Сюжетно-дидактическая игра «Научим Сережу и Катю осознанному потреблению» (подготовительная группа)
Авторы: Клементьева Елена Евгеньевна, Рысьева Наталья Викторовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (64) май 2023 г.
Дата публикации: 20.04.2023
Статья просмотрена: 225 раз
Библиографическое описание:
Клементьева, Е. Е. Сюжетно-дидактическая игра «Научим Сережу и Катю осознанному потреблению» (подготовительная группа) / Е. Е. Клементьева, Н. В. Рысьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 5 (64). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/250/8293/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ход занятия.
Обучающие задачи.
Познакомить с экономическим понятием «осознанное потребление».
Закрепить правила осознанного потребления: экономному потреблению природных материалов и энергии, ответственному подходу к покупкам, использованию повторно различных предметов, отказ от лишнего, переработка отходов.
Формировать умение планировать и совершать покупки, упражнять в умении следовать заранее запланированному списку.
Формировать умение детей взаимодействовать со сверстниками. Создавать положительный эмоциональный настрой и атмосферу принятия каждого ребенка.
Совершенствовать умение работать в паре, группе, договариваться, согласовывать свои действия с действиями окружающих, приходить к общему выводу, выполняя общее задание.
Развивающие задачи.
Развивать зрительно-моторные функции, логическое мышление, наблюдательность, внимание, память.
Развивать связную речь, закреплять умение грамматически правильно выстраивать предложения, четко отвечать на вопросы.
Развивать умение дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.
Воспитывающие задачи.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и окружающему миру.
Материалы и оборудование.
Демонстрационный материал : иллюстрации Сережи и Кати, кошелек, игровое поле «Чудесная полянка», дидактическое пособие (круги Луллия) «Волшебный круг».
Раздаточный материал : монеты номиналом в 1 рубль, различные эмблемы подсказки, картонные тележки на 2х детей, картинки к игре «Подбери заплатку», примеры с картинками, картинки с изображением 4х контейнеров, карточки-картинки с изображением отходов.
Ход игры.
1. Проблемная ситуация. Введение в сюжет.
— Ребята, сегодня к нам в гости пришли Сережа с Катей. Вывешивается картинка.
— Но посмотрите , брат с сестрой сильно озабочены. Ребята хотели бы приобрести новый смартфон. Но у них не хватает денег для этой покупки. У них всего 2 рубля, а телефон стоит 25 рублей.
—Подумайте, как можно решить эту проблему и помочь близнецам. Выслушиваются предложения детей.
2. Введение нового экономического понятия.
— Предлагаю сегодня научить ребят осознанному потреблению, тогда и денег хватит на любую покупку.
— Как вы думаете, что же такое осознанное потребление? Выслушиваются предложения детей
— Осознанное потребление — это разумное использование человеком различных материальных благ.
— Чтобы понять, что же такое разумное, осознанное потребление, воспользуемся нашей «Чудесной полянкой», которая поможет нам узнать несколько нужных для нас правил. Все подходят к игровому полю.
3. Распределение ролей. Объединение команд.
— Перед вами игровое поле, разделенное на четыре части. Играть будем по два человека в каждом секторе.
—Рассмотрим игровое поле. В каждом секторе находятся 5 кармашков с монетками и 5 бантиков (с цифрами) с правилами-заданиями.
— Выполняем задание, узнаем правило, достаем из кармашка монетку и помещаем ее в кошелек, находящийся в центре игрового поля. Это сэкономленные нами деньги на покупку смартфона.
4. Практическое действие проблемно-поискового характера.
Задание № 1. Игра с «Волшебным кругом» (круги Луллия) «Соедини части в целое».
— Предлагаю рассмотреть первое задание. Дети достают под бантиком эмблему первого задания (половинки капли воды, лампочки, солнышка, газовой горелки). Предлагается подумать, что это может означать.
— Правильно, ребята, эти половинки обозначают электричество, газ, электроэнергию и отопление в доме.
— Как вы думаете, можно экономно и бережно относиться к электроэнергии, газу, воде, отоплению в доме? Выслушиваются ответы детей.
— Можно, ли осознанно потреблять электроэнергию? Да? Расскажите, как? Выслушиваются ответы детей.
— Как можно нам с вами экономить воду, электричество, газ, сохранить тепло в доме? Это мы с вами сможем сделать? Дети размышляют, приходят к общему выводу.
— Предлагаю воспользоваться «Волшебным кругом», чтобы соединить все картинки половинки в одно целое. Сегодня мы будем использовать 2 круга и 4 сектора.
— Свои половинки разместите на нижнем круге. По очереди, соедините части картинки, верхнего и нижнего круга.
Дети по очереди выполняют задание. Совмещаются половинки с изображением газа, электричества, воды, тепла.
— Вот мы с вами и узнали первое правило осознанного потребления: это разумное потребление воды, электричества, тепла и газа.
Вывешиваем эмблемы на доску. Забираем по монетки в кошелек.
Задание № 2. Игра «Совершим покупки по списку».
— Предлагаю приступить к выполнению второго задания. Дети достают под бантиком эмблему второго задания (4 списка покупок).
— Как вы думаете, что это значит? Выслушиваются высказывания детей.
— Правильно, перед тем как идти в магазин, нужно обязательно составлять план покупок.
— Для чего, ребята, это нужно делать? Чтобы не покупать ничего лишнего, сэкономить деньги.
— Второе правило осознанного потребления — ответственный подход к покупкам.
— Предлагаю вам совершить покупки в супермаркете.
— Играть будем парами с использованием четырех тележек.
— Список сегодняшних ваших покупок расположен по краю тележки.
— Сегодня мы с вами будем закупать продукты. Детям раздаются тележки с боку, на которых указано какой товар нужно положить в корзинку и в каком количестве.
— Молодцы! Все быстро и точно по списку закупили продукты.
Вывешиваем эмблемы на доску. Забираем по монетки в кошелек.
Зада ние № 3. Игра «Подбери картинки, что можно использовать повторно».
— Предлагаю приступить к выполнению третьего задания. Дети достают под бантиком эмблему третьего задания (кофта, книга, игрушка, микроволновка).
— Как вы думаете, что это значит? Выслушиваются высказывания детей.
— Ребята, подумайте, эти вещи мы можем использовать повторно? Как, объясните.
Выслушиваются ответы детей.
— Перед вами картинки, выберите из них, то, что можно использовать повторно, чтобы сэкономить деньги. Дети рассматривают и подбирают картинки.
— Расскажите, почему вы сделали такой выбор? Выслушиваются ответы детей (можно: чинить одежду; ремонтировать технику; брать книги в библиотеке, у друзей; меняться и дарить игрушки и так далее)
— Что бы сэкономить деньги нам пригодится третье правило осознанного потребления — используй повторно. Вывешиваем эмблемы на доску. Забираем монетки в кошелек.
Задание № 4. Реши пример.
— Предлагаю приступить к выполнению четвертого задания. Дети достают под бантиком эмблемы (пластиковый стаканчик, связанные варежки, горшочек с луком, цветы душицы)
— Как вы думаете, что это значит? Выслушиваются высказывания детей.
— Четвертое правило осознанного потребления — откажись.
— Ребята, от чего же можно отказаться, чтобы сэкономить деньги?
Выслушиваются ответы детей.
— Верно, отказаться можно от: одноразовой посуды и одноразовой упаковки; покупки одежды (свяжи и сшей сам);частичной покупки овощей и фруктов (выращивай в огороде, саду, на подоконнике, на балконе); покупки чая (собираем целебную траву в лесу, в поле, на огороде) и так далее.
— Ребята, я предлагаю вам решить необычные примеры и подсчитать, сколько мы бы смогли сэкономить денег, если бы сами вырастили овощи на своем огороде.
— В четырех тарелочках находится определенное количество овощей. Каждому овощу соответствует определенная цифра. Нужно «расшифровать» овощи, записать и решить пример. Дети решают примеры.
Вывешиваем эмблемы на доску. Забираем монетки в кошелек.
Задание № 5. Игра «Распредели мусор по контейнерам».
— Предлагаю приступить к выполнению пятого задания. Дети достают под бантиком эмблемы (пластиковая бутылка, клочок бумаги, металлическая труба, стеклянный стакан).
— Как вы думаете, что это значит? Выслушиваются высказывания детей.
— Пятое правило осознанного потребления — отдай на переработку.
— Подумайте и скажите, что можно отдать на переработку? Выслушиваются ответы детей.
— Правильно, можно сделать из пластика — бутылки; из бумаги — книжки (собираем макулатуру); из металла — трубы; из стекла — посуду, окна.
— Предлагаю распределить все отходы по контейнерам. Дети играют в игру.
Вывешиваем эмблемы на доску. Забираем монетки в копилку.
5. Сбор и распространение ресурсов.
Воспитатель о бращает внимание детей на собранные деньги. Предлагает детям посчитать заработанные деньги.
— Ребята, посмотрите, как много денег мы сэкономили.
6. Подведение итогов игры.
— Теперь Сережа и Катя смогут осуществить свою мечту и приобрести новый смартфон.
7. Рефлексия. Моральный вывод об экономической эффективности.
— Мы сегодня с вами закрепили такое понятие, как осознанное потребление. Молодцы! Вы узнали, как можно разумно и экономно использовать различные материальные блага. Надеюсь, что эти знания вам очень пригодятся в жизни.
Литература:
- Шатова А. Д. Тропинки в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А. Д. Шатова. — М.: Вентана-Граф, 2015. -176 с. — (Тропинки)
- Киреева Л. Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. — Волгоград: Учитель, 2008. — 169 с.
- Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 96 с. — (Вместе с детьми).
- https://sun9east.userapi.com/sun930/s/v1/ig2/52ux7JBhokRlg5e4IJkyi7gj7ccuTTd6ErFYi8sc54-xjv9p3eRn_DBVOnrNzEZcf4hzdPkrT34D2LC