в спорте предполагает наличие факторов и процессов, побуждающих спортсменов к действию или бездействию [8].

Существует множество классификаций мотивов занятий физической культурой и спортом. Приведем пример классификации А. Н. Николаева, в которой он выделил шесть групп мотивов, применимых к спортивной деятельности. Это мотивы, направленные на:

– высокий результат спортивной деятельности;

– удовольствие от процесса занятия спортом;

– самосовершенствование, укрепление здоровья, воспитание сильного характера;

– общение, удовольствие от встреч с товарищами по команде; вознаграждение, льготы, награды, различные поездки и сборы и т. д.;

– долженствование, которое сопровождается словами: «Занимаюсь, потому, что так надо».

Путь к эффективной, результативной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная, что движет человеком и побуждает его к деятельности, можно разработать эффективную систему форм и методов формирования мотивации к физической культуре и спорту у молодежи. На примере Северного флота можно отметить, что захватывающие соревнования на шлюпках среди спортивных команд войсковых частей Северного флота, качественная пропагандистская работа специалистов физической подготовки привели к развитию массовости военно-прикладных видов спорта и вовлечение допризывной молодежи к занятиям спортом.

Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься спортом, но и придают занятиям осмысленный характер. Для этого необходимо овладение системой определенных умений и навыков, благоприятное психологическое состояние, развитие способностей, физических качеств и свойств личности. Именно регулярные занятия физической культурой и спортом должны обеспечить достижение необходимого уровня физического и умственного развития молодежи. Этого можно добиться только тогда, когда педагог направляет свою деятельность на всестороннее развитие личности, грамотно сочетает все формы и методы воздействия на него, а также правильно организует время занятий [9 с. 55]. Что и формирует готовность личности как к службе в армии, так и к трудовой и профессиональной деятельности.

Военнослужащие собственным примером стимулируют мотивацию допризывной молодежи к занятиям физической культурой и спортом, что имеет несомненный педагогический эффект, как в плане физического и духовного развития, воспитания воли, коллективизма, так и в плане подготовки к воинской службе и формирования положительного отношения к ней [10].

Литература:

  1. Шитарев, В. С. Паруса над океаном: Из глубины веков-до наших дней. — М.: ИЛБИ, 1996. — 287с.
  2. Плехов, А.М., Шапкин, С. Г. Словарь военных терминов. — М.: Воениздат, 1988. — 345с.
  3. Акимов, Р. Н. Теория парусной шлюпки. — Севастополь.:парусная федерация, 2012. — 42с.
  4. Плехов, А.М., Шапкин, С. Г. Словарь военных терминов. — М.: Воениздат, 1988. — 345с.
  5. Беневоленский, С., Дубина, В., Погребная, С. Мы дадим всем рекордам наши флотские имена. — Владивосток.: ИПК Дальпресс, 2014. — С. — 94–95.
  6. Дыгало, В. А. Откуда и что на флоте пошло. — М.: Крафт+, 2000,. — 247с.
  7. Плеханов, Ю. А. На вёслах за здоровьем. — М.: Физкультура и спорт,1991/6, М.http://dragonbts.ucoz.ru/publ/moi_stati/vozdejstvie_grebli_na_organizm/ (дата обращения 10.10.2017).
  8. Николаев, А. Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности. — СПб.:С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, 2003. — 55с.
  9. Николаев, А. Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности. — СПб.:С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, 2003. — 55с.
  10. Богданов, И. В. Мотивация занятий физической культурой и спортом молодежи при взаимодействии гражданских и воинских организаций — Вестник новгородского государственного университета. — 4 (102), В.Новгород.: 2017. — 22–25с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, допризывная молодежь, гребно-парусное двоеборье, шлюпка, спорт, артериальная кровь, занятие греблей, морская выучка, спортивная деятельность, Российская Федерация.

Ключевые слова

мотивация, взаимодействие, спорт, физкультура, допризывная молодежь, гребля на шлюпках, гребно-парусное двоеборье, военно-прикладной спорт

Похожие статьи

Организация массового спорта и спорта высших достижений...

Ключевые слова: взаимодействие, физкультура, спорт, допризывная молодежь, мотивация, гребля на шлюпках, гребно-парусное двоеборье, военно-прикладной спорт. Отбор кандидатов для занятий военным троеборьем.

Творческое применение военно-прикладных физических...

Ключевые слова: взаимодействие, физкультура, спорт, допризывная молодежь, мотивация, гребля на шлюпках, гребно-парусное двоеборье, военно-прикладной спорт.

Совместная деятельность государственных, общественных...

Российская Федерация, физическая подготовка, Сила, TRP, комплекс ГТО, военная служба, физическая культура, подрастающее поколение, защита Родины, допризывная молодежь.

Мамбетов Руслан Бехтемирович — Информация об авторе

военнослужащий, тренер сборной команды Северного флота по гребле на шлюпках и гребно-парусному двоеборью.

Влияние совместной работы военных и гражданских специалистов физической культуры и спорта на мотивацию допризывной молодежи к...

Значение плавания для здоровья человека | Статья в журнале...

Американский спортсмен по вольной борьбе, победитель Летних олимпийских игр, проведенных в 1972 году в г. Мюнхене (ГДР), Д. М. Гейбл начал первую свою спортивную деятельность именно с плавания и до 14-летнего возраста систематически занимался данным видом спорта.

Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных...

интерес, физическая культура, спортивная деятельность, мотив, занятие спортом, мотивационная сфера, спорт, подростковый возраст

К вопросу формирования и управления спортивной мотивацией... мотив, занятие спортом, мотивация, спортивная деятельность...

Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента — соревнования полностью утрачивает свой смысл и свою специфику 2,с.78.

Подвижные и спортивные игры на занятиях по физической...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

На учебно-тренировочных занятиях по спортивным игра (баскетбол, волейбол), наши преподаватели, вместе со специальными упражнениями используют подвижные игры, для решения задач физической, технической и тактической...

Похожие статьи

Организация массового спорта и спорта высших достижений...

Ключевые слова: взаимодействие, физкультура, спорт, допризывная молодежь, мотивация, гребля на шлюпках, гребно-парусное двоеборье, военно-прикладной спорт. Отбор кандидатов для занятий военным троеборьем.

Творческое применение военно-прикладных физических...

Ключевые слова: взаимодействие, физкультура, спорт, допризывная молодежь, мотивация, гребля на шлюпках, гребно-парусное двоеборье, военно-прикладной спорт.

Совместная деятельность государственных, общественных...

Российская Федерация, физическая подготовка, Сила, TRP, комплекс ГТО, военная служба, физическая культура, подрастающее поколение, защита Родины, допризывная молодежь.

Мамбетов Руслан Бехтемирович — Информация об авторе

военнослужащий, тренер сборной команды Северного флота по гребле на шлюпках и гребно-парусному двоеборью.

Влияние совместной работы военных и гражданских специалистов физической культуры и спорта на мотивацию допризывной молодежи к...

Значение плавания для здоровья человека | Статья в журнале...

Американский спортсмен по вольной борьбе, победитель Летних олимпийских игр, проведенных в 1972 году в г. Мюнхене (ГДР), Д. М. Гейбл начал первую свою спортивную деятельность именно с плавания и до 14-летнего возраста систематически занимался данным видом спорта.

Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных...

интерес, физическая культура, спортивная деятельность, мотив, занятие спортом, мотивационная сфера, спорт, подростковый возраст

К вопросу формирования и управления спортивной мотивацией... мотив, занятие спортом, мотивация, спортивная деятельность...

Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы

Рубрика: Физическая культура и спорт.

Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента — соревнования полностью утрачивает свой смысл и свою специфику 2,с.78.

Подвижные и спортивные игры на занятиях по физической...

Рубрика: Физическая культура и спорт.

На учебно-тренировочных занятиях по спортивным игра (баскетбол, волейбол), наши преподаватели, вместе со специальными упражнениями используют подвижные игры, для решения задач физической, технической и тактической...