Танцевальная культура народа саха в эстетическом воспитании старших дошкольников
Автор: Иванова Елена Титовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2948 раз
Библиографическое описание:
Иванова, Е. Т. Танцевальная культура народа саха в эстетическом воспитании старших дошкольников / Е. Т. Иванова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1695/ (дата обращения: 17.12.2024).
В дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) наметилась прогрессивная тенденция совершенствования педагогического процесса путем его обогащения этнокультурными традициями, что предполагает усвоение детьми национально-культурных ценностей, воплощенных в традиционном мировоззрении народа. В Якутии действует Концепция обновления и развития национальных школ, в которой говорится, что «подлинных граждан можно воспитать лишь на основе родной культуры, постепенно приобщая детей к традициям родного народа.
Якутский народ в основном сохранил свои уникальные традиции и национальную культуру, представляющий значительный ресурс для эстетического воспитания, подрастающего поколения. В этой связи приобрела особую актуальность проблема приобщения к якутскому танцевальному искусству детей с малых лет.
Особенности приобщения детей к народному танцевальному искусству изучались в исследованиях О.А. Апраксиной, Т.С. Комаровой, Н.И. Моревой и др. Учеными изучались познавательные и игровые интересы, интерес к народной поэзии, песне, танцу, природе. Авторы подчеркивают, что танец – это сфера деятельности, основанная на движении, позах, пластике и мимике, ритме как средствах эмоциональной выразительности.
Танцевальная культура народа саха - это сравнительно молодое, опирающееся на богатства уникального песенного и инструментального фольклора явление, уходящего своими корнями в глубокую древность. У якутов многие танцы связаны с охотой, оленеводством, промыслом. В нем всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком. Сегодня якутский танец — неотъемлемая составная часть многонациональной российской культуры.
На базе МДОУ № 24 «Кэскил» с. Томтор Оймяконского улуса в рамках работы кружка «Дайаана» посредством якутского танца мы учим дошкольников свободно владеть своим телом, познавать красоту окружающего мира. Недаром говорят, что «Красота спасет мир». Научить детей устремлению к красоте духовного развития – это немаловажная задача каждого педагога. Одевшись в красивые танцевальные костюмы, ребенок чувствует себя «на высоте», а подавая на сцене танец с красивым костюмом, становится вдвойне эстетически и духовно богатым, чувствует себя нужным в обществе человеком.
Для выявления динамики танцевальных навыков и умений у детей 4-7 лет мы используем диагностику, направленную на определение показателей их усвоения. Перед проведением диагностических методик используем разработанные нами критерии усвоения детьми народной танцевальной культуры: умение внимательно слушать народную музыку, различать ее характер; умение запоминать и передавать предложенные педагогом движения народного танца. На основе установленных критериев выявлены показатели усвоения дошкольниками народной танцевальной культуры.
Высокий уровень усвоения старшими дошкольниками народной танцевальной культуры: внимательно слушает музыку перед выполнением движения, может различить ее характер; правильно выполняет задания, ребенок легко и быстро воспроизводит движения, внимательный и прилагает все свои усилия, чтобы добиться результата; правильно определяет характер народного произведения, высказывается о нем.
Средний уровень: внимательно слушает музыку, может различить ее характер; есть интерес к поставленным задачам, но допускает незначительные ошибки при выполнении танцевальных движений;
Низкий уровень: невнимательно слушает народную музыку, не может различить ее характер, не высказывается о ней; выполняет задание неточно, допускает ошибки при выполнении движения.
При проведении диагностики после показа с опросом элементов якутского танцевального движения ребенку предлагаем его повторить, после чего проводится небольшая беседа с ним об исполненных движениях.
Детям были показаны:
I – подражательные движения, животных и птиц -
- бег оленя;
- элементы движения стерха;
- заячий прыжок;
- элементы движения птички; элементы из эвенских подвижных игр -
- «подскоки на опорной ноге»;
- «прыжок через нарты»;
- «метание»;
II – движения имитирующие трудовой процесс -
- «шитье»;
- «доярушка»;
- «плетенье кос»;
- «охота»;
- «лыжник»;
- «колка дров».
В ходе методики детям задаем следующие вопросы:
1. Как называется это движение?;
2. Что показывает, на что или на какое действие похоже?;
3. Почему эти движения нашли место в якутском танце?
Определив у детей умения подражательства движениям народного якутского танца и уровня отношения к культуре народа саха, приступаем к процессу обучения якутскому танцу.
Выразительный показ взрослого занимает ведущее место в системе формирования у детей танцевальных навыков. Взрослый формирует правильные представления ребенка о движениях танца, о своих собственных задачах. Сначала допускается подражательность педагогу, а затем дети постепенно переходят к полной самостоятельности при слушании и исполнении. При разучивании танца со словами обращается внимание на одновременное их выполнение. При этом стараемся довести танцевальный образ так, чтобы дети сами чувствовали танец якутского народа и передавали его характер мимикой и эмоциями.
Основная работа осуществляется на занятиях танцевального кружка «Дайаана» поэтапно.
1 этап: тренировочные упражнения и основные положения рук, ног, корпуса в якутских танцах.
2 этап: основные элементы якутского танца.
Подражательные движения элементам якутским танца. Элементы игровых танцев. Элементы труда в танцах «Мастерицы», «Охотник», «Зимние узоры».
3 этап: традиционный якутский праздник «Ысыах».
Задачи при обучении дошкольников якутскому танцу:
- включение всех якутских движений в виде разминки;
- изучение основных элементов якутского танца;
- усвоение стиля и манеры якутского танца;
- ознакомление с его смысловым содержанием;
- беседы об истоках якутского народного танца, о происхождении и специфики исполнения основных движений;
- помочь уловить связь якутского танца с жизнью, бытом, с природно-климатическими условиями и трудовым процессом народа саха.
Вот некоторые элементы из якутских подвижных игр и танцев, которым мы учим детей на занятиях кружка:
«Дьиэрэнкэй» - особый вид бега, подскоки с ноги на ногу на месте и с продвижением вперед и назад.
«Чохчоохой» - юноши соревнуются на выносливость, исполняется по IV позиции, в полном присесте, подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя.
«Атах тэпсии» - подскоки на опорной ноге (правой или левой), одновременно работающая нога выносится вперед, затем переносится на другую (правую, левую) переставляется на противоположную ногу.
«Кулун куллуруhуу» - кружение под рукой.
«Прыжок зайца» - прыжок на две ноги вперед, в сторону, назад – присесть на VI позиции и сделать прыжок на обе ноги. Опускаясь с полупальцев на всю стопу вперед, в сторону и назад.
«Бой петухов» («бетуктээhин») подскоки. Подскоки на одной ноге, приближаясь и отталкиваясь друг от друга.
Интерес к якутскому танцу, увлеченность его характером, любовь к нему - обязательное условие для того чтобы он широко раскрыл и подарил детям свой мир, для того, чтобы он мог выполнить свою воспитательную и познавательную роль. Большое значение для творческого роста дошкольников имеют выступления перед зрителями. Они активизируют детей, стимулируют их работу в коллективе, формируют качество исполнения.
Дополнительными средствами, способствующими воспитанию ребенка были тексты литературных произведений (стихов, сказок, легенд), жесты, мимика, движение, костюм, мизансцена, т.е. творческие «знаки» театрально-музыкального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка являлось важнейшим методическим принципом проведения экспериментальных занятий.
За время работы кружка «Дайаана» родители постоянно помогают в решении организационных вопросов – подготовка атрибутов и костюмов для выступлений детей на праздниках, различных смотрах и конкурсах, гастролей, каких-либо ответственных мероприятий, решают многие ответственные вопросы по перевозу кружковцев, посещают открытые занятия. Такая совместная работа сплачивает всех и превращает в единый коллектив в составе «Дайааны»: дети, родители, руководитель.
Воспитанниками достигнуты следующие достижения в деятельности кружка:
- Республиканский конкурс «Полярная звезда», 2008, 2009, 2010, 2011 гг. – лауреат I степени;
- Лучший руководитель года – 2004, 2008, 2010 гг.;
- Сертификат распространения опыта - г. Якутск, 2011г;
- Сертификат распространения опыта - с. Намцы, 2011г;
- Лучший танцевальный коллектив – 2009 г.
Литература:
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе.- Воронеж, НПО «ОДЕКС»,2001.-350с.
Григорьева А.А. Методологические и теоретические проблемы этнопедагогики якутов.- М.:МГОПУ,1993.
Лукина А.Г.Пути развития традиционной якутской хореографии.- Якутск,1996.-с.123.
Пищикова Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства.// Дошкольное воспитание.-2004.-№2.-С.67