Результаты управления качеством образования на основе педагогического мониторинга в образовательных организациях Александровского и Кировского районов Ставропольского края | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, сентябрь 2015)

Дата публикации: 24.07.2015

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Сотникова В. А. Результаты управления качеством образования на основе педагогического мониторинга в образовательных организациях Александровского и Кировского районов Ставропольского края [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 95-98. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8540/ (дата обращения: 17.10.2018).

В статье подробно описываетсяуправление качеством образования в школе на основе педагогического мониторинга на примере двух районов Ставропольского края

Ключевые слова: управление качеством образования, педагогический мониторинг.

 

The article describes in detail the quality management of education in school-based pedagogical monitoring on the example of two districts of the Stavropol territory

Keywords: quality management of education, pedagogical monitoring.

 

Становление региональная системы оценки качества образования началось в период введения образовательных стандартов. В связи с этим перед регионами встала задача создать систему получения объективной информации о готовности образовательных организаций в соответствии с образовательными стандартами (в том числе — определение комплекса ресурсов, отражающих готовность к введению и освоению ФГОС НОО, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование, как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательной организации, на основе которой можно будет принимать управленческие решения.

В данном исследовании под качеством образования следует понимать — комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2], а под педагогическим мониторингом — систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития» [Майоров, 1998].

Для оценки качества условий готовности образовательной организации к введению и освоению ФГОС НОО, с помощью педагогического мониторинга будет отслеживаться состояние следующих ресурсов образовательных организаций: нормативно-правовое обеспечение, финансово-экономическое сопровождение, информационное обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, программно-методическое обеспечение, внеурочная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение, здоровьесберегающая деятельность, удовлетворённость родителей образовательным процессом.

Цель педагогического мониторинга — оперативно выявлять все качественные изменения ресурсов, происходящие в образовательных организациях края. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

В рамках мониторинга его объектами выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и преподаватели, обучающиеся, родительская общественность, и администрация), находятся в равных условиях. Условия образовательной организации в свою очередь, напрямую зависят от качества ресурсов.

Каждый отрезок интервала характеризует соответственно низкий, средний и высокий уровень состояния ресурса. Отрезки интервалов для каждого из 10 ресурсов определялись отдельно и носили неизменный характер в процессе всего исследования (таблица 1).

Таблица 1

Уровни состояния ресурсов, характеризующих готовность образовательной организации к введению и освоению ФГОС НОО

Ресурс образовательной организации

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Нормативно-правовое обеспечение

0–6,3

6,4–12,7

12,8–19

финансово-экономическое сопровождение

0–11,3

11,4–22,7

22,8–34

Информационное обеспечение

0–4

4,1–8,1

8,2–12

Кадровое обеспечение

0–27

27,1–54,1

54,2–81

материально-техническое обеспечение

0–4,6

4,7–9,3

9,4–14

программно-методическое обеспечение

0–5,6

5,7–11,3

11,4–17

внеурочная деятельность

0–7,3

7,4–14,7

14,8–22

психолого-педагогическое сопровождение

0–2

2,1–4,1

4,2–6

здоровьесберегающая деятельность

0–4,3

4,4–8,7

8,8–13

удовлетворённость родителей образовательным процессом

0–20

20,1–40,1

40,2–60

 

Таблица 2

Типология качества условий готовности образовательных организаций (муниципальных образований) к введению и освоению ФГОС НОО на основе трёхуровневой системы индивидуальных индексов

Индивидуальный ИНДЕКС готовности образовательной организации (муниципального образования) к введению и освоению ФГОС НОО

Низкий уровень

0–92,6

Средний уровень

92,7–185,3

Высокий уровень

185,4–278

Условия готовности образовательной организации (муниципального образования) к введению и освоению ФГОС НОО

плохие

удовлетворительные

хорошие

 

На основании уровня индивидуального индекса определяется качество условий готовности образовательной организации (муниципального образования) Ставропольского края к введению и освоению ФГО НОО в период с 2011–2012 по 2014–2015 учебный год.

База исследования: 567 образовательных организаций Ставропольского края. В эксперименте участвовали обучающиеся, педагоги и родители 1–4-х классов. Исследование проводилось в течение 4 лет.

Для обобщения и обработки данных вся информация была собрана в общую таблицу, в которой возможно отследить состояние ресурсов как отдельной образовательной организации, так и муниципального образования в целом. А также средний показатель по Ставропольскому краю. Рассмотрим динамику качества условий готовности образовательных организаций (муниципальных образований) на примере Александровского и Кировского районов.

В 2011–2012 учебном году индивидуальный ИНДЕКС готовности образовательных организаций в Александровском районе характеризовался низким уровнем и составил 77,8 баллов. Соответственно условия готовности образовательных организаций данного района к введению и освоению ФГОС НОО были плохими. Из 13 образовательных организаций, участвующих в мониторинге, только 4 имели ИНДЕКС готовности среднего уровня (МОУ СОШ № 4–128; МОУ СОШ № 6–101; МОУ ООШ № 12–141; МОУ ООШ № 16–95). Индивидуальный ИНДЕКС готовности образовательных организаций в Кировском районе также характеризовался низким уровнем и составил 73,5 баллов, что констатирует плохие условия готовности образовательных организаций данного района к введению и освоению ФГОС НОО. Из 13 образовательных организаций всего 2 имели ИНДЕКС готовности среднего уровня (МБОУ СОШ № 3 и МБОУ СОШ № 8).

В 2012–2013 учебном году индивидуальный ИНДЕКС готовности к введению и освоению ФГОС НОО Александровского района вырос по сравнению с прошлым годом на 22.7 балла и составил 100,5 баллов, что означает переход района из типа плохих условий готовности к введению и освоению ФГОС НОО в тип хороших условий. Этот переход состоялся за счет улучшения нормативно-правого обеспечения на 1,4 балла (МОУ СОШ № 2–8; МОУ СОШ № 12–8; МОУ СОШ № 16–7), улучшения финансово-экономического сопровождения в МОУ СОШ № 3, МОУ СОШ № 12, улучшения информационного обеспечения в МОУ СОШ № 2, МОУ ООШ № 11, МОУ ООШ № 16, улучшения состояния кадрового обеспечения на 6,2 балла, материально-технического обеспечения на 1 балл, улучшения программно-методического обеспечения на 1,1 баллов, внеурочной деятельности на 1 балл, психолого-педагогического на 0,5 балла, здоровьесберегающей деятельности на 1,2 балла, повышением удовлетворённости родителей образовательным процессом на 6,6 балла.

В Кировском районе в 2012–2013 учебном году также наблюдается увеличение индивидуального ИНДЕКСА готовности образовательных организаций к введению и освоению ФГОС НОО на 4,7 баллов и составил 78,2 балла, соответственно состояния ресурсов данного муниципального образования имеет по-прежнему низкий уровень. Минимальное улучшение наблюдается в состоянии такого ресурса, как здоровьесберегающая деятельность — 0,1 балл (МБОУ СОШ № 6 +1 балл), максимальное улучшение фиксируется в состоянии кадрового обеспечения — 1,8 балла (МБОУ СОШ № 26 +1 балл и МБОУ СОШ № 13 +22 балла).

В 2013–2014 учебном году Александровский район продолжил улучшение состояния качества ресурсов и индивидуальный ИНДЕКС готовности образовательных организаций к введению и освоению ФГОС НОО вырос на 27,4 балла и составил 127,9 баллов. Состояние всех ресурсов в этом году достигло среднего уровня. В кировском районе также продолжается улучшение состояния качества ресурсов, но темпы прироста значительно меньше, чем в Александровском районе, так индивидуальный ИНДЕКС вырос всего на 8,9 балла и составил 87,1 баллов, что свидетельствует о плохих условиях готовности образовательных организаций данного района к введению и освоению ФГОС НОО. В 2013–2014 учебном году только удовлетворённость родителей образовательным процессом перешла на средний уровень, состояние остальных ресурсов находится на низком уровне.

В 2014–2015 учебном году индивидуальный ИНДЕКС готовности образовательных организаций Александровского района к введению и освоению ФГОС НОО вырос на 62,4 балла и составил 190,3 балла, что означает переход данного района из типа удовлетворительных условий в тип с хорошими условиями готовности. Практически состояние всех ресурсов данного муниципального образования имеет высокий уровень (кроме нормативно-правового обеспечения, финансово-экономического сопровождения и внеурочной деятельности, которые имеют средний уровень).

Следует отметить, что в Кировском районе, в 2014–2015 учебном году ситуация обстоит намного хуже, индивидуальный ИНДЕКС составил 92,6 балла, а это означает, что качество условий готовности данного муниципального образования к введению и освоению ФГОС НОО по-прежнему констатируется плохим. Из 10 оценивающихся ресурсов, только 4 перешли на средний уровень. Кировский район — это одно муниципальное образование, которое в течении всего исследуемого периода не смогло перейти из типа плохих условий готовности к введению и освоению ФГОС НОО в Ставропольском крае.

Данные таблиц, характеризующих состояние, соответствующих ресурсов, указывает на положительную динамику качества состояния всех ресурсов образовательных организаций Андроповского и Кировского районов. Прирост наблюдался в более ускоренном темпе в Александровском районе и в более медленном в Кировском районе. Разница между динамикой индивидуальных ИНДЕКСОВ готовности образовательных организаций данных районов в период за четыре года составила 93,39 баллов.

Данные таблиц были подвергнуты корреляционному анализу, с помощью которого удалось подтвердить, что связь между выбранными ресурсами образовательных организаций статистически значима и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость говорит о том, что чем выше уровень состояния одних ресурсов, тем выше уровень состояния других и наоборот.

 

Литература:

 

1.                  Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. Книга 1. — СПб.: Изд-во «Образование — культура», 1998. — 344 с.

2.                  Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

3.                  Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012)

Основные термины (генерируются автоматически): балл, муниципальное образование, индивидуальный ИНДЕКС готовности, Кировский район, образовательная организация, введение, освоение, педагогический мониторинг, образовательный процесс, Александровский район, Ставропольский край.

Похожие статьи

Формирование технологической модели управления качеством...

Данный педагогический мониторинг может применяться на трёх уровнях: образовательная организациямуниципальное образование — регион (Ставропольский край), и состоит из трёх основных блоков

Мониторинг качества освоения воспитанниками основной...

ребенок, дошкольное образование, образовательный процесс, педагогическая диагностика, педагог, образовательная

ребенок, дошкольное образование, образовательный процесс

Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной...

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ. Автор: Рыленко Юлия Александровна.

После проведения мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результаты обсуждаются на педагогическом совете.

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования.

Мониторинг как средство оценки эффективности процесса...

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

Постановка проблемы.Согласно Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с целью установления уровня развития

Цель: определить уровень знаний о городе, крае (знать название своего города, района, домашний адрес.

Мониторинг — показатель эффективной деятельности...

- контроль организации учебного процесса, - мониторинг учебной деятельности преподавателя

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, образовательная организация, образовательный процесс, качество образования...

Готовность учителей к реализации ФГОС среднего общего...

– по направлению «Реализация индивидуального образовательного маршрута учащихся при переходе на ФГОС СОО» – 9 образовательных организаций.

В исследовании готовности педагогов к введению ФГОС СОО участвовало 460 учителей-предметников, работающих в 40...

Совершенствование системы мониторинга и оценка качества...

Объекты мониторинга и оценки качества образования: – качество условий, обеспечивающих образовательный процесс в образовательных

Использование системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся осуществляется на двух уровнях.

Стратегия развития образовательного учреждения

Стратегия — набор правил для принятия решений, именно ими организация руководствуется в своей деятельности [1].

О современных проблемах развития теории и практики образовательного процесса. Философия образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование технологической модели управления качеством...

Данный педагогический мониторинг может применяться на трёх уровнях: образовательная организациямуниципальное образование — регион (Ставропольский край), и состоит из трёх основных блоков

Мониторинг качества освоения воспитанниками основной...

ребенок, дошкольное образование, образовательный процесс, педагогическая диагностика, педагог, образовательная

ребенок, дошкольное образование, образовательный процесс

Организация образовательной деятельности на экологической тропе дошкольной...

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ. Автор: Рыленко Юлия Александровна.

После проведения мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результаты обсуждаются на педагогическом совете.

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования.

Мониторинг как средство оценки эффективности процесса...

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

Постановка проблемы.Согласно Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с целью установления уровня развития

Цель: определить уровень знаний о городе, крае (знать название своего города, района, домашний адрес.

Мониторинг — показатель эффективной деятельности...

- контроль организации учебного процесса, - мониторинг учебной деятельности преподавателя

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, образовательная организация, образовательный процесс, качество образования...

Готовность учителей к реализации ФГОС среднего общего...

– по направлению «Реализация индивидуального образовательного маршрута учащихся при переходе на ФГОС СОО» – 9 образовательных организаций.

В исследовании готовности педагогов к введению ФГОС СОО участвовало 460 учителей-предметников, работающих в 40...

Совершенствование системы мониторинга и оценка качества...

Объекты мониторинга и оценки качества образования: – качество условий, обеспечивающих образовательный процесс в образовательных

Использование системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся осуществляется на двух уровнях.

Стратегия развития образовательного учреждения

Стратегия — набор правил для принятия решений, именно ими организация руководствуется в своей деятельности [1].

О современных проблемах развития теории и практики образовательного процесса. Философия образования.

Задать вопрос