Инновационная практика управления общеобразовательной организацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (188) январь 2018 г.

Дата публикации: 17.01.2018

Статья просмотрена: 1177 раз

Библиографическое описание:

Петрушкевич, Н. В. Инновационная практика управления общеобразовательной организацией / Н. В. Петрушкевич, О. В. Гуримская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 133-140. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47754/ (дата обращения: 29.03.2024).



Авторами представлен практический опыт по созданию и внедрению модели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества. В течение пяти лет в школе была создана, успешно внедрена система менеджмента качества, оказавшая непосредственное влияние на положительную динамику результативности образовательной деятельности школы. Данный опыт в управлении можно использовать не только для предоставления доступного и качественного образования в образовательной организации, но и для повышения эффективности образовательной системы в целом.

Качество образования — постоянная цель государственной политики. Для ее реализации разрабатываются стандарты, нормы, предлагаются инициативы самого высокого уровня. В Новосибирской области с 2011 г. реализуется региональный проект «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области». В 2013 году МБОУ «Баганская средняя общеобразовательная школа № 1» успешно прошла конкурсный отбор и стала участником данного проекта: в школе разработана, апробирована и внедрена модель системы управления качеством образования, обеспечивающая повышение качества образования, отвечающая требованиям инновационного социально ориентированного развития региона, запросам участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг; разработана и апробирована система единых критериев и показателей эффективности управления качеством образования в ОУ, обеспечивающая адекватную оценку всех сторон деятельности школы, позволяющая эффективно использовать результаты оценки деятельности ОУ при принятии управленческих решений.

Результативность участия в проекте очевидна:

01.01.2013 г.

МКОУ Баганская СОШ № 1 — участник регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области» в статусе «пилотной площадки»

01.09.2016 г.

Присвоение МКОУ Баганской СОШ № 1 статуса Учебно-методического центра.

03.03.2017 г.

Участие во внедренческом проекте «Эффективное развитие школы на основе стратегического подхода к управлению».

10.01.2017 г.

Школа определена муниципальным центром по развитию инновационного опыта среди школ Баганского района.

01.09.2017 г.

МБОУ Баганская СОШ № 1 стала муниципальным центром по внедрению модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях в Баганском районе.

Таким образом, постоянно находясь в ситуации инновационного режима, МБОУ Баганская СОШ № 1, рассматривает свое развитие в новых подходах в управлении, совершенствовании образовательной среды для позитивного функционирования созданной модели управления.

Модель системы управления качеством образования в МБОУ Баганской СОШ № 1 включает в себя процессы деятельности по определению политики ОУ, цели, задачи, процессы по управлению основными и вспомогательными процессами, ресурсами, документирования процессов и отслеживание динамики результативности системы управления.

При определении политики в области управления качеством образования были использованы федеральные законодательные документы, программы и локальные акты:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. ГОСТ Р ИСО 9000–2005 Системы менеджмента качества.
  3. ГОСТ ISO 9001–2011 Системы менеджмента качества. Требования.

Локальные акты ОУ:

Положение о педагогическом совете

Положение о научно-методическом совете

Положение о методической кафедре

Положение о рабочей программе и тематическом планировании учителя

Положение о классах с углубленным изучением ряда предметов

Положение о профильном классе

Положение о формах получения образования

Программы:

Программа развития ОУ (2016–2020 г.г.).

Целью школы вобласти качества является создание эффективной системы управления качеством образования (УКО).

Задачи, обеспечивающие достижение данной цели:

  1. Разработать и принять систему УКО школы в соответствии с комплексом действующих нормативных документов и требований.
  2. Изучить потребности заказчиков, сформировать обязательства по оказанию качественных образовательных услуг при оптимальных затратах.
  3. Создать условия, для всех участников образовательного процесса на личный вклад в дело повышения качества образования.
  4. Обеспечить выполнение квалификационных требований персоналом школы в строгом соответствии с рабочими инструкциями, разработанными в школе.
  5. Создать в школе условия, позволяющие каждому работнику реализовывать свои профессиональные способности.
  6. Обеспечить высокий уровень образования и контроль за его качеством, осуществлять предупреждение любых несоответствий заданным требованиям.

Модель системы управления качеством образования

Модель УКО МБОУ Баганской СОШ № 1 (см. Приложение №1), не застывшая система, так как в основе лежат процессные виды деятельности, она постоянно трансформируется и модернизируется. В ходе реализации данного проекта в МБОУ Баганской СОШ № 1 было запланировано и пройдено несколько этапов по формированию и функционированию модели управления качеством образования.

Первый этап

Проблемный анализ результатов всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, социальных партнеров), всех процессных видов деятельности.

Инструменты, которые позволяют осуществлять проблемный анализ — это педагогический и ученический мониторинг по методике В.Маркова, определение уровня воспитанности по методике Н. П. Капустина и Н. И. Шиловой, система определения кризисных ситуаций по SWOT- и PESТ- анализу, протоколы совещаний и педсоветов, результаты диагностик уровня удовлетворённости образовательным процессом родителями, обучающимися школы, педагогами.

На основе полученных результатов перед коллективом в последние годы встала острая проблема сохранения статуса образовательного учреждения как инновационной ресурсно-методической площадки не только для Баганского района, но и для всего педагогического сообщества Новосибирской области.

В условиях новой образовательной политики острой остается конкуренция между образовательными учреждениями, а также сохранение лидерских позиций нашего образовательного учреждения.

Второй этап

Введение в модель управления инновационной стратегии управления, миссии ОУ, философии и культуры качества

  1. Введение в модель Управления Качеством Образования компонентов инновационной стратегии, миссии своего образовательного учреждения, философии и культуры качества является важным и актуальным для повышения успешности образовательного учреждения.
  2. В основе философии модели по управлению качеством лежат такие критерии: лидерство администрации, мотивация участников образовательного процесса, партнерство иудовлетворенность всеми процессами ирезультатами. Развитие лидерства имеет следующие индикаторы — повышение квалификации административной команды. Только за период с 2016 года по август 2017 года директор, два заместителя, социальный педагог, педагог-психолог прошли профессиональную переподготовку в области менеджмента. Административная команда школы является лидерами в обеспечении инновационных проектов в области психолого-педагогического сопровождения, развития инженерно-технологического образования специализированного, о чем свидетельствуют выступления на областных конференциях Новосибирске (2016 -17 год),психолога Железко Г. П. заместителя по НМР О. В. Гуримской, на межрайонных семинарах Л. И. Коваленко. Представление опыта школы руководителем среди немецких, голландских, итальянских педагогов, преподавателей из Черногории и Польши на Международной ярмарке в Берлине (2017 год), на очной Всероссийской конференции в Санкт-Петербурге «Открой в себе учёного» в 2014 году по теме «Развитие межпредметных компетенций обучающихся», на очной Всероссийской конференции в Санкт-Петербурге «Открой в себе учёного»в (2015 год) по теме «Повышение качества образования в условиях инновационного развития сельской школы», выступления в педагогических сообществах, публикации в педагогических сборниках.

Демонстрация приверженности качеству собственным примером

100 % администрации являются педагогами практиками, а 70 % имеют высшую квалификационную категорию, демонстрируя высокое качество обучающихся на ЕГЭ и ГИА, спортивных и творческих мероприятиях.

Административная команда обеспечивает поддерживающий контроль через работу методических кафедр, малых педсоветов и административных совещаний с учителями определенной предметной области, тем самым мотивируя персонал на повышение качества образования.

Критерий инициирования, признания и поощрения вклада людей на основе морального и материального вознаграждения в МБОУ Баганской СОШ № 1 тоже присутствует. Каждый педагог нашей школы уникален и талантлив. На уровне школы только за 2 года вручено педагогам более 100 грамот и благодарностей за различные достижения, 28 педагогов награждены на уровне района, области, РФ.

На новый уровень вышло партнерство: от социальных связей с учреждениями с.Баган до наработки связей с образовательными учреждениями области, России, г.Берлина (Германия), высшими учебными заведениями г.Новосибирска, г.Томска. Данные образовательные ценности трансформируются и транслируются через областные, межрайонные и районные семинары.

  1. Компоненты инновационной стратегии модели

Демонстрируются нормативно-правовой базой образовательного учреждения, инструментами для оценки качества, методами и характеристиками инновационных подходов.

Культуру качества модели демонстрируют нормативно-правовая база образовательного учреждения, инструменты для оценки качества, внутренний и внешний аудит.

На втором этапе после создания модели управления качеством было проведена

1) Корректировка программы развития ОУ через введение новых разделов:

  1. Внедрение биотехнологических и инженерных компетенций в образовательный процесс.
  2. Стимулирование к проведению инновационной деятельности.
  3. Организацию и управление общедоступной научно- информационной базой.
  4. Разработку специальной кадровой политики.
  5. Проведение районных и межрайонных теоретических и практических семинаров по развитию инновационных компетенций учащихся и педагогов.

2) Определение особенностей инновационного подхода восновных процессах обучения ивоспитания

Определение особенностей в управлении инновациями. В образовательном учреждении внедряются так же, как и по все стране (ФГОС СОО с 2017г.), так же как и по региону- сетевая дистанционная школа по биологии и обществознанию, изучение мобильной электронной школы, открытие мультимодульного класса на муниципальном уровне.

Частные инновации определяют открытие математического класса в 2012 г., введение нового курса по Решению проектных задач в начальной школе, модификацию старой учебной программы по технологии.

Модульные инновации представляют собой комплекс частных инноваций: например, переход по химии на программу Еремина; создание новой управленческой структуры, создание условий для гуманизации педагогического процесса.

Для достижения результатов вводится новый педагогический инструментарий в логике учебной деятельности: ситуация-проблема-задача-результат. Учителя строят свой урок так, чтобы он учил решать проблемы. Стандарт дает педагогу понимание результата, исходя из которого, он будет строить образовательный процесс. При этом учебно-воспитательная деятельность опирается на 1) Технологичность деятельности;

3) Системно-деятельностный подход в обучении;

4) Организацию контрольно-оценочной деятельности;

5) Психолого-педагогическое сопровождение. (см. Приложение №2)

4.Продукты инновационного управления по модели УКО

В управлении: изменения в структуре, методах управления, основанных на доверии, инициировании новаторства, развитии традиций, связанных сюбилейными датами школы, сотрудников, ветеранов труда; участии сотрудников вхудожественной самодеятельности, спортивной жизни школы; создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию инновационной деятельности у педагогов, системы стимулирующих выплат, формы поощрения среди сотрудников.

Обновление стратегических механизмов в управлении кадрами позволило за 3 года повысить уровень квалификации кадров: аттестованных педагогов увеличилось на высшую и первую категорию на 27 %, только в 2016–17 уч. году 12 педагогов аттестовались на высшую и первую категорию, все педагоги имеют высшее и средне-профессиональное педагогическое образование. В нашей школе транслируется опыт через сайты, публикации в сборниках и СМИ. Каждый педагог нашей школы уникален и талантлив, что в целом создает атмосферу творчества.

В управлении процессами воспитания: применяются новые технологии, формы, методы, средства воспитания; происходят изменения в соответствующей документации, диагностике; создается педагогическое единство с внешней средой, социумом, внедряются новые проекты, связанные с патриотическим, нравственным, экологическим воспитанием.

Управление материально-технической базой является вспомогательным процессным видом деятельности:

Для личностного комфорта создаётся новый дизайн помещений, пришкольного участка, для развития предметных компетенций прошла капитальная реконструкция беговой дорожки, установлены новое уличное спортоборудование. В июле приобретено мультимедийное оборудование на 128 тысяч рублей; для развития метапредметных инженерных компетенций с 2016–2017 гг приобретено оборудования по робототехнике на 200 тысяч, уже в начале октября поступят станок ЧПУ, 3-D принтер, наборы куборо.

Продукты процесса обучения:

Новые методы, направленные на развитие личностных, метапредметных ипредметных компетенций., формы, средства обучения; инновации, касающиеся ведения соответствующей документации, диагностики (ещё в 2015 году начата работа педагогического медиабанка, представляющая электронные материалы опыта педагогов, создаются видеопапки с локальными актами, требованиями к оформлению школьной документации, творческими портфелями педагогов и школьников).

Третий этап

Основные результаты, достигнутые в ходе реализации проекта

Уровень сформированности вспомогательного и основных процессов воспитания и обучения определяет конечный результат всей образовательной программы и формирует модель выпускника «первой школы». С результатами итоговой аттестации в 2015–2016, 2016–2017 учебных годах можно познакомиться в приложении №3. За три года средний балл по русскому языку вырос на 7, 3 балла. В этом учебном году средний балл по школе был выше общероссийского и составил 73,9 балла, в этом большая заслуга И. А. Куценко, преподавателя русского языка и литературы.

Прочную базу знаний по математике формирует Е. А. Петренко. Результаты выпускников школы свидетельствуют о высоком профессионализме педагога. Из года в год показывает положительную динамику учитель истории Н. А. Устяхина.

По 8-и предметам из 9 по выбору в 9 –х классах показаны результаты выше районного, а по 5-выше областного. Особый подход в повышении результатов находит учитель обществознания Е. Н. Рыбалко.75 % девятиклассников выбирают её предмет(что составляет 30 человек). Средний балл увеличился за 3 года на 0.6 %. Впервые сдавали в основном звене английский язык, трое обучающихся сдали на «4» и «5». Васина Виктория набрала максимальное количество баллов (учитель Бухмиллер Т. Я.).

Качественная успеваемость по школе повысилась на 2,2 %,. Хорошо работает начальное звено –руководитель кафедры Шклярова И. А.

Качественная успеваемость возросла по сравнению с прошлым годом с 46 до 64,8 %

На второй ступени обучения произошло повышение качественной успеваемости с 46 до 64,8 %, на 1,5 % увеличился потенциал будущих отличников. По сравнению с прошлым годом качественная успеваемость в 10–11 классах повысилась на 5,4 %. Это связано с отношением ребят к учебе, ведь на третьем уровне ребята уже «работают» на аттестат.

Данные результаты говорят о слаженной, целенаправленной работе абсолютно всех участников образовательного процесса.

Несмотря на положительную динамику, процессы деятельности имеют проблемы, над которыми нам предстоит работать в будущем:

  1. Необходимость корректировки документарных процессов;
  2. Повышение наукоёмкости ИОС;
  3. Повышение значимости индивидуализации и дифференциации процесса через развитие специализированного образования.
  4. Повышение уровня предметных компетенций в ГИА и Всероссийской олимпиаде школьников.

Наш девиз: «Качество образования сегодня — это гарантия успеха завтра».

Каждый сотрудник лично участвует вдостижении поставленных перед школой целей: от труда каждого зависит качество решений иуслуг, атакже имидж школы среди потребителей ипартнеров.

Приложение №1

Приложение №2

Технологичность деятельности. Педагог строит учебно — воспитательную деятельность технологично, понимает логику и структуру данной деятельности. Ключевыми технологиям, призванными обеспечить достижение новых образовательных результатов, являются технология организации проектной деятельности обучающихся, технология проблемного (проблемно диалогического) обучения, информационно коммуникационные технологии, технология оценивания образовательных достижений.

Системно-деятельностный подход в обучении, когда ученик становится субъектом деятельности, учитель не просто дает практические навыки, аучит учиться» Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Меняется и роль учителя: из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации.

Организация контрольно-оценочной деятельности. С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) пересмотрена организация контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная деятельность учителя предполагает наличие следующих компетентностей: умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология «Портфолио», технология оценивания учебных достижений учащихся и др.); корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.); формировать оценочную самостоятельность учащихся.

Психолого-педагогическое сопровождение

  1. Анкетирование учащихся.
  2. Тестирование детей «группы риска» в рамках программы «Шанс»
  3. Тестирование детей «группы риска» на уровень тревожности по Ч. Д. Спилберга
  4. Опробирование методики в модификации Т. Н. Разуваевой «Опросник суицидального риска
  5. Скриннинговая диагностика компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева
  6. Наблюдения по выявлению обучающихся, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, выявление проблем во взаимоотношениях между учащимися и педагогов с учащимися.
  7. Аналитическая работа с детьми, родителями, классными руководителями, учителями предметниками.

Приложение №3

Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, образовательный процесс, образовательное учреждение, педагог, школа, внедрение модели системы управления, качественная успеваемость, Новосибирская область, повышение качества образования, Баганский район.


Похожие статьи

Управление качеством образования в образовательном...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество...

Качество образования как педагогическая проблема

Ключевые слова: качество образования, образованность, критерии образованности, образовательная парадигма.

Традиционно оценка качества образования связывалась с выявлением результатов, которых добиваются педагоги в образовательном процессе.

Проблема повышения качества образования в вузе

качество содержания образования

качество образовательного процесса (качество педагога, качество обучающегося)

Проследим этапы создания системы управления качеством образования в нашем вузе...

Управление качеством образовательного процесса в школе...

Между тем в области управления качеством образования в высшей школе сохраняется ряд противоречий. Это противоречия

- Результаты. Этот аспект можно выразить в плане успеваемости (обычно на экзаменах) и в более широком плане, с точки зрения...

Инновационные механизмы управления качеством...

Проблема управления качеством образования — одна из самых актуальных для любой образовательной организации, для каждого руководителя и педагога.

Методы повышения качества образования учащихся...

- качественная успеваемость.

Качество образования — это, несомненно, ключевая идея развития современной школы искусств. В процессе применения тех или иных методов, способствующих повышению качества образования, у учащихся повышается мотивация к...

Качественное образование — будущее нации | Статья в журнале...

Новизна: разработка методик в совершенствовании: образовательного менеджмента, внедрение принципов корпоративного управления и системы мониторинга развития в рамках государственной программы развития образования РК на 2011- 2020 годы.

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения...

Методы управления качеством образования в современной школе. Управление качеством образования в образовательном учреждении.

Применение модели совершенства Европейского фонда управления качеством для повышения качества управления...

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

Основные факторы, определяющие качество образования

Их значительно больше. Однако внедрение новых образовательных технологий не

2. Завьялова Т. Б. Использование новых образовательных технологий как средство повышения качества образования.

Похожие статьи

Управление качеством образования в образовательном...

качество образования, образовательная деятельность, образовательный процесс, управление качеством, образовательное учреждение, область качества, стратегическое планирование, качество...

Качество образования как педагогическая проблема

Ключевые слова: качество образования, образованность, критерии образованности, образовательная парадигма.

Традиционно оценка качества образования связывалась с выявлением результатов, которых добиваются педагоги в образовательном процессе.

Проблема повышения качества образования в вузе

качество содержания образования

качество образовательного процесса (качество педагога, качество обучающегося)

Проследим этапы создания системы управления качеством образования в нашем вузе...

Управление качеством образовательного процесса в школе...

Между тем в области управления качеством образования в высшей школе сохраняется ряд противоречий. Это противоречия

- Результаты. Этот аспект можно выразить в плане успеваемости (обычно на экзаменах) и в более широком плане, с точки зрения...

Инновационные механизмы управления качеством...

Проблема управления качеством образования — одна из самых актуальных для любой образовательной организации, для каждого руководителя и педагога.

Методы повышения качества образования учащихся...

- качественная успеваемость.

Качество образования — это, несомненно, ключевая идея развития современной школы искусств. В процессе применения тех или иных методов, способствующих повышению качества образования, у учащихся повышается мотивация к...

Качественное образование — будущее нации | Статья в журнале...

Новизна: разработка методик в совершенствовании: образовательного менеджмента, внедрение принципов корпоративного управления и системы мониторинга развития в рамках государственной программы развития образования РК на 2011- 2020 годы.

Внутришкольный контроль как одна из форм повышения...

Методы управления качеством образования в современной школе. Управление качеством образования в образовательном учреждении.

Применение модели совершенства Европейского фонда управления качеством для повышения качества управления...

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

Основные факторы, определяющие качество образования

Их значительно больше. Однако внедрение новых образовательных технологий не

2. Завьялова Т. Б. Использование новых образовательных технологий как средство повышения качества образования.

Задать вопрос