Сценарий мастер-класса «Web 2.0. Пришел! Увидел! Победил»
Авторы: Симаков Михаил Анатольевич, Костенко Светлана Леонидовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 30.11.2016
Статья просмотрена: 393 раза
Библиографическое описание:
Симаков, М. А. Сценарий мастер-класса «Web 2.0. Пришел! Увидел! Победил» / М. А. Симаков, С. Л. Костенко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11508/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: Организовать деятельность участников для знакомства с сервисами WEB 2.0 и их использования в профессиональной деятельности.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с возможностями сервисов WEB 2.0
- Повысить уровень икт-компетентность участников мастер класса, их мотивацию на системное использование сервисов в профессиональной деятельности.
По окончанию мастер-класса участники научатся: создавать презентацию с помощью сервиса Prezi.com.; создавать облако тегов с помощью сервиса www.wordle.net, tagul.com.; кодировать информацию QR-кодом; удалять фон на любом изображении с помощью сервиса clippingmagic.com.
Оборудование: 5 компьютеров подключенных к сети Интернет, проектор.
Образовательные технологии: групповая работа, метод проектов. Форма проведения творческая мастерская. Время: 1,5–2 часа. Количество участников: 5–25 человек. Продукт: презентация. При регистрации участники получают карточки с номерами от 1 до 5.
Web 2.0. Что это? Это понятие настолько объемное и расплывчатое, что немало сломано копий при попытке дать точное определение понятию. Если рассматривать историю развития Web. то выделяют три периода.
- Эпоха зарождения, можно назвать Web 0.1 (beta) — это этап зарождения такого явления, как веб. «Веб» — это информационное наполнение сети Интернет, то есть «контент» инета. Первый этап — это время, когда интернетом пользовались исключительно НИИ, хайтек-корпорации и прочие компании, для которых эта сеть и создавалась.
- Следующую эпоху развития Web мы ассоциируем со словами «интернет» и «веб». Отличие первого веба от второго была отсталость в самовыражении пользователей. Для создания «домашней странички» людям приходилось разбираться в устройстве HTML, покупать услуги хостинг-провайдеров, цены которых были ориентированы на компании, желающие открыть сайт. Поэтому эпоха web 1.0, — время сайтов, а не людей.
- Центром Web второго поколения являются люди, их знания, их взаимодействие и возможность самовыражения, это новое течение, этап эволюции в Интернете. В данное понятие входят мода на дизайн сайтов, и использование новых технологий, и даже клиентские приложения, которые трудно отнести к вебу вообще [1, с. 26].
Основателем термина «web 2.0" является Тим О'Рейли. 30 сентября 2005 он написал статью, в которой рассказывает о новой концепции веба, пришедшей на замену рухнувшему «доткому». Вeб 2.0 — обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями: блоги, wiki, социальные сети и т. д. Веб 2.0 — это современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.
Эти групповые действия включают: персональные действия участников и коммуникации участников между собой; записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов (Живой журнал, блог или ВикиВики); размещение ссылок на интернет-ресурсы и их рейтингование (БобрДобр); размещение фотографий (Фликр, Фотки.ру); размещение книг (возможны иллюстрации) (Скрибд); видеосервисы (Ютьюб, Социальная сага, видеоблог); компиляция на одной странице «сборной солянки» из различных интернет-сервисов; географические сервисы (Земля Гугл, Викимапия) и сервисы на их основе (т.н. мэшапы (от англ. «mash up») (Панорамио — отображение фотографий Фликр на Картах Гугл, моделирование объектов в 3D (Скетчуп)); обмен сообщениями (мессенджеры, электронные RSS-рассылки, Скайп).
Сервисы Веб 2.0 поддерживают самопроизвольный путь развития сообществ, когда они не создаются по указанию сверху, а складываются снизу-вверх из небольших усилий множества формально независимых участников. Участники социальной сети могут совершать простые действия по созданию или выбору наиболее интересных статей, фотографий или аудиозаписей.
Создание тегов — это процесс создания ключевых слов и связывания их с данными. Основная идея облака тегов заключается в отображении тегов в соответствии с их значением, их весом и частотой употребления по сравнению с другими тегами. Для этого используются размер шрифта и цвет. Если тег важен, то его выделяют большим размером шрифта и ярким цветом. Тэги не являются инструментом, всегда понятную пользователю навигацию. Польза «облаков» тегов заключается в том, что они статически определяют и визуально выделяют важные темы, что невозможно сделать при помощи традиционных меню и средств навигации.
«Облака тегов» предлагают очень интересную модель навигации; и хотя эта техника иногда рассматривается как «альтернативная», ее не следует использовать в качестве замены традиционной навигационной модели, а лишь в качестве дополнительной возможности, предоставляющей посетителям возможность быстрее сориентироваться в структуре и содержимом сайта. Благодаря своей форме, напоминающей облака, дизайн тегов четко отделяет их от остальных элементов дизайна, размещенных на странице. Примеры сайтов www.icloud.com, www.wordle.net, www.tagxedo.com, www.imagechef.com, tagul.com [2, с. 14].
Интеллект-карта– это графическое выражение процесса мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. Метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи.
Основное правило построения интеллект-карт гласит: «Интеллект-карта представляет информацию в графическом виде».
Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты: объект изучения находится в центре; основные темы, связанные с объектом внимания, расходятся от центрального образа в виде ветвей; ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами; ветви формируют связанную узловую систему.
Графическое изображение информации имеет большое преимущество перед конспектом в том, что информацию можно располагать и комбинировать в любых формах, не привязываясь к логической последовательности и без опасения сделать текст конспекта бессмысленным. Преимущества интеллект-карт:
Экономия 50 % времени на конспект.
При написании конспекта большая часть времени уходит на построение логической последовательности фактов. Если сразу «рисовать» информацию в виде интеллект-карты, а потом, разворачивая ее в конспект, то можно сэкономить до 50 % времени, потраченной на первичное написание и расшифровку уже написанного конспекта.
Концентрация информации на важных моментах.
Каждый новый узел интеллект-карты, особенно если он выделен цветом и пиктограммами, представляет собой новый «центральный элемент», новый центр ассоциации.
Визуально четкие ассоциации
Интеллект-карты позволяют «пространственно» соотносить различные понятия и термины. У человека возникают стойкие ассоциации между терминами, формируется связанная система понятий, развернутая система выводов.
Улучшение запоминания.
Процесс запоминания понятий с помощью интеллект-карт улучшается по нескольким причинам:
Интеллект-карта строит четкую систему связей и ассоциаций, напоминающих работу нашего мозга;
Помимо абстрактно-логического мышления, присущее левому полушарию мозга, при построении интеллект-карты работает пространственное и образное миропонимание, за которое ответственно правое полушарие мозга.
Правильное, как логическое, так и эстетическое построение материала, вызывает его лучшее запоминание.
Красивая интеллект-карта вызывает больше положительных эмоций, благотворно влияющих на нашу долговременную память.
Все вышесказанное говорит о преимуществах использования интеллект-карт в жизни. Однако решение, использовать интеллект-карты или нет, все равно остается за Вами. Однако если Вы решили не пользоваться интеллект-карты, Вы не сможете полностью раскрыть свой потенциал в креативной области.
Работа с программой «Prezi»отличается от других программ для создания презентаций. Prezi — это приложение, которое позволяет создавать красивые презентации онлайн. Является альтернативой из многих программ по созданию презентаций. Prezi предоставляет достаточные широкие возможности по созданию качественных интерактивных презентаций.
Удобный в использовании облачный сервис. Самое главное, презентация может идти не только линейно, как позволяют большинство программ, но с любого места презентации можно уйти на произвольно выбранный слайд, который оформлен как фрагмент общей картинки. В Prezi можно добавить 3D эффекты — получается очень красиво и интересно. Как и других программах, в презентацию можно добавлять обои и музыку. Программа «Prezi» очень простая. Обучение работы с программой можно найти на сайте: http://prezi.com/. Вы создаете нелинейные презентации вместо слайдов. Не переключая их, вы можете акцентировать внимание на конкретном фрагменте. При просмотре презентаций интерфейс более приятный, чем в других подобных приложениях. Понадобится некоторое время, чтобы привыкнуть к работе, но немного практики и вы поймете, что пользовательский интерфейс довольно прост и интуитивно понятен. Требуется время, чтобы люди поняли идею создания презентации без индивидуальных слайдов. Это стоит того, потому что вы получите гораздо более интересную и насыщенную презентацию, чем делали до этого. Зарегистрироваться в Preziочень просто. В первую очередь, вам нужно определиться, какой версией программы вы хотите пользоваться. Есть несколько различных пакетов, в том числе и бесплатный. Бесплатная версия называется «открытая лицензия» и весит 100 Мб, работает в оффлайн режиме. Все презентации будут иметь логотип Prezi и могут быть опубликованы разработчиками в открытый доступ. В версии, которая весит 500МБ, презентации не имеют логотипа Prezi и нигде не публикуются. Этот пакет стоит $59 в год. Профессиональный пакет идет в комплекте с оффлайн редактором и занимает 2ГБ места. После того, как вы определились, необходимо заполнить регистрационную форму. После заполнения формы вам необходимо подтвердить свой электронный адрес, нажав на ссылку в письме, которое придет на ваш e-mail [3, с. 34].
Возможности Prezi:создание нелинейных презентаций, оффлайн создание презентаций в платном тарифном плане, оффлайн просмотр в бесплатном и платном тарифном плане, от 100МБ бесплатного тарифного плана до 2ГБ платного.
Как вы видите, мир WEB 2.0 многообразен и красочен. Каждый по-своему желанию в этом мире может найти нужный инструмент для реализации поставленной задачи. В начале занятия каждый из вас получил заветный номер — это номер вашей группы. Участники рассаживаются по группам, выбирают командира, получают ноутбук, маршрутный лист и алгоритмы работы с сервисами. На каждые две группы желательно иметь помощника.
Каждая из групп выполняет мини-проект по созданию презентации. Продуктом мастер-класса «Веб 2.0 Пришёл! Увидел! Победил!» является презентация, которую Вы сейчас создадите в Prezi. Макет презентации уже открыт у вас на ПК.
Выполнение задания. Просмотр презентаций.
Как бы вы могли использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности?
Литература:
- Леонтьев, В. П. Компьютерная академия: знакомства и общение в Интернете [Текст]: учебник/В. П. Леонтьев.- М.:Просвещение, 2015, 216 с.
- Печенкин, В. В. Анализ социальных сетей [Текст]: учебное пособие для пед. вузов и ИПК / В. В. Печенкин.-М.: Народное образование, 2015, 156 с.
- Прохоров, А. А. Социальные сети и Интернет [Текст]: учебное пособие для пед. вузов / А. А. Прохоров. -М.: Народное образование, 2015, 204 с.