Мониторинг — показатель эффективной деятельности образовательной организации | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (2) июль 2015 г.

Дата публикации: 02.07.2015

Статья просмотрена: 2538 раз

Библиографическое описание:

Хусаенова, А. А. Мониторинг — показатель эффективной деятельности образовательной организации / А. А. Хусаенова, Л. М. Насретдинова, Р. Р. Богданов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2 (2). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/7/211/ (дата обращения: 25.04.2024).

Качество образования — это многомерное понятие. В медицинском вузе, в связи со спецификой подготовки специалистов и особенностями профессиональной деятельности врача и фармацевта расширяется аспект деятельности вуза, в частности образовательной, научной, инновационной, воспитательной деятельности.

Повышение качества образования, наряду с обеспечением его доступности и эффективного использования ресурсов, является важнейшей задачей государственной образовательной политики. Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования.

Систему оценки качества образования условно можно разделить на оценку функционирования образовательной организации и оценку его развития. Система оценки качества функционирования включает в себя оценку системы обеспечения качества, которые поддерживают качество образования на уровне не ниже установленных норм, требований, стандартов. Система оценки качества развития включает в себя оценку инноваций, опережающих стандарты качества образования.

Под оценкой качества образования следует понимать меру качества образования как результата, как процесса, как образовательной системы, выражающую собой отношение измерений свойств с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества. Выделяют три основных класса объектов управления в системе управления качеством: системы, процессы, потенциалы. Образовательная организация как система состоит из следующих подсистем: педагогическая, научно-исследовательская, социокультурная. К основным типам процессов относятся:

-          учебный

-          научно-исследовательский,

-          воспитательный

-          процесс самостоятельной подготовки обучающихся

-          процессы обеспечения учебного процесса

-          процесс управления

-          мониторинга.

Потенциалами образовательной организации можно считать:

-          кадры     

-          научно-исследовательский

-          инновационный потенциал.

-          материально-техническое

-          информационное

-          учебно-методическое

-          финансово-экономическое обеспечение.

Выделяют следующие инструмента оценки качества высшего образования: аудит, аккредитация, мониторинг.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом № 273 в целях совершенствования деятельности образовательных организаций Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки разработаны показатели деятельности образовательных организаций и критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности образовательных организаций.

Аккредитация образовательной организации является системой гарантии качества образования. Аккредитация — это процесс внешней оценки качества образования, при которой тщательно исследуются образовательная организация и программы образования различного уровня. Аккредитация предполагает проверку образовательных организаций и программ на соответствие определенным критериям. С ее помощью обеспечиваются минимальные гарантии качества обучения.

При государственной аккредитации образовательного организации проводится экспертиза следующих видов: экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и экспертиза показателей деятельности образовательной организации. Государственная аккредитация основных профессиональных образовательных программ проводится по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, к которым относятся заявленные к государственной аккредитации основные профессиональные программы.

Для управления качеством образования на уровне образовательного организации с целью подготовки к аккредитации необходимо иметь систему получения информации о результативности. Это позволит увидеть отклонения или положительную динамику в образовательном процессе. Основным средством получения информации о качестве образования является мониторинг.

Мониторинг — это постоянное отслеживание хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, повлиявших на них, а также принятия и реализации управленческих решений по регулированию и коррекции образовательного процесса. Таким образом, мониторинг качества образования — это комплексная система наблюдений состояния и изменений, оценки, прогноза по отношению к качеству образования как результата, как процесса, как условий, как образовательной системы.

Анализ понятия «качество образования», выделение объектов качества образования, выделение критериев и показателей позволяют разработать мониторинг качества образования образовательной организации высшего образования, разработанный на основе аккредитационных показателей и показателей эффективности деятельности. Данный мониторинг позволяет оценить образовательный процесс, сформулировать причины, которые привели к тем или иным результатам и наметить пути их устранения, а также подготовить вуз к очередной аккредитационной экспертизе.

Система качества образования в университете предусматривает постоянный мониторинг целей и зон влияния и складывается из следующих составляющих:

-          аудит качества профориентации, подготовки в образовательную организацию, отбора абитуриентов;

-          мониторинг качества ресурсов (финансовые, трудовые, информационные, технологические, материальные);

-          образовательный мониторинг (внутренний аудит качества);

-          мониторинг качества подготовки специалистов.

Аудит качества образования касается следующих объектов:

-          качество менеджмента;

-          аудит кадрового потенциала;

-          мониторинг качества учебного, воспитательного, научного процессов, качества жизни;

-          состояние материально-технической базы

Кадровый потенциал — основа качества образования. В паспорте кафедр и факультетов представлена:

·           структура кадрового состава, в т. ч. с учетом специфики выпускающих кафедр:

-          доля штатного персонала,

-          состав по должностям,

-          стаж деятельности;

·           качественный состав и динамика:

-          базовое образование,

-          состав по ученой остепененности,

-          возрастная структура,

-          соответствие кадрового состава образовательным стандартам;

·           данные о привлеченном персонале.

·           состояние подготовки кадров высшей квалификации:

-          динамика количества докторских и кандидатских диссертаций,

-          число аспирантов, докторантов, соискателей,

-          направления подготовки по программам аспирантуры,

-          работают ученые советы по защите диссертаций

·           система повышения квалификации ППС:

-          повышение квалификации по вопросам педагогики осуществляется через кафедру «Педагогики и психологии» БГМУ (Школа педагогического мастерства, Школа молодого преподавателя), педагогические образовательные организации

-          повышение квалификации по специальности — через институт последипломного образования, медицинские образовательные организации.

Она дополняется:

-          ежегодной аттестацией показателей в соответствии

а) с индивидуальным планом работы сотрудника;

б) показателями аттестации по учебно-методической, воспитательной, научной и лечебной работах.

-          мнением обучающихся (по результатам анкетного скрининга).

Ориентация на творческий подход, самоотдача и самореализация сотрудников поддерживается системой мотивации через бальную систему оценки качества на основе разработанных критериев по разделам учебной, учебно-методической, организационно-методической работ с последующим моральным и материальным поощрением.

Кадровая политика проводится с ориентацией на личность ученого преподавателя, сотрудника с учетом его заслуг перед университетом через конкурсно-договорные отношения.

-          разработаны нормативные описания профессиональных требований, должностные инструкции;

-          сформирован резерв кадров на руководящие должности;

·           регулирование подбора кадров обеспечивается через:

-          профессиональные (клинические) требования с наличием сертификата специалиста и квалификационной категорией.

-          прекращение контрактов с преподавателями не ведущими научной работы и не имеющими результатов остепененности в течение длительного времени и т. д.

·           обучение персонала:

-          учитывается наличие и соответствие базового образования (специальности);

-          повышение квалификации по педагогическому и профессиональному векторам;

-          обеспечивается содействие в дальнейшем профессиональном образовании.

·           расстановка персонала:

-          сочетание назначений, конкурсности и выборности по результатам оценки качества деятельности,

-          планомерное продвижение работников управленческого аппарата,

-          определение сроков занятия должностей,

-          определение условия работы и оплаты труда.

Управление качеством образовательного процесса в университете — наиболее существенно и многогранно по содержанию.

Качество образовательного процесса зависит от следующих составляющих:

-          качества учебно-воспитательного процесса;

-          качество научной деятельности;

-          качество жизни в вузе.

Оценка качества учебного процесса — начинается с:

·           целевой установки — квалификационной характеристики специалиста -выпускника;

·           соответствия учебного процесса требованием ФГОС, ГОС, ФГТ.

·           мониторинга качества содержания и обновленности учебного процесса:

-          учебно-методическое обеспечение специальности;

-          уровень образовательных технологий;

-          оснащение учебного процесса (библиотечный фонд, типография, интернет и т. д.).

Учебно-методическое обеспечение специальности:

-          оценивается качество учебно-методического обеспечения дисциплин, включающего:

-          учебно-методические комплексы;

-          учебники, учебные пособия и др. методические материалы, разработанные на кафедрах университета;

-          демонстрационные материалы, мультимедийные пособия, видео,- аудио-пособия, электронные тренажеры, пакеты учебных прикладных программ и прочее.

Материально-техническая обеспеченность образовательной деятельности по образовательным программам:

·           оснащенные здания, строения, сооружения, помещения (учебные, учебно- лабораторные, административные, подсобные, помещения для занятия физической культурой и спортом, для обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием)

·           оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объектов физической культуры и спорта с перечнем основного оборудования

·           собственная типография

·           библиотека:

-          анализ количественных и качественных показателей фонда — объёма,

-          доступности содержания,

-          обновляемости,

-          условий (режима) работы,

-          качества библиотечных услуг

Текущий контроль учебного процесса обеспечивается через:

-          контроль организации учебного процесса,

-          мониторинг учебной деятельности преподавателя,

-          мониторинг учебной деятельности обучающихся.

Контроль организации учебного процесса осуществляется посредством:

-          мониторинга качества учебного расписания,

-          нормирования нагрузки ППС,

-          преемственности графиков работы различных подразделений, обеспечивающих, контролирующих и обслуживающих учебный процесс,

-          организации деятельности учебного отдела и деканатов,

-          контроля качества лекций и практических занятий,

-          уровня преподавательской и студенческой дисциплины.

Аудит учебной деятельности преподавателя — направлен на оценку его квалификации и компетентности, а именно:

-          учебно-методическую деятельность,

-          педагогическую деятельность,

-          уровень восприятия студентами (через анонимное изучение мнения обучающихся).

Аудит учебной деятельности обучающихся с оценкой результатов:

-          текущего учебного контроля,

-          введение системы зачетных единиц и трудоемкости дисциплины,

-          уровень выполнения элективных учебных программ,

-          результативности контроля через фонды оценочных средств,

-          оценки остаточных знаний,

-          аттестации обучающихся.

Мониторинг качества подготовки специалистов является заключительным объектом системы мониторирования качества. Он обеспечивается:

-          сквозным поэтапным контролем деятельность обучающихся на всем периоде обучения в университете,

-          регистрацией и анализом информации о состоянии рынка медицинской и фармацевтической деятельности в регионе и трудоустройством выпускников,

-          обратной связью: работодатель — молодой специалист, способствует адаптации качества и обеспечению конкурентоспособности образования.

Аттестация обучающихся предусматривает:

-          непрерывный контроль в течении всего периода обучения обучающихся (на результатах текущего контроля) через:

-          отслеживание и коррекцию навыков, умений, знаний от «одной дисциплины к другой» — (зачеты, экзамены, практические умения, тестирование, собеседование).

-          проведение и анализ результатов промежуточных аттестаций;

-          основа для проведения промежуточных видов аттестации — фонд оценочных средств;

-          мониторинг показателей государственной итоговой аттестации обучающихся.

Таким образом, обеспечение качества становятся важным инструментом и регулирующим механизмом образовательного процесса в образовательной организации.

Основой контроля качества являются федеральные государственные образовательные стандарты. В образовательных стандартах сформулированы требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса, а также организации различного рода практик, государственной итоговой аттестации и уровню профессиональной подготовленности выпускников. Данные требования являются основой аккредитационных показателей.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, образовательная организация, образовательный процесс, качество образования, государственная аккредитация, повышение квалификации, базовое образование, высшее образование, государственная итоговая аттестация, Кадровый потенциал.

Похожие статьи

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования.

Основные термины (генерируются автоматически): кадровый потенциал, повышение квалификации, образовательная организация, отбор кадров, адаптация...

Проблема повышения качества образования в вузе

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование...

Управление качеством образования в образовательном...

качество образования, образовательный процесс, управление качеством, качество, учебно-воспитательный процесс, современная школа, психологическое тестирование, высшая школа, высокое качество...

Актуальность переподготовки и повышения квалификации...

Не решив проблему переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, невозможно модернизировать систему образования, обеспечить подготовку выпускников высших учебных заведений, качество образования которых будет соответствовать...

Непрерывное образование в системе повышения...

Педагогу уже через пять лет необходимо повышение квалификации, так как уровень его профессиональной компетентности должен значительно превышать то базовое образование, полученное в педагогических вузах. Образование — непрерывный процесс, направленный на...

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

профессиональное образование, образовательное учреждение, программа, требование работодателей, разработка, профессионально-общественная аккредитация, образовательная программа...

О переподготовке и повышении квалификации педагогических...

повышение квалификации, Узбекистан, выпускная работа, высшее образование, головной научно-методический центр, образовательная программа, учебный модуль...

Повышение квалификации педагога | Статья в журнале...

Повышение квалификации — это образовательный процесс педагогов, который нужно проводить систематически.

Повышение качества образования через повышение уровня...

Инновационная практика управления общеобразовательной...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество... Качество образования как педагогическая проблема.

Похожие статьи

Формирование кадрового потенциала в образовательных...

Формирование кадрового потенциала в образовательных организациях общего среднего образования.

Основные термины (генерируются автоматически): кадровый потенциал, повышение квалификации, образовательная организация, отбор кадров, адаптация...

Проблема повышения качества образования в вузе

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз, образовательная деятельность, высшее образование...

Управление качеством образования в образовательном...

качество образования, образовательный процесс, управление качеством, качество, учебно-воспитательный процесс, современная школа, психологическое тестирование, высшая школа, высокое качество...

Актуальность переподготовки и повышения квалификации...

Не решив проблему переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, невозможно модернизировать систему образования, обеспечить подготовку выпускников высших учебных заведений, качество образования которых будет соответствовать...

Непрерывное образование в системе повышения...

Педагогу уже через пять лет необходимо повышение квалификации, так как уровень его профессиональной компетентности должен значительно превышать то базовое образование, полученное в педагогических вузах. Образование — непрерывный процесс, направленный на...

Формы участия работодателя в планировании, реализации...

профессиональное образование, образовательное учреждение, программа, требование работодателей, разработка, профессионально-общественная аккредитация, образовательная программа...

О переподготовке и повышении квалификации педагогических...

повышение квалификации, Узбекистан, выпускная работа, высшее образование, головной научно-методический центр, образовательная программа, учебный модуль...

Повышение квалификации педагога | Статья в журнале...

Повышение квалификации — это образовательный процесс педагогов, который нужно проводить систематически.

Повышение качества образования через повышение уровня...

Инновационная практика управления общеобразовательной...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество... Качество образования как педагогическая проблема.

Задать вопрос