Методическая разработка урока истории в пятом классе «Чему учил китайский мудрец Конфуций» (урок-исследование)
Автор: Вологдина Наталья Леонидовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 30.06.2017
Статья просмотрена: 1599 раз
Библиографическое описание:
Вологдина, Н. Л. Методическая разработка урока истории в пятом классе «Чему учил китайский мудрец Конфуций» (урок-исследование) / Н. Л. Вологдина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12721/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель урока: Определить смысл высказываний Конфуция об отношении к родителям.
Задачи:
- Развивать навыки работы с историческим источником.
- Формировать историческое мышление обучающихся через смысловое и функциональное чтение.
- Способствовать воспитанию уважительного отношения к родителям через составление на основе высказываний Конфуция правил поведения с родителями.
Средства обучения: проектор, презентация, карточки с заданиями для групп, плакаты с высказываниями Конфуция:
«Пока родители живы, не уезжай далеко, а если уехал, обязательно живи в определенном месте»;
«Нельзя не знать возраст родителей, чтобы с одной стороны радоваться, а с другой проявлять беспокойство»;
«Служа отцу и матери увещевайте их как можно реже. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства».
Педагогические технологии: технология исследовательского обучения, технология критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
- Организационно-мотивационный этап (17 минут)
1.1. Актуализация знаний— 10 минут
Первое задание на умение считывать информацию с исторической карты.
− Составьте рассказ по карте «Древний Китай». Покажите и объясните, где располагался Древний Китай? Какими морями омывается его территория?
− Какое значение в жизни древних китайцев играли реки Хуанхэ и Янцзы?
− Что вы можете сказать о современном Китае? Изменилась ли его территория по сравнению с Древним Китаем?
− Какие отношения сложились у России с Китаем?
Правильные ответы должны содержать следующую информацию:
Древний Китай располагался в Восточной Азии. В VII — V вв. здесь возникло множество городов — государств, постоянно воевавших друг с другом. Единое государство образовалось в III веке до нашей эры. Первым властелином единого Китая считается Цинь Шихуан. Наиболее пригодной для жизни людей в древности была долина двух великих рек Хуанхэ и Янцзы. Хуанхэ — в переводе с китайского— «Жёлтая река», что связано с обилием наносов, придающих желтоватый оттенок её водам. Янцзы — «Длинная река» — самая длинная и многоводная река Евразии. Китай — удивительная страна, с богатейшей историей и культурой. Самым известным памятником архитектуры Китая является Великая Китайская стена. В современном Китае проживает около одного миллиарда человек. Государство находится на грани демографического кризиса переселения. Поэтому правительство борется с высокой рождаемостью. Китай, по праву можно назвать «великим соседом» России.
Второе задание на установление ошибок висторическом тексте.
− Прочитайте текст и исправьте, допущенные в нем ошибки.
«Первые государства в Китае появились между реками Инд и Ганг. Китай стал единым государством в V веке до н. э., первым властелином которого считается царь Ашока».
Правильная формулировка:
Первые государства в Китае появились между реками Хуанхэ и Янцзы. Китай стал единым государством в III веке до н. э., первым властелином которого считается Цинь Шихуан.
Третье задание на развитие понятийного аппарата.
− Вставьте пропущенные орфограммы и объясните значение слов.
Подн. бесная, др. кон, б. мбуковая книга, и. роглифы, фи л. софия
Правильные ответы:
Поднебесная — китайский термин, который использовался для обозначения территории, на которую распространялась власть китайского императора.
Бамбуковая книга — скрепленные бамбуковые дощечки с иероглифами.
Иероглифы — название письменных знаков.
Философия — это наука об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.
Четвертое задание на сравнение особенностей жизни населения Китая иИндии.
− Рис выращивали не только в Китае, но и в Индии. Древние индусы и китайцы кроме употребления в пищу нашли другое применение рису. Как еще использовали рис в Древних Индии и Китае?
Правильный ответ:
Древние индийцы очень боялись змей, поэтому раскладывали вокруг дома комочки вареного риса, чтобы задобрить их.
Считается, что древние китайцы, использовали рис при строительстве Великой китайской стены, она добавляли в состав раствора, скрепляющего каменные блоки клейкую рисовую кашу.
Пятое задание на умение формулировать высказывания.
− Сформулируйте главный вопрос, который мы разбираем при изучении древних государств?
Правильный ответ:
Какой вклад в мировую культуру внесли древние китайцы?
− Дайте ответ на поставленный вами вопрос?
Правильный ответ:
В Древнем Китае были изобретены — бумага, порох, компас, книгопечатание и т. д.
− Таким образом, можно сделать вывод, что изобретения древних китайцев имеют мировое значение и являются общекультурным достоянием.
Физминутка — 3 минуты (см. Приложение № 1)
1.2. Постановка темы, цели изадач урока (7 минут).
− Кроме изобретений, которые вы назвали, Древний Китай славится своей философией.
− Каких философов Древнего Китая вы можете назвать?
− Самым известным философом Древнего Китая является Конфуций. Предлагаю вам разобраться, почему этот человек получил такую известность.
Задание на умение ориентироваться по ленте времени.
− На доске — слайд с портретом Конфуция, годы жизни философа и лента времени.
− Отметьте на линии времени, года жизни Конфуция? (551–479 гг. до н. э.)
− Вычислите, сколько лет прошло со дня смерти Конфуция? (2014 + 479=2493)
− Ребята, обратите внимание, более двух тысяч лет прошло после смерти Конфуция. А его до сих пор помнят во всем мире, читают его высказывания. Предположите, чем это можно объяснить?
Задание на развитие смыслового ифункционального чтения (анализ высказываний Конфуция ородителях идетях)
− На доске высказывания Конфуция. Проанализируем каждое из них.
Первое высказывание.
«Пока родители живы, не уезжай далеко, а если уехал, обязательно живи в определенном месте».
− Найдите в высказывании главные слова? (не уезжай далеко).
− Разве можно не уезжать от родителей? (конечно же, нельзя)
− Почему Конфуций дает нам совет «Если уехал, живи в определенном месте»? (чтобы родители не волновались и были спокойны за нас)
− Были ли ситуации в вашей жизни, когда родители не знали, где вы находитесь и не могли связаться с вами? (приводят примеры)
− Почему необходимо, чтобы родители всегда знали о вашем местонахождении? (чтобы родители не волновались). Что для этого нужно делать? (иметь при себе телефон, сообщать, если задерживаешься, ставить в известность, если куда-то собираешься пойти).
Второе высказывание.
«Нельзя не знать возраст родителей, чтобы с одной стороны радоваться, а с другой проявлять беспокойство»
− Выделите главные слова в этом высказывании? (возраст родителей)
− Для чего нужно знать возраст родителей? (чтобы помнить о том, что родителям нужны забота и внимание)
− Когда можно радоваться возрасту родителей, а когда необходимо проявлять беспокойство? (радоваться что они еще молоды, беспокоиться о их здоровье в старости)
− Что нам советует Конфуций? (помнить о возрасте родителей и всегда помогать им, не расстраивать своим поведением).
Третье высказывание.
«Служа отцу и матери увещевайте их как можно реже. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства».
− Какие слова будут главными в этом высказывании? (не поучайте родителей)
− В чем смысл высказывания? (нельзя укорять родителей, постоянно чего- то просить у них, нельзя грубить родителям).
− Какой совет нам дает Конфуций? (быть всегда с родителями почтительными и послушными).
− Какое из этих высказываний могло бы стать темой нашего урока? (обычно обучающиеся выбирают тему «Не уезжайте далеко»)
− Предположите, что является целью сегодняшнего урока (обучающиеся высказывают свои предположения до тех пор, пока не придут к выводу, что на уроке необходимо составить правила поведения с родителями).
− А что поможет их составить? (высказывания Конфуция)
− Зачем составлять правила, да еще при помощи высказываний Конфуция, который жил более двух тысяч лет назад? (чтобы понять, что значит заботиться о своих родителях)
-
Действенно-операционный этап (20 минут).
- Работа вгруппах— 7 минут.
− Начинаем работу в группах. Каждая группа составляет правила поведения с родителями по теме высказывания (записать маркерами на ватман):
1 группа-высказывание «Не уезжай далеко»
2 группа-высказывание «Возраст родителей»
3 группа-высказывание «Не поучайте родителей»
Время выполнения задания — семь минут.
По окончании времени, отведенного на выполнение задания, каждая группа представляет свои правила.
− У каждой группы карточки: зеленая и красная. Если будете затрудняться — поднимите красную карточку, когда будете готовы — зеленую карточку.
2.2. Дискуссия по результатам работы групп— 13 минут.
Выступление групп, представление составленных правил. Обсуждение правил. Составление общих правил поведения с родителями.
− Итак, мы получили правила поведения с родителями:
- Всегда предупреждай родителей, если ты задерживаешься в школе.
- Всегда предупреждай родителей, о том, куда и с какой целью ты пойдешь.
- Если уходишь из дома, бери с собой телефон. Убедись, что батарея заряжена.
- Не забывай про дни рождения родителей, поздравляй их.
- Оказывай посильную помощь родителям по дому.
- Не жди, когда тебя попросят что-то сделать, делай это сам.
- Не проси у родителей покупать тебе ненужные вещи.
- Не упрекай родителей, если они чего-то не выполнили, что тебе обещали, значит, не могли
- Никогда не груби родителям.
− Где вы будете использовать эти правила? (в отношениях со своими родителями, бабушками и дедушками)
− Почему Конфуция до сих пор не забыли?Ведь прошло более двух тысяч лет (он писал о том, что важно для каждого человека любой эпохи, затрагивал тему общечеловеческих ценностей)
− Таким образом, можно сделать вывод, что философия Конфуция является общекультурным достоянием. Поэтому к ней никогда не пропадет интерес.
− Зачем нам нужны советы Конфуция? (чтобы не допустить ошибку, чтобы поступать справедливо, правильно).
- Рефлексивно-оценочный этап— 5 минут.
− Предположите, почему мы за основу взяли высказывания Конфуция о родителях? Ответить на этот вопрос, вам поможет еще одно высказывание Конфуция.
«Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего не пожелаете себе. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства».
− В чем смысл этого высказывания? (Как человек ведет себя в семье, так, он ведет себя и в обществе. Как человек относится к своим близким, так, он относится и к государству)
− Теперь вы можете ответить на мой вопрос?
(В основе философии, культуры Древнего Китая лежит уважение к старшим, почитание родителей)
− Итак, философия Конфуция — это общекультурное достояние. Высказывания Конфуция доказывают, что история — это не только история становления и развития государств, прежде всего это история человеческих отношений.
Заключительные вопросы для обучающихся:
− Достигли ли мы целей урока?
− Что вас удивило на уроке?
− Чему вы научились на уроке?
− Что не удалось?
− Что бы вы могли посоветовать друг другу, чтобы улучшить работу?
− Оцените работу каждого в группе. Ответ аргументируйте.
Домашнее задание.
Основываясь на высказывании Конфуция, составьте правила поведения человека в обществе.
«Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего не пожелаете себе. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства»
Дополнительные источники: учебник (параграф 22), высказывания Конфуция, которые можно найти в сети Интернет.
Приложение № 1.
Физминутка.
Цель: переход от интеллектуальных действий кфизическим упражнениям, эмоциональная разрядка
− Ребята, я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать, но не словами, а жестами. Но, прежде, вспомните:
− Что делали египетские вельможи, когда приближались к фараону? (Поднимали руки)
− Как приветствуют друг друга индийцы? (Склоняют слегка голову, слаживая ладони на уровне груди, и произносят «Намасте», что значит «поклон тебе»)
Поднятые руки — ответ «да»
Приветствие индийцев — ответ «нет».
Итак, приготовились:
− Шахматы изобрели в Китае?
− Реку Хуанхэ китайцы называли блуждающей рекой?
− Будда — это индийский бог?
− Прекрасную царевну Ситу похитил Равана?
− Бумагу изготавливали из коры деревьев, бамбука и тряпок?
Литература:
1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. — М.: — 303 с. 2015.
- Ермолаева М. Г. Современный урок [Электронный ресурс]: анализ, тенденции, возможности. Учебно-методическое пособие/ Ермолаева М. Г.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 160 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26784.html.— ЭБС «IPRbooks».
- Изречения / Конфуций; Пер., предисл. и коммент. И. И. Семененко. — Москва: Изд-во МГУ, 1994. — 127 с.
4. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. Издательство: Наука.1981. 340 с.
5. Янцзы / Муранов А. П. // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.