Возможности использования конструктора LEGO в учебном процессе
Авторы: Келбусова Светлана Сергеевна, Богачева Дарья Михайловна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 05.12.2016
Статья просмотрена: 1284 раза
Библиографическое описание:
Келбусова, С. С. Возможности использования конструктора LEGO в учебном процессе / С. С. Келбусова, Д. М. Богачева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 198-201. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11539/ (дата обращения: 16.12.2024).
В последние годы в российском образовании всё более популярной становится образовательная робототехника. Сотни школ используют конструкторы нового поколения в дополнительном и основном образовании. Во многих регионах России образовательная робототехника успешно развивается на протяжении уже нескольких лет. Робототехника становится сегодня популярным и эффективным средством в изучении информатики, физики, технологии и других предметов, что позволяет достигать высоких результатов в обучении и мотивации школьников к выбору профессий инженерно-технического профиля. [1,c.104]
При знакомстве с робототехникой учащиеся на практике начинают понимать, как применять математические формулы для расчёта траектории движения, физические законы для расчета заряда аккумулятора и мощности моторов, химические формулы и процессы для проведения замеров и расчётов. [3,c.1]
Для организации занятий школьников в области робототехники на рынке предлагается много различных конструкторов, которые дают возможность ученику собрать конструкцию робота, составить программу и запустить модель. Наиболее популярным конструктором является LEGO, т. к. основными идеями его являются модульность и совместимость. Приобретая разные наборы конструктора можно собирать всевозможныемодели автомобилей, самолетов, кораблей.
В 2014 году в комплекте с оборудованием для кабинета физики в нашу школу были поставлены LEGOMINDSTORMS NXT конструкторы. Первоначально их использовали для участия в соревнованиях по робототехнике «Битва роботов», которые организовывает и проводит Череповецкий государственный университет для старшеклассников школ города — своих будущих абитуриентов. К сожалению, не во всех учебных заведениях нашего города есть такие конструкторы, и наша школа в числе немногих явились счастливыми обладателями тренажеров для соревнований «Битва роботов». После уроков учителя информатики и ученики 10-х классов собирали ЛЕГО модели, знакомились со средой программирования NXT-G и учились писать программы для преодоления трассы вдоль черной линии и участия в состязании кегельринг. Оказалось, что собрать робота достаточно просто, а вот программировать сложнее. В интернете есть обучающие сайты по программированию в среде NXT, однако по готовой программе работать не так-то и просто, приходилось отлаживатьее, придумывать свои модули, поскольку чтобы победить, нужен не стандартный подход к решению.
Впервые принимая участие в соревнованиях «Битва роботов» (LEGO конструктора у нас тогда не было) не смогли пройти в итоговый раунд конкурса из-за отсутствия практического опыта. В прошлом году оказались в финале и в первом конкурсе движение по черной линии показали лучшее время. Во втором туре кегельринг уступили соперникам. В этом году с учениками старших классов решили попробовать свои силы и поучаствовать в конкурсе «РобоФест iCity — 2016», который проходил в Череповце в рамках межрегионального форума информационных технологий «ИТ-форум #iCity2016». После интенсивных тренировок удалось придумать и написать рабочую программу для движения робота собственной конструкции вдоль черной линии. Соревнования проходили по олимпийской системе, из каждой пары в заезде проходил далее только один робот. После шести часов соревнований (сборка робота, программирование, отладка и сами заезды) в упорной борьбе мы победили.
Соревнования роботов — это интересно и увлекательно, но возникает вопрос: Почему LEGO конструкторы находились в учебном комплекте кабинета физики? Изучив различные источники, захотелось на практике доказать, что конструктор в изучении физики принесет новую волну интереса школьников. Решили подготовить и провести лабораторную работу по физике для 9 класса «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении».
Так как у учащихся огромный интерес к изучению нового, то без труда нашли помощников для проведения эксперимента, написания программы для работы установки и создания описания к работе, а также инструкции для сборки установки в программе LEGODigitalDesigner. И вот что получилось.
Лабораторная работа по теме «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении».
Цель работы: вычислить ускорение, с которым скатывается шарик по наклонному желобу.
Приборы и материалы: конструктор LEGO MINDSTORMS, ноутбук или компьютер с программным обеспечением NXTSoftware, программа для работы системы.
Порядок выполнения работы:
- Сборка базовой конструкции.
Конструкция представляет собой модификацию традиционной установки, дополненную:
1) датчиком света (устанавливается в нижней части наклонной плоскости и реагирует на прокатывающийся мимо него шарик, останавливая программный секундомер, который замеряет время скатывания шарика с наклонной плоскости);
2) датчиком расстояния (устанавливается в верхней части наклонной плоскости, крепится на устройство для запуска шарика, измеряет длину наклонной плоскости);
3) датчиком касания (устанавливается в любой точке установки, приводит в «движение» установку);
4) микропроцессорным блоком NXT (устанавливается на поверхности стола, в процессе демонстрации на экран микропроцессорного блока выводится время движения и перемещение шарика).
На рисунке 1 показаны датчики, которые использовались для сборки установки (датчик света, датчик касания, датчик расстояния).
Рис. 1. Датчики
На рисунке 2 показан пример установки, которую собрали на уроке, на базе конструктора LEGO MINDSTORMS с микропроцессорным блоком NXT, до начала эксперимента (а) и после него (б).
Рис. 2а. Установка до эксперимента
Рис. 2б. Установка после эксперимента
Основной частью установки является наклонный желоб, состоящий из деталей LEGO конструктора (балки и штифты), по которому скатывается шарик. В верхней части желоба закрепляется устройство, которое по команде программы управления установкой отпускает шарик, программа пишется до начала урока и загружается в микропроцессор NXT с ноутбука при помощи USB кабеля. В момент нажатия на кнопку датчика касания (пуска шарика) микропроцессорный блок запускает программный секундомер, который останавливает шарик, прокатываясь мимо датчика света.
В начале эксперимента шарик помещается на верхнюю часть плоскости и удерживается от скатывания балками, прикреплёнными к сервомотору.
Ход работы:
1) Включить ноутбуки, открыть файл инструкция. lfx, расположенный на рабочем столе. Собрать установку для измерения ускорения движения тела по наклонной плоскости.
2) Установить шарик в установку.
3) Открыть файл программа.rbt, расположенный на рабочем столе и загрузить готовую программу в микропроцессор NXT.
4) Запустить программу, загруженную в микропроцессор.
5) Записать показания датчика расстояния S c экрана микропроцессора.
6) Нажать датчик касания.
7) Записать время движения шарика t с экрана микропроцессора.
8) Рассчитать значение модуля ускорения: a= 2S/t2.
9) Результаты измерений и вычислений занести в таблицу:
№ опыта |
S, м |
t, c |
a, м/с2 |
9) Сделать вывод.
После ряда удачных экспериментов было решено использовать лабораторную работу на уроке физики в 9 классе. По итогам урока учащимся было предложено заполнить анкету рефлексии.
№ |
Вопросы |
да |
нет |
незнаю |
1 |
Понравилось тебе необычная практическая работа? |
100 % |
0 % |
0 % |
2 |
Интересно было собирать экспериментальную установку в LEGO конструкторе? |
92 % |
8 % |
0 % |
3 |
Хотел бы ты сам придумать и провести эксперимент по физике или другому школьному предмету, используя LEGO конструктор? |
79 % |
9 % |
12 % |
4 |
Хотел бы ты научиться писать программы для управления экспериментальными установками? |
59 % |
15 % |
26 % |
5 |
Что больше всего понравилось в работе на уроке? (1.собирать установку по инструкции, 2.проводить эксперимент, ……) |
1 |
2 |
другое |
25 % |
57 % |
18 % |
Конструктор LEGO помогает обучающимся лучше усваивать материал по физике через игровую и учебно-исследовательскую деятельность на уроке. Спланированная и организованная работа с образовательным конструктором значительно упрощает подачу практического материала, обучающиеся с интересом выполняют предложенные задания.
Применение на занятиях конструктора LEGO способствует развитию навыков конструирования и алгоритмического мышления. Осуществляется комплексный подход к развитию таких качеств личности, как внимательность, терпение, трудолюбие, а также происходит развитие коммуникативных навыков при работе в группах и устных или письменных рассуждениях [2, c.20].
Продолжим работать с конструктором LEGOMINDSTORMSNXT в данном направлении и поможем учителям физики нашей школы собрать картотеку практических работ с подробными инструкциями и программами в среде LEGONXT-G для проведения лабораторного практикума.
Литература:
- Ершов М. Г. Робототехника как средство индивидуализации образовательного процесса по физике // Пермский педагогический журнал. — 2014. — № 5. — С. 104–109.
- Образовательная робототехника: дайджест актуальных материалов / ГАОУ ДПО «Институт развития образования Свердловской области»; Библиотечно-информационный центр; сост. Т. Г. Попова. — Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. — 70 с
- Особенности изучения робототехники в школе // ROBOT.UNI-ALTAI. URL: http://robot.uni-altai.ru/metodichka/publikacii/osobennosti-izucheniya-robototehniki-v-shkole (дата обращения: 30.08.2016).